Еще на своих курсах я столкнулась с тем, что понятия локус, аллель (аллельные гены), а точнее отсутствие их четкого понимания, ведут к тому, что позднее начинают путаться два понятия «генетически такой-то» и «носитель».
Не надеюсь сыскать славу педагога по генетике, но попробую объяснить все еще раз.
Я сторонница объяснять все на пальцах, много раз повторять элементарное, любительница использовать аналогии, но так же любительница обратной связи. Если вы зашли на эту страничку с целью разобраться в генетике окрасов кошек и благодаря этой странице поняли почему кремовый кот может быть носителем шоколада, то напишите мне об этом пожалуйста, а если не поняли то тем более напишите. Так и пишите: «Ничего не понимаю!!!» Тогда я попробую написать еще проще и еще понятней. Но, я надеюсь, азы генетики вы уже освоили, если нет, то вам сначала сюда — эта статья для мало-мальски образованных.

То, что вся наследственная информация хранится в хромосомах , хромосомы содержат ДНК мы все помним со школы. У кошки 38 хромосом и 2 из них, как и у нас, людей, половые — определяющие пол каждой конкретной особи. Так уж получилось, что половые хромосомы млекопитающих по своей форме напоминают буквы X и Y. Если комбинация половых хромосом у особи XX — это самка, XY — самец. Комбинации YY быть не может, так как половые хромосомы достаются особи от родителей, то есть самка по любому передаст своему потомству одну из X-хромосом, а самец либо X-хромосому, либо Y-хромосому, как повезет.
Сама ДНК очень длинная и для компактности скручена в спираль, может даже кто-то знает что на спирали ДНК располагаются гены. Ген — это участок спирали ДНК — единица наследственности, определяющая тот или иной признак, например, окрас шерсти. Каждый участок, ген, располагается на каком-то конкретном расстоянии от начала спирали ДНК и у каждого вида это положение гена отвечающего за один и тот же признак совершенно одинаковое, хотя само проявление признаков у особей вида может быть различным.
Это примерно так же как расположение квартир в домах построеных по одному проекту: если зайти в третий подъезд любого из однотипных домов, подняться второй этаж и повернуть направо - там будет пятикомнатная квартира идентичная всем квартирам справа на втором этаже третьего подъезда. При этом обстановка в квартире может отличаться
Точное расположение участка, гена, отвечающего за тот или иной признак на спирали ДНК, называется локус — от слова locus — место. Давайте еще раз. Локус — это месторасположение конкретного гена на спирали ДНК. Локус — это адрес гена.
Но посмотрите, наше ДНК на самом деле состоит не из одной спирали, а из двух причем образно говоря, связанных, спаренных друг с другом! Гены на второй спирали располагаются точь в точь как на первой. Да и вообще, у млекопитающих любой признак определяется не одним геном, а двумя, расположенными в одном локусе (по одному адресу) на этой самой двойной спирали ДНК. Один ген отвечающий за признак на одной спирали, второй, отвечающий за тот же признак, на соседней, но месторасположение у этих двух генов одно и то же. Помним, что месторасположение гена называют локусом.

В одном локусе (в одном и том же месте) всегда будут располагаться два гена определяющие один и тот же признак, например, каким именно будет окрас черной группы окрасов, но сами гены могут быть разными, а реальный, видимый, вариант окраса будет определена их конкретной комбинацией.
Если уж мы заговорили о черной группе окрасов, то каждый из двух генов отвечающий за черный окрас может быть одним из них:
B — черный окрас, доминантный по отношению к шоколадному и цинамону;
b — шоколадный окрас, рецессивный по отношению к черному и доминантный по отношению к цинамону;
b" — цинамон, рецессивный по отношению к черному и шоколадному.

Вот такой выбор из нескольких генов отвечающих за один и тот же признак называется аллель . Еще раз, аллель - это всевозможные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах), отвечающие за один и тот же признак и определяющие альтернативные варианты этого признака. Это не те два гена на спирали ДНК, которые определят как будет выглядеть особь, нет, аллель — это вообще все-все возможные вариации гена в природе (известные и не известные), которые будут отвечать за конкретный признак. У каких то генов много альтернативных (аллельных) генов, у каких-то нет.
Выше я расписала три аллельных гена, определяющих каким именно будет окрас черной группы у кошек. Давайте посмотрим в какие комбинации могут складываться эти гены в конкретной особи и какого окраса будет при этом сама особь. То, что доминантный ген перекрывает действие рецессивного в каждой конкретной паре, обязательно помним. И так:
BB — черный;
Bb — черный, носитель шоколада;
Bb" — черный, носитель цинамона;
bb — шоколадный;
bb" — шоколадный, носитель цинамона;
b"b" — цинамон.

Вот тут на нашу голову сваливается сразу три понятия, нет сразу пять! Первое я уже употребила «носитель». Нужно ввести еще: «генотип » и «фенотип ». Генотип - это весь набор генов у каждой конкретной особи. Если ограничиться только генами определяющим каким именно будет окрас черной группы, то описанные выше комбинации генов и есть генотип. А вот описание цвета особи — это фенотип. То есть кот с комбинацией генов (с генотипом) BB будет генетически гомозиготным черным и, возможно, фенотипически черным. Почему возможно? Потому что оказывается в окончательный окрас кота могут вмешаться и другие гены, но об этом ниже. Гомозиготный обозначает что оба гена из пары одинаковые, в нашем случае (B-B). А вот про кота с комбинацией генов Bb" говорят что он гетерозиготный черный, носитель цинамона. Гетерозиготный - значит гены в паре разные (B-b"), в фенотипе (возможно) проявится доминантный ген, в нашем случае черный, но своему потомству кот может передавать любой из этой пары генов, соответственно, может передать и цинамон (b"). Так вот, когда речь идет о рецессивном гене присутствующем в генотипе, то правильней говорить «носитель». Носитель - это гетерозиготная особь по конкретному признаку, которая в фенотипе проявляет доминантный признак, но может передавать своему потомству ген рецессивного признака. Еще раз, мы не говорим о других признаках и других локусах. Мы употребляем понятие «носитель» только в рамках одного признака, и одного локуса, то есть, когда говорим о аллельных (альтернативных) комбинациях генов.
Сейчас я исхожу из положения, что все вы знаете что гомозиготное состояние генов dd проявляет осветление основного окраса, соответственно кот с генотипом Bb dd фенотипически будет голубым котом, носителем шоколада. При этом не правильно говорить «носитель лилового окраса» так как лиловый окрас формируется под действием двух неаллельных генов из разных локусов: 1. генами bb (bb") - шоколадным окрасом из группы черных окрасов; 2. генами dd — наличием осветления основного окраса. Про кота с генотипом Bb bb правильно говорить «носитель шоколада». Понятно почему? Потому что признак окраса из черной группы и признак осветления наследуются не-за-ви-си-мо !!!

Но рано или поздно нам встретится фраза типа «генетически лиловый кот». Генетически лилового я не нашла, но хотите покажу генетически черного кота? Пожалуйста!

Этот кот фенотипически белый, генетически черный, носитель осветления.


А вот этот кремовый паренек запросто может быть генетически голубым, носителем шоколада.

Нет я не сошла сума. И в первом и во втором случае речь идет от особенном явлении о эпистазе . Эпистаз это явление, когда гены из одного локуса влияют на проявление генов из совершенно другого локуса (локус это адрес гена), то есть на неаллельные гены. В первом случае ген эпистатического белого W не позволил проявиться генам отвечающим за окрас вообще. При этом сами гены отвечающие за окрас никуда не делись, они все на месте! Еще раз! Эпистатические гены не позволяют проявиться каким-то другим, не аллельным с ними генам, но при этом сами гены, чье действие не проявилось, существуют, несут в себе всю генетическую информацию и будут передаваться потомкам!!!
Когда мы говорим о красном окрасе, то редко применяем понятие «эпистаз», хотя временами в литературе по генетике окрасов кошек можно встретить «красный эпистатический». Просто с красным не все так просто. Во-первых ген красного окраса (О) сцеплен с Х-хромосомами, то есть находится исключительно на них, почему в задачах по генетике разумнее описывать красный окрас для кошек XOXO, XOXo, XoXo, для котов XOY, XoY, когда описание красного окраса идет только буквой О (o), без привязки к половой хромосоме, часто возникает путаница. Во-вторых, ген красного окраса влияет только на гены окраса черной группы. В-третьих, если генотип кошки ХOXo, то есть один из аллельных генов О у нее доминантный, отвечающий за проявление красного окраса, а второй о рецессивный позволяющий проявиться окрасу черной группы, то кошка проявит оба окраса одновременно и будет черепаховой. Тем не менее у красных котов XOY и у красных кошек XOXO гены, определяющие окрас черной группы шерсти никуда не деваются, их проявление в фенотипе лишь отменяется действием эпистатического гена красного окраса, но они все есть, полностью переданы от своих родителей и далее будут переданы своим потомкам. Допустим от красной кошки с генотипом XOXO BB Dd и шоколадного кота с генотипом XoY bb Dd родился кремовый котик, такой же как на картинке выше. Его генотип XOY Bb dd - вот он, кремовый кот, генетически голубой, носитель шоколада! В данном случае правильней говорить именно «генетически голубой», а не «генетически черный, генетически осветленный...» так как признаки наследуются независимо , а вот в генотипе особи они присутствуют одновременно ! И ни в коем случае не стоит говорить «носитель черного, носитель осветления...» или «носитель голубого...» Он не носитель голубого, он именно генетически голубой!!! Просто это все скрыто действием гена из другого локуса, гена красного эпистаза, а там, внутри под кремовой шкуркой генетически голубой кот:) Если этого кремового кота с генотипом XOY Bb dd скрестить с черной кошкой с генотипом XoXo Bb Dd, то у них запросто может родиться и лиловый котик и шоколадный котик... У особи с красным окрасом вся информация о окрасах черной группы заложена генетически.

И так резюмирую:

Локус — от слова локация, место — это положение, «адрес» генов на ДНК, отвечающих за какой либо признак.
Аллель — все возможные альтернативные разновидности генов, которые только могут быть в каком либо конкретном локусе.
«Носитель» говорим тогда, когда речь идет о гетерозиготном животном, в генотипе которого есть рецессивный ген, который он «несет» и может передавать потомкам (черный, носитель цинамона). Носительство генов из разных локусов оговариваем отдельно (черный, ноститель цинамона и ностилеь осветления), так как гены наследуются независимо.
«Генетически такой-то» говорим тогда, когда действие вполне доминантных генов перекрыто или отменено действием совершенно неаллельных генов совершенно из других локусов, таких, которые называют эпистатическими (белый, генетически голубой).

Картинку нашла

Локус (местоположение) – Психологический словарь

Широко употребляется следующим образом: в восприятии – точка в пространстве; в генетике – положение гена на хромосоме; в физиологии – ограниченная область на органе и т.д.

Локус (местоположение) – Психологическая энциклопедия

Локус Контроля – Политический словарь

Локус Контроля – Психологический словарь

(Locus of control). Термин, используемый Роттером для описания обобщенных ожиданий человека относительно того, в какой степени подкрепления зависят от его собственного поведения (интернальный локус), а в какой - контролируются силами извне (экстернальный локус контроля).

Локус Контроля – Психологический словарь

(англ. locus of control) -термин амер. психолога Джулиана Роттера (Rotter, 1966) для обозначения способов (стратегий), посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности. Предполагается, что у разных людей есть склонность (предпочтение) к определенному типу приписывания причинности и ответственности. Иначе говоря, люди могут сильно отличаться тем, какие атрибуции они дают своим и/или чужим успехам и неудачам.Выделяют 2 полярных способа приписывания причинности и ответственности (Л. к.). В одном случае причинность и ответственность приписывается самой действующей личности (ее усилиям, способностям, желаниям) - эта стратегия называется "интернальной" ("интернальный Л. к>, "субъективный Л. к."), в др. случае "ответственность возлагается" на факторы, независящие от личности - внешние обстоятельства, случайности, везение, мистический фактор судьбы, фатальное действие наследственности и т. д.; второй способ называется "экстернальным Л. к.".По степени склонности к этим 2 Л. к. людей классифицируют на интерналов и экстерналов. Точнее говоря, так называются личности, получающие крайние показатели по шкале интернальности. Не следует смешивать термины "интерналы" и "экстерналы" с созвучными терминами "интроверты" и "экстраверты".В отечественной литературе термин "Л. к." часто заменяется на "локус субъективного контроля", а модифицированный опросник Роттера именуется "Опросник уровня субъективного контроля" (сокр. "Опросник УСК"). (Б. М.)

Локус Контроля – Психологическая энциклопедия

(от лат. locus - место и controle - проверка) - теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера - . Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством. Литература. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал, N 1, 1995.

Локус Контроля – Психологический словарь

(LOCUS OF CONTROL) . Термин, используемый Роттером, относящийся к тому, верят ли люди, что подкрепления, зависят от их собственного поведения или контролируются силами извне. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с.)

Локус Контроля – Психологический словарь

(Locus of control) . Степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую "изнутри" посредством собственных усилий и действий или контролируемую "извне" случаем или внешними силами.

Локус Контроля – Психологический словарь

Индивидуально-психологическое понятие, характеризующее то, в чем данный человек видит основные причины собственного поведения и поступков других людей (при внутреннем л. к. эти причины помещаются в самом человеке, в его психологии, а при внешнем л.к. они располагаются вне данного человека, например во внешних объективных обстоятельствах его жизни).

Локус Контроля – Психологический словарь

(Locus of control). Термин, используемый Роттером, относящийся к тому, верят ли люди, что подкрепления зависят от их собственного поведения или контролируются силами извне.

Локус Контроля – Психологический словарь

Словообразование. Происходит от лат. locus - место и controle - проверка. Категория. Теоретическое понятие модели личности Дж.Роттера. Специфика. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством. Литература. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал, № 1, 1995

Локус Контроля – Психологический словарь

Тенденция людей рассматривать источник контроля, определяющий характер своего поведения и отношений с окружающими как внешний или внутренний по отношению к себе. Лица, характеризующиеся внутренним локусом контроля, склонны считать, что результаты их действий и складывающиеся отношения между ними и окружающими людьми определяются прежде всего особенностями их собственного поведения. Лица, характеризующиеся внешним локусом контроля, воспринимают происходящие с ними события и характер отношений с другими людьми как результат воздействия внешних по отношению к ним и не контролируемых ими факторов.

Локус Контроля – Психологический словарь

Устойчивое свойство личности, сформированное в процессе его социализации. Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего (интернального) локуса контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) локуса контроля.

Локус Контроля – Психологический словарь

склонность индивида приписывать ответственность за неудачность своих действии внешним силам или своим личностным особенностям.

Локус Контроля – Психологический словарь

Склонность субъекта приписывать ответственность за отрицательные результаты своей деятельности внешним силам или своим личностным особенностям.

Локус Контроля – Психологический словарь

Понятие, характеризующее локализацию причин, коими субъект объясняет собственное поведение и поведение прочих людей, введенное американским психологом Ю. Роттерем. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности: 1) внешним силам - экстернальный, внешний локус контроля; соответствует поиску причин поведения вне себя, в своем окружении; склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность; 2) собственным способностям и усилиям - интервальный, внутренний локус контроля; соответствует поиску причин поведения внутри себя; показано, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы; также показано, что внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью; идеальному Я всегда приписывается внутренний локус контроля; - устойчивое свойство индивида, формируемое в ходе его социализации. Для определения локуса контроля создан специальный вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между ним и другими личностными характеристиками.

Локус Контроля – Психологический словарь

(locus of control) Термин "Л. к." служит для обозначения группы субъективных мнений или убеждений относительно связи между поведением и его последствиями в форме наград или наказаний. Более точная формулировка этих мнений о Л. к. звучит как противопоставление интернального и экстернального контроля подкрепления (И-Э). Когда конкретный чел. воспринимает подкрепления (и положительные, и отрицательные) как итог собственного поведения, своих усилий или своих относительно постоянных особенностей, перед нами пример интернальных убеждений. Экстернальные убеждения, напротив, связаны с восприятием подкрепления как следствия везения, счастливого случая, судьбы, вмешательства влиятельных людей или же просто непредсказуемого (в силу сложности) стечения обстоятельств. Разумеется, мнения людей о Л. к. (или об И-Э) не ограничиваются дихотомией, а представлены точками непрерывного континуума вдоль оси с полюсами, образованными интернальными и экстернальными убеждениями соответственно. Понятие И - Э было впервые предложено и введено в оборот Дж. Роттером. Он не только определил это понятие, но и сформулировал осн. положения теории соц. научения, в состав к-рой его можно было бы включить. Кроме того, Роттер представил в распоряжение научной общественности значительный объем психометрических данных и рез-тов исслед. конструктной валидности шкалы И-Э, сконструированной для измерения этого концепта. Теоретическая основа понятия И-Э Мн. из тех, кто использует понятие Л. к. в своих исслед., делают это, не обращая внимания на то, как оно вписывается в более широкую схему факторов, к-рые воздействуют на поведение. Такой упрощенческий подход порой приводил к ошибочным прогнозам, разочарованиям по поводу малой доли дисперсии, объясняемой фактором И - Э, или к серьезным помехам на пути обобщения данных ряда исслед. Ведь с самого начала понятие И - Э формулировалось как одна из неск. переменных в более широкой системе теории соц. научения, к-рые, взаимодействуя между собой, и вызывают то или иное поведение в каждой конкретной ситуации. К этим переменным относятся: а) ожидания; б) сравнительная ценность подкреплений; в) психол. ситуация. И-Э рассматривается как обобщенное ожидание в отношении того, как лучше всего категоризовать ситуации, к-рые преподносят чел. проблему, требующую решения. Т. о., Л. к. является обобщенным ожиданием или убеждением относительно оптимального, с т. зр. конкретного чел., способа смотреть на связь между его поведением и последующим появлением награды или наказания. В любой сколько-нибудь определенной ситуации ожидание того, что конкретное поведение приведет к конкретным рез-там, определяется тремя переменными. Во-первых, это специфические ожидания успешности данного поведения, осн. на предыдущем опыте действий в такой же ситуации. Во-вторых, это обобщенные ожидания успеха, осн. на обобщении опыта действий во всех сходных ситуациях. В-третьих, это обобщенные ожидания, связанные с опытом решения многочисленных проблем, среди к-рых проблема И - Э являет собой лишь частный пример. Взаимодействие всех трех переменных определяет ожидания чел. относительно успешности рассматриваемого поведения. А предыдущий опыт встреч с данной ситуацией определяет относительную силу влияния каждой из этих трех переменных. Измерение И-Э Наиболее широко используемым инструментом для измерения Л. к. как обобщенной характеристики личности яв-ся шкала И - Э. Эта шкала состоит из 23 пар утверждений (с вынужденным выбором) наряду с шестью "утверждениями-заполнителями", помогающими скрыть назначение теста от испытуемых. Данные, полученные самим Роттером, почти не содержали свидетельств в пользу того, что его шкала имеет более одного измерения. С того времени, однако, начали накапливаться доказательства в пользу многомерной природы И - Э, и к настоящему моменту их собрано уже изрядное количество. Кроме того, было разраб. множество дополнительных шкал для измерения убеждений в специфических областях И - Э (здравоохранение, политика и т. д.). Большинство этих шкал рассчитаны на взрослых, но со временем появились и детские версии шкал И - Э. Связи между И-Э и личным контролем Ориентация на интернальные убеждения, казалось бы, предполагает, что индивидуум должен занимать более активную и контролирующую позицию в отношении внешней среды. И в самом деле, существует достаточно данных, подтверждающих это предположение. Их накопление в неменьшей степени свидетельствует о валидности шкалы И - Э, поскольку осн. часть исслед. проводилась с использованием именно этого измерительного инструмента. В области здравоохранения и личной гигиены вышеупомянутое предположение подтверждается рядом исслед. В одном из циклов самых ранних исслед. И - Э было показано, что больные туберкулезом интерналы более информированы о своем физ. состоянии и стремятся получить больше подобной информ. от врачей и медсестер, чем аналогичные больные-экстерналы. Кроме того, было замечено, что курильщики-интерналы, по-видимому, более внимательно относятся к предупреждениям о необходимости отказаться от этой дурной привычки по сравнению с курильщиками-экстерналами. Аналогично этому, отмечаются связи интернальных убеждений с поведением, нацеленным на профилактику болезней зубов и десен; результативным участием в программах снижения веса; одобрительным отношением к прививкам; участием в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и соблюдением разного рода рекомендуемых медиками режимов. Даже пользование ремнями безопасности более характерно для интерналов, чем для экстерналов. Впечатляет именно то, что такая общая, неспецифическая личностная переменная, как И - Э, обнаруживает подобные связи с вышеперечисленными формами поведения, особенно если учесть сложный, определяемый множеством факторов характер последнего. Во мн. отношениях интерналы кажутся более компетентными, чем экстерналы. Возможно, это впечатление возникает вследствие их более активных попыток приобрести информ., к-рая позволит им оказывать воздействие на внешнюю среду, поскольку они уверены в том, что способны оказывать такое воздействие. В тех случаях, когда др. пытаются оказать межличностное влияние, обычно ожидается, что интерналы будут более стойкими, чем экстерналы; по крайней мере, их согласие должно бы быть более обдуманным и логически обоснованным, чем просто рефлекторное действие. Ряд исслед. подтвердил это предположение. В основном такие данные получены в исслед. конформности, неявного влияния и др. подобных явлений. В той степени, в какой вербальное обусловливание представляет собой ситуацию неявного влияния, накопленные здесь данные тж можно считать подтверждающими сделанное выше предположение, т. к. мы обнаруживаем, что у экстерналов легче вырабатываются условные реакции этого типа, чем у интерналов. Сходные рез-ты обнаруживаются при рассмотрении изменения аттитюдов. Экстерналы кажутся необыкновенно восприимчивыми, особенно в тех случаях, когда они сталкиваются с информ. из авторитетных источников. Рез-ты исслед. в области достижений крайне неоднозначны. У детей академические успехи прямо связаны с интернальными убеждениями, тогда как у студентов колледжей эта связь заметно ослабевает или же становится обратной. Аналогично этому, когда дело касается изучения связей потребности в достижении с переменной И-Э, данные носят довольно противоречивый характер и к тому же часто зашумляются влиянием половых различий. В смежной области исслед. было установлено, что интернальные дети в большей мере способны откладывать немедленное удовольствие ради получения отсроченного вознаграждения. Подобным же образом, поскольку экстерналы чаще относят рез-ты своей деятельности на счет внешних факторов, они не способны в полной мере испытать чувство гордости и удовлетворения, вызываемое достижениями и являющееся, как таковое, неотъемлемой частью "синдрома достижения". Сравнительно недавние исслед. были ориентированы на возможность того, что нек-рые экстерналы выбирают свои убеждения в качестве защитной реакции. Т. е. "в действительности" они не верят в экстернальную орг-цию мира. Скорее их экстернальные убеждения представляют собой своего рода защитную рационализацию, чтобы можно было объяснить (оправдать) случившийся провал или ожидаемый неуспех. Это направление исслед. наводит на мысль о том, что убеждения одних экстерналов "конгруэнтны" их предыдущему опыту или динамике подкрепления, тогда как убеждения др. - только "защитные" шаги, предпринимаемые с целью минимизировать последствия неудачи, к-рые в противном случае могли бы подорвать жизненные силы "неудачника". Происхождение И-Э Возможно, наиболее серьезное отставание в публикациях по проблеме Л. к. наблюдается в области систематических исслед. развития И - Э убеждений. И все же нек-рые взаимосвязи здесь были отмечены, хотя бы в общих чертах. Напр., родители, одаривая своих детей теплом и любовью, наделяя их чувством защищенности и положительным эмоциональным зарядом, помогая формировать разнообразные умения и навыки, способствуют тем самым развитию у них интернальной ориентации. Непротиворечивость родительских подкреплений, поведения и стандартов тж связана с развитием интернальности у детей. Кроме того, данные ряда исслед. говорят о сочетаемости экстернальных убеждений с низким социоэкономическим статусом. Расовые и этнические группы, к-рые практически не имеют доступа к власти и лишены мобильности, обнаруживают более экстернальные системы убеждений. Есть даже нек-рые основания считать, что отдельные культуры могут более или менее явно приучать к экстернальной позиции. См. также Полезависимость, Внутренне и внешне направляемое поведение, Послушание Э. Дж. Фарес

Локус Контроля – Психологический словарь

Общий термин, который в социальной психологии употребляется для обозначения воспринимаемого источника управления собственным поведением. Он оценивается согласно измерению – от высокого интернального до высокого экстернального. Интерналами называются те люди, у которых наблюдается тенденция принимать ответственность за свои собственные действия и взгляды на себя, как на имеющих контроль над собственными судьбами, а экстерналами являются те, кто склонны рассматривать источник управления как постоянно находящийся в другом месте и приписывать успех или неудачу внешним силам. Обратите внимание, что реальность здесь не измеряется; вопрос не в том, происходит ли реальный контроль от экзогенных или эндогенных источников, а в том, как индивид воспринимает это. См. теория атрибуции, шкала интернальности-экстерналь-ности.

Локус Контроля – Социологический словарь

Понятие, отражающее склонность человека приписывать причины событий внешним или внутренним факторам. В первоначальном варианте теории субъективной локализации контроля Дж. Роттера (1954) выделялись лишь два типа Л.К.: интернальный и экстернальный, которые рассматривались как глобальные характеристики личности. Затем была разработана трехмерная шкала Л.К. (К. Уоллстон), в которой экстернальность измерялась с помощью двух шкал: "Приписывание контроля другим людям" и "Приписывание контроля судьбе". Кроме того, в эмпирических исследованиях было показано, что тип Л.К. зависит от конкретной ситуации. Теория Дж. Роттера относится к классу теорий "ожидаемой пользы", то есть в ней утверждается, что поведение человека определяется тем, как он оценивает возможность достичь желаемого результата. Предполагается, в частности, что индивиды с интернальным Л.К. ведут себя целенаправленно и последовательно, тщательно собирают необходимую для успешных действий информацию, упорно преодолевают трудности и склонны соблюдать социальные нормы. В адрес данной концепции высказывается достаточно много критических замечаний, связанных прежде всего с недостаточной определенностью самого понятия "Л.К.". В основном в них содержатся указания на невозможность противопоставления внутренних и внешних причин без их дополнительного уточнения, а также на высокую социальную желательность интернального Л.К., что может исказить и ответы испытуемых, и их интерпретацию. Ф. Хайдер, наряду с внешним и внутренним типом атрибуции ответственности, предлагает учитывать такие параметры, как стабильность/ изменчивость причин, возможность предвидеть результат действий, намерения индивида. К стабильным причинам относятся субъективно оцениваемая трудность задания и способности человека, а к изменчивым - старание и случай. Б. Вайнер развил идеи Хайдера, создав четырехмерную модель причин. Тем не менее даже с этими существенными уточнениями теория Л.К. не может охватить все особенности каузальной атрибуции. Кроме того, вызывает сомнение позитивное значение, которое приписывается в большинстве работ внутреннему Л.К. Несмотря на введение К. Уоллстоном двух измерений экстернальности, при интерпретации эмпирических данных она, как отрицательная характеристика личности, часто противопоставляется "полезной" интернальности. Такая разновидность внешней атрибуции ответственности, как "Судьба", мало исследована, ее влияние на поведение точно не определено. Между тем существует значительное различие между приписыванием причин событий уникальной для каждого человека судьбе или же слепому случаю. Кроме того, определение типа атрибуции ответственности как внутреннего еще не позволяет ответить на вопрос о том, почему человек пришел к такому выводу, и с помощью каких механизмов осуществляется контроль. Обыденное понимание силы и уверенности значительно отличается от научной трактовки этих терминов. Многие люди считают, что способность управлять эмоциями, желаниями и непосредственными побуждениями является одной из наиболее важных характеристик сильной личности. Как правило, чтобы достичь ощущения контроля, в подобных случаях они прибегают к подавлению спонтанных побуждений за счет мышечных усилий. Поэтому для более точной оценки влияния воспринимаемого контроля на поведение необходимо учитывать методы, с помощью которых он устанавливается и поддерживается. Часто субъективно воспринимаемый контроль достигается за счет действий, опасных для самого индивида, за счет подавления других людей или открытого противодействия всем социальным нормам. При этом, чем меньше у человека возможностей реально управлять ситуацией, тем больше вероятность подобного поведения. Имеются некоторые эмпирические основания для того, чтобы считать лиц с выраженной интернальной атрибуцией ответственности нонконформистами, активно сопротивляющимися любому влиянию извне. По мнению О. Ранка, подобное поведение характерно для низшей стадии развития воли - "противоволи". С целью установления контроля человек может активно воздействовать на ситуацию, пытаясь изменить ее в том случае, если она его не устраивает, однако эффективность подобного поведения зависит от способности индивида дифференцировать ситуации, подвластные его контролю, от ситуаций, которые не могут быть изменены. В настоящее время все более часто вместо термина "Л.К." используется термин "воспринимаемый контроль". В этом последнем понятии можно выделить по меньшей мере два компонента: а) согласованность поведения и его последствий. Отражает субъективную оценку вероятности того, что действия приведут к желаемому результату; б) компетентность, то есть оценка собственной способности осуществить такие действия. Этот аспект воспринимаемого контроля весьма близок к понятию "самоэффективность" . Согласованность является важным условием психологического благополучия и удовлетворенности жизнью. Теория выученной беспомощности М. Селигмана описывает негативное влияние на поведение, психическое и физическое здоровье человека тех стрессовых ситуаций, в которых индивид не может установить связь между своими действиями и изменением окружающей обстановки. Состояние выученной беспомощности по своим характеристикам близко к хронической депрессии, оно выражается не только в пассивности, но и в угнетении физиологических функций. Неудивительно, что выученная беспомощность рассматривается как один из компонентов "поведенческого типа С", который, по мнению некоторых специалистов, может способствовать возникновению онкологического заболевания. С. Карвер и С. Харрис указывают на важность умения предсказывать результат, учитывая не только персональный контроль, но и внешнюю ситуацию. Наибольшее значение имеет не личная ответственность, а уверенность человека в возможности достижения цели. Осознание своей ответственности важно в том случае, когда желаемый результат может быть достигнут за счет активных действий, за счет приложения значительных усилий. В тех ситуациях, когда результат не определяется поведением человека, воспринимаемый контроль нежелателен. Важно понимать, что и в теории Дж. Роттера, и в других подобных теориях речь идет именно о воспринимаемом контроле. Однако оценка человеком своих способностей может быть неточной. Существует несколько причин, способствующих ошибочному восприятию контроля. Стремление к контролю можно рассматривать как одно из наиболее важных. Умение управлять собственной жизнью обеспечивает индивиду определенную степень независимости от социальной и биологической реальности. Люди стремятся ощущать свой контроль над ситуацией даже тогда, когда ее исход очевидным образом определяет случай. Иногда для сохранения чувства контроля достаточно осознавать свою способность предсказывать появление события, что, в принципе, уже не может рассматриваться как контроль над ним. Ошибочное восприятие субъективного контроля как высокого способствует пренебрежению возможной опасностью, а также формированию завышенных ожиданий относительно эффективности собственных действий. В результате человек либо оказывается не готовым к стрессовой ситуации, либо испытывает глубокое разочарование относительно своих способностей. Ю.Г. Фролова


Ген - структурная и функциональная единица наследственности живых организмов. Ген представляет собой участок ДНК, задающий последовательность определённого полипептида либо функциональной РНК.

Пептиды - семейство веществ, молекулы которых построены из двух и более остатков аминокислот, соединённых в цепь пептидными (амидными) связями -C(O)NH-. Обычно подразумеваются пептиды, состоящие из аминокислот. Пептиды, последовательность которых короче примерно 10-20 аминокислотных остатков могут также называться олигопептидами , при большей длине последовательности они называются полипептидами .

Белками обычно называют полипептиды, содержащие примерно от 50 аминокислотных остатков.

Геном - совокупность наследственного материала, заключенного в клетке организма. Геном содержит биологическую информацию, необходимую для построения и поддержания организма. Большинство геномов, в том числе геном человека и геномы всех остальных клеточных форм жизни, построены из ДНК, однако некоторые вирусы имеют геномы из РНК. У человека (Homo sapiens) геном состоит из 23 пар хромосом, находящихся в ядре, а также митохондриальной ДНК. Двадцать две аутосомы, две половые хромосомы Х и Y, а также митохондриальная ДНК человека содержат вместе примерно 3,1 млрд пар оснований.

Вместе с факторами внешней среды геном определяет фенотип организма.

Генотип - совокупность генов данного организма, которая характеризует особь. Термин «генотип» наряду с терминами «ген» и «фенотип» ввёл генетик В. Л. Иогансен в 1909 году в работе «Элементы точного учения наследственности». Обычно о генотипе говорят в контексте определенного гена, у полиплоидных особей он обозначает комбинацию аллелей данного гена. Большинство генов проявляются в фенотипе организма, но фенотип и генотип различны по следующим показателям:

  1. По источнику информации (генотип определяется при изучении ДНК особи, фенотип регистрируется при наблюдении внешнего вида организма)
  2. Генотип не всегда соответствует одному и тому же фенотипу. Некоторые гены проявляются в фенотипе только в определённых условиях. С другой стороны, некоторые фенотипы, например, окраска шерсти животных, являются результатом взаимодействия нескольких генов по типу комплементарности

Аллели - различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака. В диплоидном организме может быть два одинаковых аллеля одного гена, в этом случае организм называется гомозиготным, или два разных, что приводит к гетерозиготному организму. Термин «аллель» также предложен В. Иогансеном (1909 г.).

Локус - в генетике означает местоположение определённого гена на генетической или цитологической карте хромосомы. Вариант последовательности ДНК в данном локусе называется аллелью. Упорядоченный перечень локусов для какого-либо генома называется генетической картой .

Генное картирование - это определение локусa для специфического биологического признака.

Хромосомы - нуклеопротеидные структуры в ядре эукариотической клетки, в которых сосредоточена большая часть наследственной информации и которые предназначены для её хранения, реализации и передачи. Хромосомы чётко различимы в световом микроскопе только в период митотического или мейотического деления клетки. Набор всех хромосом клетки, называемый кариотипом, является видоспецифичным признаком, для которого характерен относительно низкий уровень индивидуальной изменчивости.

Исходно термин был предложен для обозначения структур, выявляемых в эукариотических клетках, но в последние десятилетия всё чаще говорят о бактериальных или вирусных хромосомах. Поэтому более широким определением является определение хромосомы как структуры, которая содержит нуклеиновую кислоту и функция которой состоит в хранении, реализации и передаче наследственной информации. Хромосомы эукариот - это ДНК-содержащие структуры в ядре, митохондриях и пластидах. Хромосомы прокариот - это ДНК-содержащие структуры в клетке без ядра.

Хромосомы вирусов - это молекула ДНК или РНК в составе капсида.

Что такое локус контроля?

  1. Шкала локуса контроля (Locus of control scale) предназначена для диагностики уровня субъективного контроля (УСК) . УСК является характеристикой, которая определяет степень независимости человека, его самостоятельности, ответственности и активности в достижении целей. Методика нередко применяется в работе кадровых служб с целью отбора претендентов на должность руководителей.

    Понятие "локус контроля", введенное в психологию в середине 60-х гг. XX в. , описывает некоторое обобщенное представление человека о том, что является причиной событий его жизни и кто несет за них ответственность.

    Локус контроля является двухполюсной характеристикой: на одном полюсе находятся интерналы, на другом экстерналы. У каждого человека есть свое место на шкале интернальности экстернальности. Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы внешний.
    Интернальная личность оценивает все происходящие с нею значимые события как результат ее собственной деятельности. Интернал считает, что может влиять на события своей жизни, управлять ими и, следовательно, нести ответственность за них и за свою жизнь в целом.

    Экстернальная личность, наоборот, интерпретирует все происходящие в ее жизни события как зависящие не от нее, а от каких-то других сил (Бога, других людей, судьбы и т. д.) . Поскольку экстернал не чувствует себя способным как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий. Он снимает с себя всякую ответственность за все происходящее с ним.

    Между интеральными и экстернальными личностями есть и другие отличия, которые могут оказаться существенными с точки зрения их профессиональной деятельности. Так, к примеру, экстерналы характеризуются большей конформностью, подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей.

    Интерналы, в отличие от экстерналов, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство.

    Интернальные и экстернальные личности различаются и другими особенностями, например, самооценкой. Люди с интернальным локусом контроля думают о себе как о добрых, общительных, дружелюбных, решительных, невозмутимых, честных, самостоятельных личностях. А люди с экстернальным локусом контроля считают себя несамостоятельными, раздражительными, зависимыми, эгоистичными, нерешительными, неуверенными в себе, враждебными окружению.

    Известно также, что интерналы больше заботятся о своем здоровье, у них реже бывают психологические проблемы.
    Лонгитюдное исследование более 3000 взрослых мужчин, проведенное в США, показало, что локус контроля значимо коррелирует с индексом профессионального успеха (успех в работе связан с интернальным локусом) .

    Все эти различия можно диагностировать с помощью опросника УСК (или Шкалы локуса контроля) . Автор опросника Дж. Роттер (J. B. Rotter) создал его в 1966 году. На русском языке опросник УСК был впервые опубликован Е. Бажиным с соавторами в 1984 году.

  2. Локус контроля (от лат. locus место и controle проверка) теоретическое понятие модели личности

Локус контроля - это такое свойство человека, которое определяет его склонность приписывать ответственность за свою деятельность внешним силам (так называемый внешний локус или экстернальный) или же личным усилиям и способностям (внутренний, интернальный).

Самоконтроль

Относительно совершенным механизмом регуляции и оценки является контроль. Чтобы субъект смог осознать и проанализировать собственные действия, и состояния, он применяет такой механизм, как самоконтроль. Его появление и совершенствование определяется требованиями коллектива к поведению человека. Сформированная саморегуляция помогает индивиду контролировать свое поведение в различных ситуациях.

Для этого должен быть эталон и возможность получать сведения о контролируемых состояниях и действиях. В стрессовых ситуациях - это объект волевой регуляции.

Сознательно регулировать собственные состояния, побуждения и действия, сопоставляя их с определенными субъективными представлениями и нормами, личность может в результате самоконтроля. Он необходим для того, чтобы соответствовало требованиям общества, поэтому он является социально опосредованным явлением, присущим только такому общественному существу как человек.

Самоконтроль позволяет осуществить осознанный выбор наиболее приемлемых и допустимых форм реагирования на обстоятельства, которые складываются вокруг него.

Локус контроля

В виде субъекта контроля выступает и сам индивид, и общество в целом, и социальное окружение. Реакция человека зависит от того, чувствует ли он себя хозяином судьбы или «плывет по воле волн». Ответственность за контроль также может приписываться или внешним силам, или собственным стараниям и способностям. В любом случае человек заботится о том, что уже произошло и кто ответственен за то, как завершится событие - он или судьба, случайность, т.е. все то, что невозможно проконтролировать. «Локус контроля» - так называется в психологии определять источник того, что управляет его жизнью, - внешняя среда или он сам. Это устойчивое свойство индивида, которое формируется в процессе личностной социализации.

Свой локус контроля можно определить при помощи разработанного комплекса специальных методик. Это позволяет в какой-то степени оценить личностные характеристики.

Те, кто относит себя к людям, которым присущ интернальный локус контроля, вероятнее всего хорошо учились в школе, не курят, используют в машине привязные ремни, пользуются контрацептивами, самостоятельно решают семейные проблемы, стремятся заработать много денег и легко отказываются от удовольствий, чтобы достичь стратегических целей.

Степень компетентности и благополучия зависит от того, как человек объясняет свои неудачи. Скорее всего, вам знакомы студенты, считающие себя жертвами. Они всегда возлагают вину за свои неудачи в учебе на вещи, которые не зависят от их контроля, — например, на собственный интеллект, «плохих» преподавателей, контрольные работы и никчемные учебники. Это внешний локус контроля.

С большой вероятностью оценивают неудачу как случайность, считают, что нужен новый подход к решению возникшей проблемы. у которых локус контроля, скорее всего, внутренний, считают, что неудачи поддаются контролированию, что нужно продавать страховых полисов как можно больше.

Различаются экстерналы и интерналы также и по типу интерпретации общественных ситуаций, в частности, по способу получения информации и по механизму их каузального объяснения. Локус контроля интерналов предоставляет большую осведомленность в ситуации и проблеме, более высокую ответственность, чем людей-экстерналов. «Чистых» экстерналов и интерналов практически не существует. В любом человеке имеется доля уверенности в собственных способностях, силах и доля зависимости от обстоятельств.