/

Перед осуществлением погрузочно-разгрузочных работ необходима их четкая организация, под которой подразумеваются место, последовательность, продолжительность и количество рабочих.

На местах грузопереработки происходят такелажные работы. Каждый пункт отличается от других определенным грузопотоком, обусловленный направлением перемещения определенного вида груза за временную единицу.

Перерабатываемые кранами грузы разделяются на несколько разновидностей: штучные, перемещаемые и пакетированные в различных емкостях .

Операции погрузочно-разгрузочных работ в настоящее время механизированны. Для этого используется автоматическое оборудование: механизмы и машины. В зависимости от работы все агрегаты подразделяются на два вида: работающие самостоятельно и зависящие от каких-либо транспортных средств. К первой можно отнести монтажные краны, пневматические разгрузчики, передвижные конвейеры и другие. В состав второго подразделения входят грузовики, самосвалы, средства для саморазгрузки .

Погрузочно-разгрузочные или такелажные работы по-прежнему остаются трудоемкими в плане поднятия различных видов грузов с целью транспортировки в определенный географический объект. Это происходит двумя методами: вручную и с использованием специфической техники (погрузчика или подъемного крана). На погрузочно-разгрузочных работах занято порядка 10% рабочих страны . Для максимально удобной работы необходимо придерживаться ППР, в которых представлены все правила и рекомендации осуществления такелажных работ.

Осуществляются в специально отведенных местах с прочным, а главное, ровным покрытием из бетона, досок. Кроме того, в осуществлении этих работ важно соблюдение техники безопасности. Возможно осуществление этих работ на подготовленных площадках, способных выдержать нагрузку погрузочно-разгрузочных работ любой сложности.

Стоит отметить, что выполнение погрузочно-разгрузочных работ должно быть механизированным. В этом процессе участвует обширное разнообразие техники. В зависимости от выполняемой работы они классифицируются на машины, в которых присутствует непрерывное пневматическое действие, и машины, предназначенные для работы с материалами на железной дороге, как правило, сыпучими. Именно с ними способны полноценно и качественно работать устройства циклического действия. К ним относятся одноковшовые экскаваторы, универсальными погрузочными ковшами, электропогрузчиками и другим оборудованием.

Для безопасного выполнения работ необходимо соблюсти несколько требований . Во-первых , техника должна быть исправна и допущена к эксплуатации. Во-вторых , ни в коем случае не допускается перемещение грузов в жилых пространствах, где велика вероятность нахождения людей или животных. В-третьих , во время перемещения между конструкцией и перемещающей ее техникой должно быть расстояние не менее 950 миллиметров по вертикали и 1000 миллиметров по горизонтали. Помимо всего, запрещается опускание груза на автомобили. Поднятие груза строго запрещается в присутствии простых людей.

Принципы организации работы автотранспорта.

В строительстве применяют 2 схемы транспортных перевозок:

– МАЯТНИКОВАЯ (используют автомобили с неотцепными звеньями, в этом случае тягочи простаивают у мест разгрузки и загрузки; схема применима при наличии складов);

При перевозке по маятниковой схеме используют ав­томобили или автопоезда с неотцепными звеньями. Тяга­чи неизбежно простаивают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств. Маятниковая схема автотранс­портных перевозок эффективна при наличии приобъект­ных складов или при массовом строительстве сооруже­ний, состоящих из одинаковых конструктивных элемен­тов. В последнем случае в транспортном цикле участвуют специализированные автопоезда. Каждый автопоезд или группа автопоездов перевозит изделия определенной номенклатуры с последующей их разгрузкой по частям у строящихся однотипных объектов.

– ЧЕЛНОЧНАЯ (тягач работает с несколькими прицепами, лучше 3-мя (1 – на заводе, 2 – на площадке, 3 – в пути). Челночный метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, так как простои под погрузкой и разгрузкой в данном случае исключаются; имеются лишь незначительные потери времени (5.–.7 мин) на прицепку и отцепку полуприцепов.

При челночной схеме автотранспортных перевозок один седельный тягач работает последовательно с двумя полуприцепами и более. Их число зависит от расстояния между предприятиями строительной индустрии и строя­щимися зданиями. Наибольшее распространение получи­ла схема работы седельного тягача с тремя полуприце­пами, когда один прицеп находится под погрузкой (на­пример, на заводе сборного железобетона), другой – под разгрузкой на строительной площадке, а третий – в пути.

Доставка строительных грузов на объект связана с необходимостью их погрузки на месте отправления и разгрузки на месте прибытия. В настоящее время операции погрузки-разгрузки почти полностью механизированы. Для этого используют общестроительные и специальные машины и механизмы.

По принципу работы все машины и механизмы, осуществляющие погрузочно-разгрузочные операции, подразделяются на следующие группы:

1. работающие независимо от транспортных средств (специальные погрузочно-разгрузочные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др.)

Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые, на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко используют на погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня гравия, песка и других сыпучих мелкокусковых материалов.


Погрузчики (IV.9) в строительстве получили большое распространение. С их помощью уже сейчас выполняется около 15 % всех объемов погрузочно-разгрузочных работ. Широкое применение погрузчиков в строительстве объясняется их высокой мобильностью и универсальностью. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики.

А) Универсальные одноковшовые самоходные погрузчики (рис. IV.9, а -в) оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, кроме того, вилочным подхватом, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом (обратная лопата) и др. Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад. В строительстве универсальные погрузчики используют для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных и бетонных узлов, а также для различных вспомогательных работ. Грузоподъемность одноковшовых погрузчиков 2;3;4;6и 10 т.

В) Многоковшовые погрузчики (непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Многоковшовый погрузчик является самоходной машиной, на раме которой укреплен зачерпывающий орган - питатель и ковшовый элеватор или конвейер (рис. IV.9, г). Такие машины выпускают нескольких типов, отличающихся в основном конструкцией зачерпывающего органа (подгребающие винты, зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.). К этой группе погрузочно-разгрузочных машин относятся и передвижные ленточные конвейеры, которые используют при погрузке сыпучих, кусковых и мелкоштучных грузов.

С) Автопогрузчики (рис. IV.9, д) в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным подхватом, а в качестве сменного органа - ковш, зажимы для штучных грузов, крановую стрелу и другие захватные приспособления.

2. являющиеся частью конструкции транспортных средств (автомобили-самосвалы, транспортные приборы с саморазгружающимися платформами, средства для саморазгрузки и др.).

К. саморазгружающимся транспортным средствам , помимо автосамосвалов и цементовозов, относятся и саморазгружающиеся автомобили, которые имеют устройства для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций, лесоматериалов и т. п. или крановое оборудование для разгрузки и погрузки штучных строительных грузов.

В строительных работах задействовано множество сложнейших машин, механизмов, подъемного и прочего оборудования. Какие нюансы необходимо принимать во внимание при учете погрузочно-разгрузочных работ и транспортных перевозок? Можно ли данные затраты включить в состав налоговых расходов? Ответы - в нашей статье.

Организация работ

Транспортные средства и оборудование, которые применяются для погрузочно-разгрузочных работ, должны соответствовать характеру перемещаемого груза.

Площадки для данных работ планируются таким образом, чтобы они имели уклон не более 5 градусов, а их размеры и покрытие соответствовали проекту производства работ.

Движение автомобилей на территориях стройплощадок и подъездных путях к ним следует регулировать общепринятыми дорожными знаками и указателями.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ должны быть соблюдены требования законодательства о предельных нормах переноски тяжестей и допуске работников к выполнению этих работ. Следует учитывать, что переносить материалы на носилках по горизонтальному пути можно только в исключительных случаях и на расстояние не более 50 метров, а осуществлять переноску материалов на носилках по лестницам и стремянкам строго запрещено. К работам по погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов работники допускаются только по результатам медицинского освидетельствования. Кроме того, указанные работники должны пройти специальное обучение по технике безопасности труда с последующей аттестацией. А также знать и уметь применять приемы оказания первой доврачебной помощи.

Порядок учета работ, а также отражения транспортных расходов и затрат на погрузочно-разгрузочные работы зависит от того, какими - собственными или арендованными машинами и механизмами пользуется строительная организация.

Аренда транспорта и оборудования

Отношения, возникающие в связи с договором аренды, регулируются главой 34 Гражданского кодекса РФ. По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Обязанность арендодателя по содержанию транспортного средства установлена статьей 634 Гражданского кодекса РФ.

Операции по реализации услуг на территории России на основании статьи 146 Налогового кодекса РФ признаются объектом обложения НДС. Таким образом, организация-арендодатель обязана выписать строительной организации-арендатору счет-фактуру на услуги по аренде. Сумма НДС, предъявленная арендодателем, учитывается по дебету счета и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» . На основании выставленного арендодателем счета-фактуры и после отражения услуг по аренде на балансе сумма НДС принимается к вычету. В бухгалтерском учете при этом делается запись по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» .

Комплект документов при аренде машин и механизмов включает в себя:

Акт об оказании услуг;

Счет-фактуру.

Машины и механизмы, арендованные организацией, учитываются на забалансовом счете «Арендованные » в сумме, указанной в договоре аренды.

В целях бухгалтерского учета плата за аренду строительной техники является для организации расходом по обычным видам деятельности. При формировании налоговой базы по налогу на прибыль плата за аренду строительной техники включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Использование привлеченных машин и механизмов

Строительная организация может привлекать для работы специализированные организации по договорам на оказание услуг.

КАК ОФОРМИТЬ РАБОТЫ?

Работа привлеченных машин и механизмов должна оформляться в специализированной организации сменными рапортами и путевыми листами по типовым межотраслевым формам.

Выполнение работы машиной (механизмом) подтверждается подписью и штампом строительной организации на сменном рапорте (формы № ЭСМ-1, № ЭСМ-3) или путевом листе (форма № ЭСМ-2). Расчеты со специализированными организациями за выполненные работы (услуги) осуществляются по справке типовой формы № ЭСМ-7. Она выписывается отдельно на каждый рапорт (). Необходимо строго соблюдать порядок оформления указанных выше справок, следить за наличием в них всех необходимых подписей и печатей. Выполненные работы (услуги), отраженные в справках, должны относиться к конкретным объектам строительной организации.

Как правило, организация-генподрядчик все работы по строительству объекта или основную их часть выполняет силами субподрядных организаций. При этом, согласно условиям договоров субподряда, генподрядчик может принять на себя обязанность по обеспечению строительства соответствующими машинами и механизмами, привлекая для этого специализированные организации (управления механизации).

ЕСЛИ ДЛЯ РАБОТЫ НЕОБХОДИМ АВТОТРАНСПОРТ

Для участия в технологическом процессе строительства может привлекаться транспорт по договорам, заключенным с автотранспортными организациями. В них должны быть обязательно определены существенные условия договора. Так, если в договорах не зафиксированы условия грузоперевозок, их объемы и километраж, вид автотранспорта, то в соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ такие договоры не могут считаться действительными. Работа привлеченного автотранспорта оформляется путевыми листами типовых межотраслевых форм: № 4-С - при оплате работы автотранспорта по сдельным расценкам; № 4-П - при оплате по повременному тарифу. Они утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Форма № 4-П путевых листов содержит отрывные талоны. Их оборотная сторона заполняется строительной организацией как заказчиком транспорта и служит основанием для предъявления организацией - владельцем автотранспорта счета заказчику.

Работы ведутся с использованием собственного имущества

Для учета работы строительных машин (механизмов) используется журнал по типовой межотраслевой форме ЭСМ-6. Журнал учета заполняется прорабом.

По данным журнала устанавливается, на каких строительных объектах работали машины и механизмы, количество времени их работы (машино-часов, машино-дней), правильность начисления заработной платы рабочим. Кроме того, по актам о приемке выполненных работ (форма № КС-2) определяются виды работ и правомерность их выполнения с применением машин и механизмов. Для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы, измеряемые в натуральном выражении, применяется «Рапорт - наряд о работе строительной машины (механизма)» (форма № ЭСМ-4). Он является основанием для начисления заработной платы обслуживающему персоналу. Рапорт заполняется в одном экземпляре уполномоченным лицом и выдается машинистам на весь период выполнения работы. При использовании документа в организациях, имеющих машины (механизмы) на балансе, выполненные работы подтверждаются лицом, ответственным за их выполнение.

Учитываем расходы...

Затраты на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов, а также автотранспорта учитываются в составе расходов.

В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Указанные затраты учитываются строительными организациями на счете 25 «Общепроизводственные расходы» .

Для того чтобы обеспечить достоверное отражение затрат по видам строительных машин и механизмов, к счету следует открыть субсчет «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования». На нем отражают:

Стоимость МПЗ, использованных на содержание и эксплуатацию строительной техники, в том числе запасных частей, ГСМ, а также различных видов энергии;

Расходы, связанные с эксплуатацией машин и механизмов;

Расходы, связанные с техническим обслуживанием, здесь же отражаются отчисления на создание ремонтного фонда;

Заработную плату работников, занятых управлением и эксплуатацией машин и механизмов, а также ЕСН и взносы на пенсионное и социальное страхование;

Расходы на монтаж и демонтаж строительных машин и механизмов;

Расходы на содержание и ремонт подъездных и подкрановых путей;

Оплату услуг сторонних организаций, предоставляющих

в аренду специализированную строительную технику;

Прочие затраты.

В конце месяца указанные затраты распределяются на другие счета учета (20, 23, 29). Порядок их распределения устанавливается в учетной политике организации. Чаще всего базой распределения указанных затрат выступает количество машино-смен или машино-часов.

В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

В целях исчисления налога на прибыль затраты организации на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также затраты на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями организации относятся к материальным расходам (подп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, расходы по оплате услуг, связанных с осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, оказываемых сторонними организациями, могут быть приняты в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу, уплачиваемому организацией в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Об этом сказано в письме Минфина России от 8 июня 2007 г.

№ 03-11-04/2/163.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ?

Безопасность при выполнении транспортных и погрузочно-разгрузочных работ на строительной площадке обеспечивается выполнением требований норм и правил СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования». Они утверждены постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. Кроме того, при проведении данных работ должны соблюдаться правила по охране труда на автомобильном транспорте, межотраслевые правила по охране труда и государственные стандарты.

К атегория: Различные работы

Погрузочно-разгрузочные работы

Погрузочно-разгрузочные работы в строительстве были и пока остаются наиболее трудоемким видом работ. Объем этих работ чрезвычайно велик.

На 1 млн. руб. стоимости строительно-монтажных работ в среднем перевозится 238 тыс. т грузов автомобильным транспортом и до 20 тыс. т железнодорожным. Отсюда становится понятным, почему вопросам комплексной механизации погрузочно- разгрузочных работ, внедрению контейнерной и пакетной перевозки грузов уделяют большое внимание. Механизация погрузсчно- разгрузочных работ позволяет также сократить простои транспортных средств. Выбор типа погрузочно-разгрузочных механизмов и приспособлений обусловливается в первую очередь характером и объемом транспортируемых грузов.

Все строительные грузы подразделяют на материалы: сыпучие (песок, цемент, гравий, щебень); мелкоштучные (кирпич, камни, рулонные материалы); тяжелые штучные (железобетонные плиты, панели, балки, фермы); наливные (горюче-смазочные материалы, жидкий битум); длинномерные (лес, арматурная сталь, прокат, трубы).

Наиболее распространенными средствами механизации погрузки сыпучих грузов являются экскаваторы, которые разрабатывают грунт, песок или гравий в карьерах и одновременно грузят его в транспортные емкости. Экскаваторы используют также и при погрузке сыпучих грузов, заготовленных в штабелях. На обогатительных фабриках и дорожных работах для хранения и механизации погрузки сыпучих материалов используют бункера-накопители. В бункера сыпучие подаются системой конвейеров или надвижкой бульдозерами, скреперами, а из бункеров в кузова автомобилей или вагоны, которые подают под бункер, сыпучие материалы загружаются самотеком.

Выгрузку цемента из вагонов и загрузку его на склад осуществляют специальными пневмомеханическими разгрузчиками. Для разгрузки песка, гравия, щебня с железнодорожных платформ широко используют стационарные или передвижные (на тракторе) скребковые разгрузчики, с помощью которых при медленном движении железнодорожного состава сыпучие грузы сгружаются в прирельсовый склад. Для рыхления смерзшихся на платформах сыпучих грузов применяют виброрыхлители. При перевозке сыпучих грузов автотранспортом используют саморазгружающиеся автосамосвалы и прицепы.

Рис. 1. Контейнеры для перевозки рулонных материалов (й) и поддоны для кирпича (б)

Рис. 2. Схемы комплексной механизации транспортно-перегрузочного процесса а - бесперегрузочная; б -с промежуточным складом; 1, 4 - козловые краны; 2 - грузовой автомобиль с прицепом; 3 - башенный кран

Для механизированной погрузки мелкоштучных и штучных грузов их предварительно пакетируют, загружают в контейнеры или на поддоны, а затем грузят на транспортные средства стреловыми кранами, автопогрузчиками с вилочными захватами и другим сменным оборудованием или кранамй-штабелерами.

Пакетирование и контейнеризацию грузов осуществляют на за- водах-изготовителях. Затем готовые пакеты и контейнеры кранами загружают на транспортные средства.

Контейнеры в зависимости от перевозимых в них грузов по конструкции могут быть разборными и неразборными, открытого или закрытого типа, а по принципу разгрузки - саморазгружающимися или с ручной выгрузкой. На поддонах в основном перевозят кирпич и мелкоштучные камни.
На рис. 1 показаны виды контейнеров и поддонов.

Длинномерные штучные грузы (трубы большого диаметра, лес) загружают и разгружают кранами с использованием специальных жестких или гибких самораскрывающихся захватов.

Погрузку на транспортные средства на заводах-изготовителях пли на базах УПТК и разгрузку на строительных площадках тяжеловесных штучных грузов (железобетонных конструкций) осуществляют козловыми, портальными или башенными кранами с использованием специальных стропов и захватов (рис. 2). Широко используют при этом способ «монтаж с колес», т. е. одноразовую работу башенного крана - разгрузка конструкций с транспортных средств и немедленная подача их на место монтажа.



- Погрузочно-разгрузочные работы

Погрузочно-разгрузочные работы


Под организацией погрузочно-разгрузочных работ понимается комплекс мероприятий, которыми определяются место, состав, последовательность и продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций, род перерабатываемых грузов, способы их складирования и строповки, типы применяемых грузоподъемных и транспортных средств и способы их установки относительно друг друга и перемещаемого груза, а также состав звена рабочих, принимающих участие на погрузочно-разгрузочных работах.

Места, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, называют пунктами грузопереработки. Каждый такой пункт отличается грузопотоком. Грузопоток характеризуется видом груза, направлением его перемещения и количеством груза, проходящего через данный пункт в единицу времени.

Грузы, перерабатываемые автомобильными кранами, по способу образования грузового места разделяются на штучные, пакетированные и перемещаемые в емкостях или таре.

Классификация материалов, изделий и конструкций по способу образования грузового места

Схемы движения грузов зависят от организации их доставки к месту потребления. В строительстве грузы доставляют на объект по схеме, предусматривающей четыре пункта грузопереработкй: завод по производству материалов и изделий - базисный склад-сборочная площадка конструкций - приобъектный склад. На ряд объектов, например в жилищном и культурно-бытовом строительстве, грузы с высокой степенью заводской готовности доставляют, минуя базисный склад, сборочную площадку и приобъектный склад.

Грузы из первого пункта грузопереработкй ко второму доставляют железнодорожным и автомобильным транспортом, а к сборочной площадке и от нее на приобъектный склад - автомобильным транспортом.

При такой схеме образуется четыре грузопотока по направлению движения грузов: – погрузка материалов на железнодорожный или автомобильный транспорт и выгрузка с него на базисный склад или перегрузка материалов с железнодорожного транспорта на автомобильный; – выгрузка материалов с автомобильного транспорта на приобъектный склад; – перегрузка материалов с одного места складирования на другое в процессе строительства объекта.

Операций, составляющие погрузочно-разгрузочные работы, разделяются на основные и вспомогательные. К основным операциям относятся захват груза и подача его на транспортное средство или к месту складирования. К вспомогательным операциям относятся операции, которые не входят в процесс перемещения груза: закрепление и освобождение стропующих устройств, наводка грузов или укладка их в требуемое положение, передача сигналов машинисту, подготовка транспортных средств, мест складирования, подкладок, прокладок и т. п.

На погрузочно-разгрузочных работах должны быть обеспечены рациональные условия и методы выполнения вспомогательных операций: наивыгоднейшие трудовые приемы ручных работ, слаженность совместных действий звена рабочих, рациональные конструкции приспособлений (например, грузозахватных устройств, прокладок, подкладок лестниц).

Основной формой организации труда на погрузочно-разгрузочных работах является специализированное звено, состоящее из машиниста крана, стропальщика, такелажника.

Погрузка и выгрузка грузов состоит из ряда последовательных трудовых приемов. По сигналу стропальщика машинист поворачивает кран к месту, где находится груз, опускает крюк с траверсой для строповки груза. Убедившись в надежности петель и заценив за них крюки стропа, такелажник подает сигнал машинист на подъем груза. При необходимости рабочий, прикрепив оттяжю к грузу, сопровождает его до места укладки, где по сигналу такелажника наводит и опускает груз на место.

Состав звена, содержание операций и продолжительность вьиН полнения каждой из них зависят в основном от рода груза нн условий работ. Например, погрузку и разгрузку плит перекрытия выполняет звено, состоящее из машиниста автомобильного крана (5-го разряда), стропальщика (4-го разряда) и такелажника (3-го разряда).

Количество груза, проходящего через данный пункт грузопере-работки в единицу времени (час, смена, сутки и т. д.), зависит от объемов работ на объекте, расположения места, куда следует груз, темпов возведения объекта, уровня организации работ, применяемых на нем типов машин.

Автомобильные краны, используемые на погрузочно-разгрузоч-ных работах, должны иметь грузоподъемность, соответствующую массе грузового места. Как правило, автомобильными кранами перерабатывают грузы, масса которых указана или на грузовом месте, или в сопроводительной технической документации. При погрузке и разгрузке грузов неизвестной массы заранее определяют массу одного грузового места. Примерная масса одного места наиболее распространенных грузов приведена в табл. 14.

Вылет А и высоту подъема Я крюка автомобильных кранов определяют в зависимости от размеров транспортных средств и складов с учетом рациональной схемы установки крана на пункте грузопереработки (рис. 156) по формулам.

Рис. 156. Схемы для определения вылета и высоты подъема крюка при погрузке и разгрузке материалов с железнодорожного (а) и автомобильного (б) транспорта в штабель, с железнодорожного транспорта в автомобильный транспорт (в), из одного штабеля в другой {г),

Формулы для подсчета высоты погрузки автомобилей (у - объемная масса груза, т/м3)

Показатели, входящие в состав приведенных формул, определяют из различных источников: действующих ГОСТов, нормативной и технической документации на габариты транспортных средств, грузов и стропующих устройств, а также в соответствии с нормами складирования грузов и правилами безопасного ведения при этом подъемно-транспортных работ.

Высоту погрузки транспортных средств hn и высоту строповки грузов Ас+г определяют расчетом. Высота погрузки автомобилей К зависит от их грузоподъемности и объемной массы груза. При Данной грузоподъемности автомобиля высота его погрузки тем больше, чем меньше объемная масса груза.
Установка крана относительно транспортных средств и мест Укладки грузов должна обеспечивать полное или максимальное использование его грузоподъемности на всех участках рабочей

зоны при минимальном радиусе вращения поворотной платформы. При этом необходимо учитывать минимально допустимые приближения грузоподъемных машин к транспортным средствам, складам, зданиям и принятую последовательность заполнения склада материалами.

Схема размещения грузов на пункте грузопереработки определяется размерами склада, типом и способом хранения на нем материалов, изделий и конструкций. На приобъектном складе схема) размещения грузов зависит, кроме того, от технологии возведения зданий и сооружений.

Рис. 157. Схемы размещения железобетонных изделий на складе:
1 - колонны, 2 - плиты, 3 - балки, 4 - кран, 5 - фермы, 6 - фундаментные подушки

Размеры склада и число штабелей на его территории устанавливают с таким расчетом, чтобы создать запас материалов для производства строительно-монтажных работ на объекте в течение 5-7 суток. Размеры штабеля зависят от габаритов груза, а число рядов в штабеле по горизонтали и вертикали определяется его устойчивостью и несущей способностью основания. На приобъектном складе штабеля располагают в зоне действия монтажного крана с учетом удобства разгрузки транспортных средств. Длинную сторону штабеля располагают параллельно подъездным путям, по которым доставляют материалы и конструкции на склад, что позволяет сократить вылет крюка.

Каждый штабель должен находиться в зоне действия основного монтажного крана и содержать число элементов, достаточное для обслуживания всей рабочей зоны монтажного крана. Между табелями на складе необходимо устраивать проезды и проходы шИриной соответственно 3,5 и 1,5 м. Одна из возможных схем размещения железобетонных элементов при их хранении на складе приведена на рис. 157.

Способы укладки грузов в штабель зависят от их назначения, методов строповки и монтажа. Положение и способ опирания грузов не должны вызывать перенапряжение материала (табл. 18, рис. 158 и 159). При укладке плашмя железобетонных элементов рабочая арматура должна быть обращена вниз. Грузы на складе размещают так, чтобы их маркировка легко читалась со стороны прохода или проезда, а монтажные петли были обращены кверху. Каждый элемент груза должен опираться на две инвентарные подкладки, которые располагаются поперек элемента. По вертикали эти подкладки должны быть строго одна над другой.

Способ организации монтажных работ определяется типом! объекта, местом, способом укладки в проектное положение и типом! монтируемых конструкций, содержанием, последовательностью и продолжительностью выполнения монтажных операций, применяемыми машинами и схемами их расположения относительно здания и склада, составом звена рабочих. Монтаж конструкций на объекте производится в определенной последовательности, обеспечивающей подготовку соответствующих участков под послемонтажные работы.

Конструкции, монтируемые на объектах, разделяются по роду материала, функциональному назначению, принципу образования монтажной единицы и способу монтажа. Наиболее распространенными в практике монтажных работ являются конструкции, изготовленные из железобетона, бетона, проката металлов, листового металла, дерева и синтетических материалов. Монтажной единицей могут быть штучные элементы (прогоны, ригели, колонны, плиты), крупноразмерные детали заводского изготовления (панели на одну или две комнаты, санитарно-технические кабины и блоки), а также элементы, прошедшие предварительную укруп-иительную сборку.

Способы монтажа конструкций зависят от типа монтажных единиц и последовательности их установки в проектное положение.

По степени укрупнения конструкций различают три способа монтажа: отдельными элементами, блоками конструкций и сооружениями в целом. Наибольшее распространение получил первый способ. Он используется при монтаже фундаментных блоков, колонн, балок, плит, ферм и т. д.

В зависимости от последовательности установки монтажных единиц в проектное положение различают дифференцированный (раздельный) и комплексный методы монтажа.

При дифференцированном методе монтаж начинают с укладки фундаментных блоков и подушек, установки колонн, затем последовательно осуществляют монтаж элементов стен, балок, плит перекрытия, ферм, элементов кровли. При таком способе монтажа кран может передвигаться вдоль пролета (посередине или краю), поперек пролета, вне возводимого здания по его периметру. Путь перемещения крана выбирают в зависимости от его грузоподъемности, вылета и высоты подъема крюка, конструктивно-планировочных решений зданий, массы монтажных единиц. Перемещаясь по середине пролета, кран может устанавливать с одного места до четырех и более колонн, что сокращает число его перемещений. При больших пролетах технические возможности крана часто оказываютея недостаточными для установки смежных колонн и в этом случае он перемещается по краям пролета, работая на минимальном вылете. ТакиМ образом, число его перестановок увеличивается. При движении поперек пролета рабочий путь крана оказывается значительно короче, чем в случае его перемещения вдоль пролета, но увеличивается общее время на перестановку крана из одного пролета в другой. Наиболее эффективным является перемещение крана вне здания или сооружения вдоль его одной, двух или всех сторон, но эту схему можно применять только при монтаже одноэтажных жилых зданий и зданий культурно-бытового назначения, а также небольших отдельно стоящих сооружений шИриной, соответствующей полезному вылету крюка.

При комплексном методе одновременно монтируют разноименные конструкции в пределах рабочей зоны крана. Наиболее часто этот метод применяют при монтаже сборных зданий, когда кран одновременно укладывает фундаментные блоки, устанавливает наружные стеновые панели и внутренние панели перегородок, а затем укладывает на них плиты перекрытия.

Рис. 160. Возможная схема перемещения крана при монтаже конструкций здания сельскохозяйственного назначения

Данные о принятом методе монтажа конструкций содержатся в проекте производства монтажных работ, который составляют по рабочим чертежам на строительство зданий и сооружений в соответствии с «Инструкцией о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ» (СН 47-67). Типовые проекты производства монтажных работ в каждом конкретном случае должны быть привязаны к местным условиям, исходя из данных о наличии кранов, расположении мест складирования монтируемых конструкций.

Например, требуется выбрать схему перемещения и тип крана для дифференцированного метода монтажа фундаментных блоков и колонн при следующих исходных данных: тип здания - одноэтажное сельскохозяйственного назначения; число пролетов - 3; ширина пролета - 8 м; шаг колонн - 6, высота колонны - 6 м; длина здания по осям крайних колонн -42 м; масса фундаментного блока - 2, колонны - 1,2 т; расположение места складирования блоков и колонн - в зоне действия крана.

Рис. 161. Схема организации рабочего места при монтаже под» земной части жилого дома: М, М2, М3 - монтажники,
1 - ящик для песка, 2 - склад блоков, 3 - кран, 4 - монтируемый блок, 5 - подштопка, 6 - монтажный ломик, 7 - нивелир, 8 - ящик для инструмента, 9 - лопата, 10 - смонтированвые блоки, 11 - откос

При выборе крана для монтажа колонн на уложенные фундаментные блоки необходимо одновременно с вылетом крюка определить высоту его подъема. С учетом длины стропов 1 м высота подъема крюка при установке колонны в проектное положение составляет 4,5 м, что соответствует техническим возможностям кранов грузоподъемностью более 4 т.

Монтажные работы выполняет комплексная бригада рабочих, состоящая из монтажников, стропальщиков, такелажников и машинистов крана. С целью наиболее полного использования кранов по времени в течение суток монтажные работы организуют в две-три смены. Бригада разбита на звенья, которые работают посменно. Звеньями, в которых бригадир не работает, руководит звеньевой.

В течение первой й второй смен выполняют непосредственно монтаж конструкций, в.третью смену -разгружают прибывающие на приобъектный склад детали и подают материалы на этажи для работы внутри здания. При монтаже «с колес», когда необходимость в выполнении погрузочно-разгрузочных операций отпадает, монтажные работы ведут в течение всех трех смен.

На отдельных этапах возведения зданий и сооружений организация работ может быть изменена: например, в первую смену выполняют санитарно-технические работы или устанавливают технологическое оборудование, а в течение двух последующих монтируют конструкции.

Возможный вариант передовой организации труда показан (рис. 161) на примере монтажа автомобильным краном подземной части жилого дома из сборных элементов.

Рабочим местом монтажников является монтажная захватка, размеры которой установлены проектом производства работ, исходя из необходимости обеспечения параллельного ведения санитарно-технических и электротехнических работ с соблюдением правил техники безопасности.

Звено (трое рабочих 4, 3, 2-го разрядов и машинист 6-го разряда) монтирует элементы фундамента на заранее подготовленное основание. Вначале укладывают подушки, по ним - угловые и маячные блоки. Промежуточные блоки начинают укладывать с наиболее отдаленной от крана захватки, находящейся в зоне его работы. Далее монтаж продолжают на участках установки стеновых панелей подвального этажа, где работы ведет звено из четырех монтажников 5, 4, 3, 2-го разрядов, машиниста 6-го разряда и электросварщика 5-го разряда. Монтаж панелей стен и перегородок начинают с подготовки их к строповке. За это время два монтажника на месте установки панели устраивают постель из раствора, после чего машинист подает туда панель, а трое монтажников при помощи монтажных ломиков устанавливают ее на место по отмеченным рискам.

Плиты перекрытия укладывают четыре монтажника, которые ранее были заняты на монтаже элементов фундамента и панелей. При укладке детали в проектное положение машинист должен опускать ее плавно, используя посадочные скорости механизма подъема груза.

К атегория: - Организация работы автомобильных кранов