«— Кстати говоря, “Сфинкс” — это далеко не истинное наименование данного сооружения. Это вообще греческое слово, означающее “тот, кто душит”, возникшее от глагола “сжимать”, “удушать”. Так эту статую называли греки, поскольку, пребывая в Египте, ассоциировали её с персонажем своих древнегреческих легенд — Сфинга (Сфинкс). Сфинга у греков означало сказочное животное с головой и грудью женщины, туловищем льва, крыльями птицы. Это существо по легенде обитало на скале близ Фив и задавало прохожим неразрешимую загадку и когда не получало ответа, то душило их. Поскольку где-то их легенда перекликалась с древнеегипетскими легендами о расправе богини Сахмет (львице с человеческим лицом), дочери бога Ра, с непокорными людьми, то это название так и осталось в истории.

Хотя отмечу, что греческая легенда родилась из более древней версии о хищнице Фикс, обитавшей в Беотии на горе Фикион — свирепом чудовище, способном заглатывать свою добычу. В жестоком сражении её одолел Эдип. А сам образ Сфинга родился у греков под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы.

Что же касается большого Сфинкса, то, на самом деле, в Египте его именовали как Хармахис, который олицетворяли с восходящим на Востоке солнцем и символом воскрешения. Но эти понятия вытекали из более ранних представлений о большом Сфинксе как о “Страже дома богов”. И это не случайно. Так как это сооружение охраняет тайну пути, ведущего к Храму Лотоса — одной из древнейших подземных построек в этом месте».

Из этого интересного и содержательного отрывка текста можно сделать несколько выводов:

  1. На самом деле большого Сфинкса называли Хармахис;
  2. Греки именовали его Сфинксом. Основанием для такого названия послужила местная легенда о Сфинге. Опять-таки, легенда о Сфинге появилась из более древнего повествования о Фиксе;
  3. Изображение сфинкса было распространено в Египте и Малой Азии и совмещало в себе черты человека и различных животных;
  4. Большой Сфинкс служит стражем дома Богов.

О Большом Сфинксе в Интернете и книгах Анастасии Новых выложено очень много материала. Изложенной информации для анализа и изучения более, чем достаточно. Но всё же, может, отойдём немного в сторону от общепринятых теорий изучения большого Сфинкса и посмотрим на Сфинкса как на стража дома Богов, но не того, который скрыт под ним. Иного.

Так пусть и дальше будем называть Хармахиса Большим Сфинксом, просто хотя бы для того, чтобы избежать путаницы. Наш мозг уже привык к этому названию, и вместе с упоминанием Большого Сфинкса сразу же возникает его величественный профиль.

Что такое Хармахис, Сфинкс/Сфинга и Фикс

Современный толковый словарь издательства «Большая Советская Энциклопедия» предложил следующее толкование:

  • ХАРМАХИС (Хор-Эм-Ахет) (др.-егип. Гор на небосклоне), в египетской мифологии одна из ипостасей бога Гора, связанная с культом солнца. Изображался в виде сфинкса или льва с головой сокола.

О Сфинксе или Сфинге в Интернет-пространстве можно узнать следующее:

  • Сфинкс (др. греч Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница») — зооморфное мифическое существо.
  • В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.
  • В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

Греческий миф об этом мифическом создании легко можно найти. Сфинкс или Сфинга в древнегреческой мифологии — это крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва. Она — порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны. Имя Сфинкс связано с глаголом «сфинго» — «сжимать, удушать». Насланная Герой на Фивы в наказанье за совращение Лаем юного Хрисиппа, она расположилась на горе близ Фив (или на городской площади), и задавала каждому проходившему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала, и таким образом погубила много знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удручённый горем царь объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Когда загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась на смерть, а Эдип стал фиванским царём.

Этот вариант мифа появился из своей более древней версии, в которой первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, было Фикс (здесь её родителями названы Орф и Эхидна). Древняя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу. Её одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения. Сам образ Фикс возник под влиянием образа крылатой полудевы-полульвицы, распространённого в Малой (Передней) Азии.

Чем глубже вникаешь в этот вопрос, тем больше он вызывает недоумение. Как можно было отождествлять столь разные сущности? Как их можно было связать?

Почему греки назвали Большого Сфинкса этим именем? Ведь он олицетворяет воплощение бога Гора, надежду на воскрешение, а Фикс - это вообще свирепое чудовище, заглатывающее свою добычу. Большой Сфинкс вмещает в себе образ льва. Богиня Сехмет изображалась с головой львицы и телом женщины. Фикс тоже появилась из образа полудевы-полульвицы. Может, поэтому греки дали этому изваянию такое имя? По сути, легенда о Фиксе где-то похожа на древнеегипетскую легенду о богине Сехмет. Сехмет была супругой бога Птаха, богиней войны и грозным оком бога Солнца Ра. Она изображалась с головой львицы и телом женщины. Известна она была своей расправой с непокорными людьми, что немного схоже с образом Сфинги. Давайте отметим, что Сехмет расправлялась именно с непокорными. Здесь есть ещё о чём подумать. Как связаны между собой Хармахис и Сехмет? Может потому, что Сехмет охраняла фараона. А комплекс пирамид в Гизе официально признается как гробница фараонов . Здесь есть связь, но мне интересно разобраться в другом.

Посмотрим на сфинкса. Поиск изображения сфинкса дал разнообразные результаты. Теперь можно разделить, что есть скульптуры сфинксов, которые во множестве распространены в Малой (Передней) Азии, Египте, есть скульптура Большого Сфинкса и есть изображения Сфинга/Фикса. Изображения сфинкса также были распространены в Греции. К примеру, там даже монеты чеканились с их изображением. Среди скульптур сфинксов есть такие, которым придан именно такой образ. Он совмещает в себя части тела человека, льва, орла и быка; этот образ несёт в себе уже знакомые нам черты.

Образы человека, льва, орла и быка в свете истинных Знаний используются для объяснения энергетической конструкции Человека, его четырёх Сущностей. И через образ сфинкса в древнегреческой мифологии идёт указание на четыре Сущности как собирательный облик чудовища, совмещающего в себе человека, льва, орла и быка.

О значении человека, льва, орла и быка в исконных Знаниях хорошо написано в книге Анастасии Новых «АллатРа» , особенно в том отрывке, где дается описание иконы «Спас в силах».

Приведу цитату из этой книги:

«Ригден: Более того, на иконе “Спас в Силах” Христос изображён на фоне геометрических фигур. В частности, на заднем плане находится красный квадрат, по углам которого расположены крылатый человек, лев, телец и орёл.

Анастасия: То есть символы четырёх Сущностей на фоне красного квадрата.

Ригден: Да. Сейчас в христианстве эти образы (тетраморфы) трактуют как символы евангелистов (соответственно, Матфея, Марка, Луки, Иоанна). Вследствие такой жреческой трактовки, теперь мало кто знает об истинной сути этих символов и их происхождении. А вот “пастве” этой мировой религии их поясняют так: Матфей — это образ крылатого человека. Он был сборщиком податей, поэтому его образ обычно изображают при помощи денежной суммы, копья, меча...

Анастасия: Ну да, образ человека — это символ человеческой природы и желаний, традиционное аллегорическое толкование у древних восточных народов Задней сущности в контексте знаний о четырёх Сущностях.

Ригден: Абсолютно верно, только об этом уже давно никто не помнит. Далее символ Марка — лев, царь зверей. Символ Луки — крылатый бык, где сам бык рассматривается как жертвенное животное.

Анастасия: Так бык ещё в праиндийской цивилизации означал Животное начало, а у большинства древних народов — характеристику Правой сущности человека. А сколько старинных восточных сюжетов посвящено борьбе со львом и победе над ним, как символе укрощения человеком своей самой умной и властолюбивой Левой сущности — опоре Животного начала!

Ригден: Ну так всё просто, когда понимаешь очевидное... А вот символ Иоанна — орёл. Однако изначально в контексте знаний о четырёх Сущностях стояла другая птица. По факту, здесь должен быть изображён сокол, если следовать первоисточникам, откуда жрецы копировали сюжет для своей новой религии. У многих древних народов, в том числе и египтян птица (сокол) являлась символическим обозначением Передней сущности. Орёл — это уже вставка от жрецов в сведения, заимствованные ими у других народов. Но это уже другая тема разговора».

Если рассматривать образ сфинкса как указание на четыре Сущности человека, то сама легенда и вопрос, который задает Сфинг, в греческой мифологии предстают уже в новом, отличительном свете. Если в жизни своей человек совершил правильный выбор, смог побороть в себе Животное начало, правильно ответить на вопрос: «Кто я?» ; то он, как Эдип, способен победить своё Животное начало и войти в царство, которое ему обещано.

В более ранней версии древнегреческого мифа, указания на исконные Знания носили ещё более конкретный характер. Фикс именно заглатывала проигравшего ей в схватке человека. Это так похоже на объяснения ада, которое также приведено в книге «АллатРа »:

«Кстати, на санскрите “ад” (транскрипция русскими буквами) означает “есть, глотать, поглощать”, или, говоря древнерусским языком, — “жрать”. Этот материальный мир считался древними людьми как раз тем местом, что нынешние религии называют адом и изображался в виде чудовища, которое пожирает людей, их судьбы и Души. Но если человек денно и нощно жаждет спасти свою Душу, работает над собой в каждом дне, то это даёт ему шанс выйти навсегда за пределы материального мира, за пределы страданий и постоянных перерождений».

Не зря легенда говорит о жестоком сражении Эдипа с Фиксой, и оно, по сути, похоже на личный армагеддон человека. Но Человек способен выйти из него победителем. В этом сражении важно сделать правильный выбор и твёрдо следовать намеченному пути. Человек способен одержать победу над своим животным началом, обрести воскрешение в новом для себя качестве как Ангел Божий уйти в Мир Духовный.

Но здесь мне все-таки вновь хотелось бы вернуться к началу этой темы и вспомнить, что Большой Сфинкс создан именно как страж Дома Богов. Само понимание стража довольно интересно в Исконных Знаниях и не раз отражалось в эпосе народов мира. Поэтому на страже, как части легенды о Сфинксе, хотелось бы отдельно остановиться во второй части этого изложения.

Страж

Легенда о Сфинксе — один из примеров того, как в древних верованиях, сказаниях, сказках. мифах и легендах нашли свое отражение Исконные Знания. Они раскрываются идущему по Духовному пути. Но бывает, когда в таких красивых и поэтических произведениях скрыто нечто большее. Когда неясная связь легкой тенью скользит от древней Греции к еще более мудрому древнему Египту . В Исконных Знаниях победа Человека над своим Животным началом неизменно сопровождается прохождением им стража.

Стражем, охраняющим Дом Богов, является Хармахис. Да правильно, первый взгляд на комплекс в Гизе создает впечатление, что Большой Сфинкс охраняет пирамиды. Но все-таки его основное предназначение — это Храм Лотоса. Под ним скрыто это подземное сооружение, вход в которое расположен в лапах Льва. Хотя все же Домом родным для каждого человека есть Мир Духовный. Мир, где в Любви живут Ангелы, о котором так сказано в предисловии к книге Анастасии Новых «АллатРа» .

Для меня Хармахис является логическим завершением легенды о Сфинксе, которая так красиво и незатейливо указывает на историческую личность — Гора. Гор был реальным лицом, жившим и правящим в Египте на протяжении многих лет. Нас приучают к тому, что персонажи в легендах и мифах выдуманы. Так можно было бы и относится к этому человеку. Но вот египетский жрец Манафон оставил нам более чем конкретное упоминание о нём. В книге Анастасии Новых «Эзоосмос. Исконный Шамбалы» говорится о Горе как о сильной духовной личности. Его деятельность неразрывно связана с духовным развитием человечества. И древние египтяне, сознавая ценность полученных знаний, стремились закрепить их в народном творчестве, памятниках архитектуры, культуры и быта, в том числе и изваянии Большого Сфинкса. Ведь не зря первоначально это величественное изваяние назвали Хармахис, что означает «Гор на небосклоне».

Если писать о Горе, то полагаю обязательно надо начать с Осириса - отца Гора. Осирис унаследовал трон правителя Египта и стал править им с добротой мудрого правителя. Египтяне признают, что это были поистине золотые времена для их страны. Много народов покорилось Осирису без какого либо принуждения, добровольно. И во всех делах этого правителя ему верной подругой и помощницей была его жена - Исида. Но Осирис был умерщвлен Сетом, как говорят, без пролития и капли божественной крови. Потом со временем тело Осириса было расчленено Сетом на 14 частей и разбросано по территории Египта. Исида собрала все части тела Осириса и на тех местах, где их находили, построены 14 храмов. От этих отстроенных храмов и развивался Египет в дальнейшем.

Гор вырос и победил Сета. Он смог оживить своего отца, но Осирис не пожелал вернуться в мир материальный и остался в мире загробном. Он передал власть Гору, который и занял трон правителя Египта. У Гора были 4 сына: Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебексенуф. Четверо сыновей Гора, в изначальном духовном смысле, и есть четыре Сущности человека. Они присутствуют на суде Осириса и им определена роль защитников трона Осириса. В обретенных знаниях сказано, что победив свое Животное начало, человек подчиняет себе четыре Сущности и они становятся все защитниками. И ещё один факт о защитниках: Тот повелел египтянам хранить и защищать Гора, когда его родила Исида, сказав при этом, что без него Египет погрузится во мрак и хаос.

Будучи спасённым, после своего становления Гор, если образно выражаться, стал стражем Дома Богов. В Знаниях отдельно выделено, что идущий по Пути духовного развития Человек обязательно должен с ним встретится, ответить искренне и честно на вопрос: «Кто я?», победить свое Животное начало и сдать самый главный экзамен в Жизни. Гор может быть и не является напрямую тем самым Стражем (хотя откуда мне знать доподлинно), но через образ его переданы Знания о пути Бессмертия. О прохождении этого Стража так вдохновенно написала Анастасия Новых в книге «Сэнсэй-IV» :

«Духовный опыт — это результат жизни, в которой твоя духовность должна проявляться во всём: в мыслях, поступках, действиях, духовных практиках и, в первую очередь, помощи людям во имя добра, ибо это есть самый ближайший путь к Богу. Любовь человека не тщетна, ибо она очищает душу и дарует силу созидания. Молитвы и медитации не бессмысленны, ибо они есть такое же благо для духовного роста человека, как питание для плода, набирающего силу. Упование на Бога не ложно, ибо в нём сокрыто сущее, что связывает нас непосредственно с Ним. Так что быть настоящим Человеком и истинно приближаться к Богу — это значит с каждым днём всё больше проявлять в мир Свет своей души и добиться того, чтобы в этом Свете не было даже намёка на присутствие тени. Только тогда вы сможете пройти Стража и воссоединиться с истинным Источником Света».

Давайте посмотрим на изображение Стража, нарисованного Анастасией Новых. Как-то он мало похож по виду на Гора или Большого Сфинкса, но мне кажется суть у них очень близкая.

Пройдя Стража, сдав экзамен на духовную зрелость аттестационной комиссии под председательством Владыки Шамбалы, Человек ещё при жизни смело проходит в Мир Духовный или, говоря иными словами, в Дом Богов и сам становится частью Беспредельного.

Так в легендах древней Греции, в символике Египта сохранились зерна духовных Знаний о сути Человеческой жизни. Кроме Большого Сфинкса можно найти другие источники истинных Знаний. Но в то же время, на основе легенды о Сфинге/Фиксе видно, как сознание противится процессу духовного освобождения Человека, как неуклонно оно затирает исконные Знания, искажает их. Да, дьяволу под силу исказить истинный смысл духовных Знаний в умах людей, но затереть Большого Сфинкса он не может. Ибо само время боится Пирамид

В каждой цивилизации были свои священные символы, которые привносили что-то особенное в культуру и историю. Египетский страж гробниц сфинкс - доказательство величайшей силы страны и народа, их могущества. Это монументальное напоминание о божественных властителях, подаривший миру образ вечной жизни. Величественный хранитель пустыни наводит страх на людей и по сей день: его происхождение и существование окутано тайной, мистическими легендами и вехами истории.

Описание сфинкса

Сфинкс - величественный неустанный страж египетских гробниц, На своём посту ему приходилось видеть многих - все они получали от него загадку. Те, кто находил решение, шли дальше, а тех, у кого не было ответа - ждало великое горе.

Загадка сфинкса: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём - на двух, а вечером - на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?».

Есть несколько вариантов происхождение этого таинственного создания. Каждая из версий родилась в разных уголках планеты.

Египетские стражи

Символ величия народа - статуя, возведённая в Гизе, на левом берегу реки Нил, - существо сфинкс с головой одного из фараонов - Хефрена - и массивным телом льва. Египетский страж не просто фигура, это символ. В теле льва заключена несоизмеримая сила , а верхняя часть говорит об остром уме и невероятной памяти.

В египетской мифологии упоминаются существа с головой барана или сокола. Это тоже сфинксы-хранители. Они установлены при входе в храм во славу богов Гора и Амона. В египтологии это существо имеет разновидности в зависимости от типа головы, присутсвия функциональных элементов, половой принадлежности.

Историки утверждают, что истинное предназначение египетских сфинксов - охрана сокровищ и тела умершего фараона. Иногда их устанавливали на входе в храмы для отпугивания воров. До нас дошли лишь скудные описания жизни этого мифического существа. Мы можем только гадать какая ему была отведена роль в жизни древних египтян.

Хищница из Древней Греции

Египетские мифологические писания не сохранились, но до наших дней дожили греческие легенды. Некоторые иследователи предполагают, что греки одолжили образ таинственного существа у египтян, но право создания названия принадлежит жителям Эллады. Есть те, кто считает совсем иначе: а Египет его заимствовал и видоизменил под себя.

Оба существа в разных мифологических текстах имеют сходство только телами, головы у них разные. Египетский сфинкс - особь мужского пола, греческий изображается женщиной. У неё бычий хвост и большие крылья.

Мнения о происхождении греческого сфинкса различаются:

  1. Одни писания гласят, хищница - дитя союза Тифона и Ехидны.
  2. Другие утверждают, это дочь Орфа и .

Персонажа, согласно легенде, в наказание отправили царю Лаю, за то, что он выкрал сына царя Пелопа и увёз с собой. Сфинкс стерегла дорогу на подъезде к городу и каждому страннику она задавала загадку. Если ответ был неправильным - она съедала человека. Единственное решение на загадку хищница получила от Эдипа. Гордое создание не выдержало поражения и бросилось на скалы, этим завершается его жизненный путь в древнегреческих писаниях.

Герой мифов в современных текстах

Бдительный страж не раз мелькал на страницах произведений и везде его ассоциировали с могуществом и мистикой. Пройти через дорогу, которую охраняет сфинкс, можно лишь верно ответив на загадку. Джоан Роулинг использовала этот образ в книге «Гарри Поттер и кубок огня» - это бдительные слуги, которым маги доверяли свои волшебные ценности.

Для некоторых писателей-фантастов сфинкс - монстр, с некоторыми подвидами генетических мутаций.

Статуя сфинкса в Гизе

Монумент с лицом Хефрена над гробницей фараона находится на левом берегу Нила, входит в состав целого комплекса архитектуры плато Древнего Египта, в нескольких километрах от главной в ансамбле пирамиды - Хеопса.

Длина статуи около 73 м, высота 20. Её видно даже из Каира, хотя он находится в 30 км от Гизы.

Монумент египетского сфинкса - одно из популярных туристических мест, поэтому доехать до комплекса несложно. До плато легко взять такси, поездка из центра займёт не более получаса. Стоимость не более 30 долларов. Если нужно сэкономить деньги и есть много времени - подойдёт автобус. Некоторые отели предоставляют бесплатный трансфер до плато большого сфинкса.

История происхождения египетского сфинкса

В научных текстах нет точного описания зачем и кто воздвиг эту статую, одни догадки. Есть данные, подтверждающие что сооружению 4517 лет. Его создание датируют 2500 годом до н. э. Архитектором предположительно называют фараона Хефрена. Материал, из которого состоит сфинкс, совпадает с пирамидой создателя. Блоки изготовлены из обожжённой глины.

Исследователи из Германии предположили, что статую воздвигли в 7000 году до н. э. Гипотезу выдвинули на основании пробных образцов материала и эрозионных изменений глиняных блоков.

Египтологи из Франции утверждают, что статуя сфинкса пережила несколько реставраций.

Предназначение

Древнее название статуи сфинкса - «восходящее Солнце», жители древнего Египта думали, что она была сооружением во славу величия Нила. Многие цивилизации видели в скульптуре божественное начало и отсылку к образу Бога Солнца - Ра.

По некоторым предположениям исследователей, сфинкс - помощник для фараонов в загробном мире и охранник гробниц от разорения. Составной образ, ассоциирующийся сразу с несколькими временами года: крылья отвечают за осень, лапы указывают на лето, тело - весна, а голова соотносится с зимой.

Тайны статуи египетского сфинкса

Уже несколько тысячелетий египтологи не могут прийти к согласию, они спорят о происхождении столь большого монумента и его истинного предназначения. Сфинкс таит в себе множество загадок, найти ответ на которые пока не представляется возможным.

Есть ли зал летописей

Эдгар Кейси - американский архитектор был первым, кто уверял, что под статуей сфинкса находятся подземные ходы. Его заявление подтвердили и японские исследователи, которые при помощи рентгена обнаружили под левой лапой льва прямоугольную камеру 5 м в длину. Гипотеза Эдгара Кейси гласит: Атланты решили увековечить следы своего присутствия на земле в особом «зале летописей».

Археологи выдвинули свою теорию. В 1980 году при бурении вглубь на 15 м было доказано присутствие асуанского гранита и следов мемориальной комнаты. В этом месте страны отсутствуют залежи этого минерала. Его принесли туда специально и инкрустировали им «зал летописей».

Куда ходил сфинкс

Древнегреческий философ и историк Геродот, путешествуя по Египту, делал записи. По возвращении домой, он составлял точную карту месторасположения пирамид в комплексе с указанием возраста со слов очевидцев и точного числа скульптур. В свои летописи он включил количество задействованных рабов и даже подробно описал пищу, которую им подавали.

Удивительно, но в его документах нет упоминания о большом сфинксе. Египтологи предполагают, что во время исследований Геродота, статуя была полностью погребена под песками. Такое случалось со сфинксом несколько раз: за два века её откапывали не менее 3 раз. В 1925 году статуя была полностью очищена от песка.

Почему он смотрит на восток

Интересный факт: на груди у большого египетского сфинкса есть надпись «взираю на вашу суету». Он и вправду величествен и таинственен, мудр и насторожен. На его губах застыла едва заметная ухмылка. Многим кажется, что монумент не может никак изменить судьбу человека, но факты говорят об обратном.

Один фотограф позволил себе лишнего: залез на статую для эффектных фото, но почувствовал толчок в спину и упал. Очнувшись, он не увидел на камере серию снимков, несмотря на то, что все это время он был один, а камера была плёночной.

Свои возможности мистический страж показывал не один раз, поэтому жители Египта уверены - статуя хранит их покой и следит за Восходом Солнца.

Где нос и борода сфинкса

Есть несколько предположений, почему у сфинкса отсутствуют нос и борода:

  1. Во время великого египетского похода Бонапарта, они были отбиты артиллерийскими снарядами. Опровергают данную теорию изображения египетского сфинкса, сделанные ранее этого события - на них части уже отсутствуют.
  2. Вторая теория утверждает, что в XIV веке его пытались изуродовать исламские экстремисты, одержимые идеей избавить жителей от идола. Вандалов поймали и подвергли публичной казни прямо около статуи.
  3. Третья теория базируется на эрозионных изменениях скульптуры из-за воздействия ветра и воды. Этот вариант принимают исследователи из Японии и Франции.

Реставрация

Исследователи неоднократно предпринимали попытки восстановить статую большого египетского сфинкса и полностью очистить её от песка. Рамзес II - первый, кто проводил раскопки народного символа. Затем восстановление проводили итальянские египтологи в 1817 и 1925 году. В 2014 году статую закрывали для очистки и реставрации на несколько месяцев.

Несколько увлекательных фактов

В различных исторических документах встречаются записи, которые помогают лучше узнать быт людей Древнего Египта и получить почву для размышлений о происхождении большого сфинкса:

  1. Раскопки плато вокруг статуи позволили узнать, что строители этого гигантского монумента покидали место работы по окончании возведения стремительно. Повсюду остатки вещей наёмников, инструменты и элементы быта.
  2. При строительстве статуи сфинкса платили высокую зарплату - об этом свидетельствуют раскопки М. Ленера. Ему удалось вычислить примерное меню рабочего.
  3. Статуя была разноцветной. Ветер, вода и песок старались уничтожить сфинкса и пирамиды на плато, нещадно воздействуя на них. Но несмотря на это в некоторых местах на его груди и голове остались следы жёлтой, и синей краски.
  4. Первое упоминание о сфинксе принадлежит древнегреческим писаниям. В эпосе Эллады - это существо женского пола, жестокое и печальное, когда египтяне преобразили его - у статуи мужское лицо с почти нейтральным выражением.
  5. Это андросфинкс - у него нет крыльев и он мужчина.

Несмотря на минувшие тысячелетия, сфинкс все так же величествен и монументален, полон загадок и окутан мифами. Он устремляет свой взгляд вдаль и невозмутимо следит за восходом солнца. Почему это мифическое существо египтяне сделали свои основным символом - загадка древности, решить которую невозможно. Нам остаются лишь предположения.

Сфинкс

Сфинкс , Сфинга (др.-греч. Σφγξ, Σφιγγς , собств. «душительница» — интерпретация древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — мифическое существо с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка.
Предположительно образ сфинкса был заимствован древними греками из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает крылья грифона.
В греческой мифологии она считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны (по другой версии Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом. Крылатая дева убивала юношей.

Крылатая душительница была послана к Фивам Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

Загадка Сфинкс звучит так: « Скажи мне, кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Ответ таков: это ЧЕЛОВЕК . В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.

Эдип и Сфинкс - Francois Xavier Fabre (1766-1837)

После того как Эдип разгадал загадку Сфинкс, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть. По версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её. Её изображение было на шлеме Афины. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами».
Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога, данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли.
По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её. По ещё одному истолкованию, это амазонка, первая жена Кадма, укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом.
Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс» (фр.235-236 Радт), пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс». См. Сенека. Эдип 94-102.

Сфинкс, Сфинга (S j i g z) · чудовище, порожденное Тифоном и Ехидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы.

Насланная Герой на Фивы в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа, Сфинкс расположилась на горе близ Фив (или на городской площади) и задавала каждому проходившему вопрос: "Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем - не двух, а вечером на трех?". Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала и таким образом погубила многих знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удрученный горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от чудовища. Загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть.

Этот вариант мифа вытеснил более древнююю версию, в которой первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, было Фикс; здесь ее родителями названы Орф и Ехидна. Имя Сфинкс возникло из сближения с глаголом s j i g g o, "сжимать", "удушать", а сам образ - под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы. Древняя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу; ее одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения.
Сохранилось сообщение о сатировской драме Эсхила "Сфинкс", где самой Сфинкс приходится отгадывать загадку, заданную ей Силеном: "Что находится у него в руке - живое существо или мертвое?". Так как Силен прятал в руках птичку, которой быстро мог свернуть шею, то Сфинкс не имела шансов дать верный ответ и должна была признать свое поражение.

Мифологические существа народов мира [Магические свойства и возможности взаимодействия] Конвей Динна Дж.

14. Загадочный Сфинкс

14. Загадочный Сфинкс

Египетский, греческий Сфинкс и Сфинксы, существовавшие в других культурах, всегда завораживали людей. Некоторые из нас помнят, что значение Сфинкса, как и других магических, мифических существ, гораздо глубже, чем известно или допускается сейчас.

Египетский Сфинкс

Образ египетского Сфинкса знаком нам по разрушенному памятнику, стоящему рядом с пирамидами. Эта древняя статуя, вырубленная из гигантского камня, располагается сразу за пределами Газы и представляет собой изображение лежащего льва с очевидно мужской человеческой головой. В настоящее время статуя Сфинкса разрушена и значительно повреждена и являет собой лишь отголосок былой красоты. Когда Египтом завладели мусульмане, фанатичные приверженцы этой религии намеренно откололи нос статуи, назвав ее греховным идолом.

В глазах древних египтян, называвших его «ху», он символизировал четыре стихии и Дух, а также всю науку прошлого, которая для нас утрачена. Несмотря на то что статуя лежащего Сфинкса расположена недалеко от Великой пирамиды, Сфинкса построили гораздо позже, чем это знаменитое сооружение.

Египетский Сфинкс отличается от греческого. Считается, что он мужского пола, так как на его голову надет головной убор с длинными полотнами, спадающими на плечи, и королевский урей (кобра). Крыльев у него нет. Между тем многие древние авторы утверждали, что Сфинкс является андрогинным существом, обладающим как мужскими (положительными), так и женскими (отрицательными) творческими силами. Похоже, что египетский Сфинкс, царственное, но загадочное существо, был стражем подземного царства, того параллельного мира, о котором посвященные говорят как о месте великих инициаций.

Высота египетского Сфинкса составляет почти семьдесят футов, длина – более ста. По проведенным оценкам, его вес составляет несколько сотен тонн. Возможно, что изначально статуя была покрыта слоем гипса и выкрашена в священные цвета. Внешне Сфинкс был воплощением бога Солнца, поэтому его голову украшал царский головной убор, лоб – кобра (урей), а подбородок – борода. И кобра, и борода были когда-то отколоты. Бороду обнаружили между передних лап Сфинкса во время его раскопок из покрывающего статую слоя песка.

Египетский Сфинкс

Основной массив тела Сфинкса высечен из монолитного гигантского камня, а передние лапы вырезаны из камней меньшего размера. Версия, что этот камень мог быть монолитной скалой, располагавшейся там изначально, вызвала много споров. Анализ известняка, из которого вырезана статуя, показал, что в нем содержалось огромное количество мелких морских существ, что указывает на большую вероятность добычи камня в другом месте.

Храм, алтарь, располагавшийся между лап, и ступени, ведущие вверх к Сфинксу, были построены значительно позже. Вероятно, это сделали римляне, восстанавливавшие многие египетские памятники.

Между передними лапами Сфинкса располагается огромная стела из красного гранита с нанесенной на ней иероглифической надписью о том, что Сфинкс является стражем. Некоторые иероглифы на этой стеле описывают необычный сон-видение фараона восемнадцатой династии Тутмоса IV, явившегося ему в то время, когда он спал в тени Сфинкса.

Тогда Тутмос был еще принцем. Утомившись во время охоты, принц прилег подремать в тени древней статуи, и ему приснилось, что Сфинкс обратился к нему с просьбой убрать сковывавший его песок и восстановить былую красоту. А в благодарность он пообещал наградить Тутмоса двойной короной Египта. Очевидно, Тутмос удостоил вниманием эту просьбу (хотя часть стелы, описывающая это, слишком сильно повреждена и не позволяет прочесть текст полностью), потому что он стал фараоном Тутмосом IV.

Консервативно настроенные археологи, историки и ученые твердо убеждены, что Сфинкс был вырезан по образу одного из великих фараонов как погребальное приношение. Однако древние исторические источники, которые эти «специалисты» оставили без внимания, излагают другую версию назначения Сфинкса.

Античный философ Ямвлих писал о том, что египетский Сфинкс закрывал вход в священные подземные палаты и галереи, где адепты тайных знаний проходили определенные испытания. Вход внутрь Сфинкса тщательно закрывали огромные бронзовые ворота, а способ их открыть был известен лишь отдельным верховным жрецам и жрицам. Если посвящаемый в тайное знание не был полностью готов, запутанный лабиринт переходов внутри статуи вновь возвращал его к началу пути. Если же он находил верный путь в лабиринте, то переходил из одного ритуального зала в другой. И только если посвящаемого признавали готовым к великому таинству инициации, его или ее провожали к глубокому тоннелю, ведущему под песками пустыни от Сфинкса внутрь Великой пирамиды.

Джордж Хант Уильямсон утверждает, что в этих подземных храмах хранятся плиты из драгоценных металлов, свитки папирусов и глиняные таблички, содержащие древнюю информацию.

Чтобы опровергнуть утверждения древних авторов, на протяжении многих лет внутрь Сфинкса вводились металлические пруты и ни одного прохода или зала внутри него не было обнаружено. Однако в октябре 1994 года информационное агентство «Ассошиэйтед пресс» сообщило о том, что рабочие, пытавшиеся восстановить разрушенные части Сфинкса, сделали фантастическое открытие: ими был обнаружен неизвестный древний проход, ведущий глубоко внутрь Сфинкса. И все же эксперты в области древностей до сих пор не знают, кем он был построен, куда он ведет или каково было его назначение.

Иногда Сфинкса представляли с головой ястреба, а не с человеческой. Египетских Сфинксов всегда изображали лежащими. Часто по обе стороны входа в храм ставили Сфинксов, чтобы они охраняли его.

Однако изображения Сфинксов были обнаружены и в более древних, чем египетская, культурах. Определено, что каменные изваяния Сфинксов, найденные в Месопотамии, созданы по крайней мере на пять тысяч лет раньше, чем египетский Сфинкс в Газе. Подобные фигуры, высеченные из камня, были обнаружены на всей территории Ближнего Востока. Даже в Древней Греции существовала легенда о Сфинксе.

Греческая Сфинкс

Греческая Сфинкс – существо с головой и грудью женщины и крыльями. Она была агрессивна, многоречива, хищна, так как любила питаться человеческой плотью. Слово «Сфинкс» происходит от греческого sphiggein («крепко связывать», «душить»).

Из всех греческих Сфинксов наиболее известна фиванская. У нее были женская голова и грудь, тело и когтистые лапы льва, хвост дракона и крылья птицы. О ее происхождении известно мало, хотя, согласно одной легенде, она была порождением Тифона и Ехидны. По другой версии, ее родителями были Ортр и Химера. Ее излюбленным местом был утес у дороги, ведущей в Фивы, где она подстерегала путников и загадывала им загадку, услышанную от муз. Тех же, кто не давал правильного ответа, она убивала. В конце концов, Эдипу удалось ответить верно.

Греческая Сфинкс

Остальные легенды утверждают, что греческая Сфинкс иногда перемещалась по стране из одного места в другое. Они также отмечают несколько направлений между различными греческими островами, которые выбирала Сфинкс.

Греческая Сфинкс любила разговаривать со своими жертвами и мучить их, прежде чем убить. Если жертве удавалось сбежать, ее ярость была ужасна. Юнг сравнивал это существо с архетипическим образом Ужасной матери. Трон Зевса в Олимпии был украшен узором, изображающим Сфинксов, уносящих детей. Эти рисунки могли обозначать символическую связь между Зевсом и Сфинкс, которая, возможно, исполняла приказания бога о возмездии.

Другие Сфинксы

Древнейшие ассирийские, персидские и финикийские Сфинксы были мужского пола, у них были бороды и длинные кудрявые волосы. Однако после XVII века до о. э. в ассирийских резных произведениях появились образы крылатых женских особей Сфинксов. В древней Финикии изображали как женские, так и мужские особи. Хетты вырезали из камней изваяния существ с телами льва и человеческими головами. Как и греческая Сфинкс, вавилонская Сфинкс была женского пола. Легенды гласят, что Сфинксы Среднего Востока обладали великой мудростью, редко открывали свое знание и были довольны тем, что люди их почитали.

В римской мифологии Сфинкс была женского пола и носила урея на лбу. Возможно, свой женский облик она позаимствовала у своего греческого аналога, но многие атрибуты она переняла и от египетского Сфинкса. Как ни удивительно, но изображения этого загадочного существа были обнаружены также среди руин майянских городов на полуострове Юкатан.

Все Сфинксы владеют всеми известными языками, как современными, так и древними. Им известны также все виды магии, когда-то существовавшие, а в настоящее время забытые людьми. Они – адепты использования магических заклинаний, а кроме того, ценят все виды драгоценных камней, драгоценные металлы и книги, в особенности древние.

В основном, мужские особи этого вида крупнее женских, они также обладают большей физической силой. Если мужской Сфинкс злится или бросает кому-либо вызов, его оглушительный рев слышен на расстоянии многих миль.

Женские особи этого вида на самом деле умнее мужских, но и самцы обладают высшей мудростью и знанием. Женщина-Сфинкс в большей степени склонна помогать людям в поэзии, прозе, загадках и общих знаниях.

Это загадочное существо служит нам напоминанием о том, что у людей есть духовные крылья, человеческие головы (или разум) и тела животных. Оберегая священные древние тайны, Сфинкс лежит у ворот сверхсознания и не допускает к нему тех, кто не готов войти. Встреча со Сфинксом возвещает время духовного роста, а возможно, и новой любви.

Психологические характеристики : положительные – человек, знающий, когда следует промолчать, а когда говорить. Отрицательные – тот, кому нравится бросать людям вызов на интеллектуальном уровне, а если они окажутся «менее умными», уничтожать их словами. Человек, использующий умение показать свое превосходство.

Магические свойства : область действия Сфинкса – инициация, конец цикла; магия стихий, встреча с Темной Матерью, получение указаний от Нее. Римские и греческие Сфинкс являлись символами вспыльчивой натуры и беспричинного разрушения. Греки ассоциировали Сфинкс с посвящением и смертью. Считалось, что Сфинкс, это таинственное магическое существо, владеет глубочайшими тайнами вселенной, но хранит полное молчание.

Из книги Трон Люцифера автора Парнов Еремей

Из книги Дао - путь без пути. Том 2. Беседы по книге Ли-цзы автора Раджниш Бхагван Шри

Глава 3. ЗАГАДОЧНЫЙ ВКУС МЕДА НА ЯЗЫКЕ 27 февраля 1977 года, Пуна, ИндияВ зрелом возрасте Хуа-цзы из рода Ян-ли государства Сун потерял свою память. Он мог получить подарок утром и забыть об этом к вечеру; он мог дать подарок вечером и забыть об этом к утру. На улице он мог забыть

Из книги Трон Люцифера. Краткие очерки магии и оккультизма автора Парнов Еремей

Из книги Легенды российских тамплиеров автора Никитин Андрей Леонидович

76 Сфинкс 1. Я из рода древних фараонов династии Мена. Мои отдаленные предки потеряли право на престол, так как один из них отошел от веры отцов, каким-то образом проникнув в тайны тех Неведомых, которые жили в отдаленных залах лабиринта и считали себя высшими жрецами, а свою

Из книги Загадка Большого сфинкса автора Барбарен Жорж

Большой сфинкс Большой сфинкс в Гизе не похож ни на что иное в мире, даже в Египте.Обстановка в некрополе этого плато и у основания Больших пирамид придает ему совершенно исключительный смысл.Он не был составлен или высечен из разных кусков, как все сфинксы обычной

Из книги Великая пирамида Гизы. Факты, гипотезы, открытия автора Бонвик Джеймс

Сфинкс и антропогенез «Седьмая раса, - говорится в „Тайной доктрине“, - приведет к установлению или даже утверждению религиозных тайн, под сенью которых древние истины могут быть переданы будущим поколениями, за покровом символики и аллегорий».«Рассмотрите

Из книги XX век. Хроника необъяснимого. Феномен за феноменом автора Прийма Алексей

Глава 8 Сфинкс В Египте часто можно видеть статуи сфинксов, стоящие перед храмами (подобные изваяния встречаются и в Индии). Сфинксы с человеческой головой называются андросфинксами, с головой барана – креосфинксами, с головой сокола – иеракосфинксами. На страницах этой

Из книги Народные приметы, привлекающие деньги, удачу, благополучие автора Белякова Ольга Викторовна

ЗАГАДОЧНЫЙ СТАРЕЦ Клавдия Гавриленко, пенсионерка из Ростова-на-Дону, испытала в 1956 году переживание, запомнившееся ей на всю оставшуюся жизнь.Дело было в Смоленской области, знаменитой своими густыми лесами. Клавдия, отправившаяся по грибы, заблудилась. День уже

Из книги Феникс или возрождённый оккультизм автора Холл Мэнли Палмер

Сфинкс Это мифическое существо с телом льва и головой человека, сокола или барана символизирует могущество и мудрость. Талисман в виде сфинкса выявит в человеке такие черты, как осторожность, предусмотрительность и

Из книги 100 великих мистических тайн автора Бернацкий Анатолий

РУССКИЙ СФИНКС У каждого века есть своя загадка. Таким непостижимым явлением девятнадцатого века была Елена Петровна Блаватская. Издание ее писем, а также писем Махатм Мории и Кут Хуми пролило новый, более яркий свет на эту экстраординарную личность. В памяти наших

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Загадочный космос Начиная с 12 апреля 1961 года, когда советский человек Ю.А. Гагарин впервые поднялся в космос, уже сотни человек из разных стран последовали его примеру. Многие из них, находясь в корабле в одиночестве или группами, столкнулись с непонятными и необъяснимыми

Из книги Книга секретов. Невероятное очевидное на Земле и за ее пределами автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

Из книги Тайны русских знахарей. Целебные составы, обряды и ритуалы автора Ларин Владимир Николаевич

РАНЬО НЕРО (ЧЕРНЫЙ ПАУК) – ЗАГАДОЧНЫЙ ПРОВИДЕЦ Великих предсказателей в нашей истории найдется не так уже и много – Нострадамус, Эдгар Кейси, баба Ванга и ряд других. Среди них выделяется Раньо Неро, или Черный Паук, как переводится с итальянского этот

Из книги Атлантида и другие исчезнувшие города автора Подольский Юрий Федорович

Серый – загадочный дух леса Жил дед Федор на краю лесной поляны в маленьком домике, так укрытом под ветвями большого дуба и ореховых зарослей, что, даже стоя рядом, заметить его можно было только случайно. Казалось, деревья и кусты сами оплетали и закрывали его. Мы

Из книги Мудрость любви автора Сикирич Елена

Загадочный Кушан Большинство государств рождаются, живут и исчезают, как и люди: некоторые оставляют после себя богатое наследство, другие - память, третьи - обломки и руины. О Кушанском царстве, процветавшем на рубеже нашей эры в Центральной Азии, мало что известно: его

«Что за существо ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером?»
Почти наверняка, можно сказать, что это была самая первая в мире загадка. Она была придумана мерзким созданием, которое однажды появилось в окрестностях города Фивы в Древней Греции. Существо звали Сфинксом. У него была голова женщины, туловище льва, крылья орла и хвост змеи. В Фивы вела только одна дорога, никто не мог попасть в город в обход Сфинкса. Ты не смог бы пройти мимо создания (которое было очень большим и быстрым) без того, чтобы оно не загадало тебе загадку.
Одним из первых, кто встретился со Сфинксом, был молодой человек по имени Гемон. Он шел, чтобы встретиться со своим дядей, который на тот момент был фиванским царем. Многие другие люди в страхе бежали от странной помеси птицы, льва, змеи и женщины, но Гемон, будучи царских кровей, ничего не боялся.
- Стой, где стоишь! - потребовал Сфинкс голосом грозной школьной учительницы. Его хвост извивался в пыли, а крылья хлопали по воздуху.
- Чего ты хочешь? - спросил Гемон, хватаясь рукой за меч.
- У меня есть для тебя загадка, - сказал Сфинкс.
- Загадка? - успокоился Гемон. - Здорово. Какая?
- Что за существо ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером?
- Ну… дайка подумать. Четыре ноги утром? Это собака или что-то типа того? Однажды я видел козла с тремя ногами, но он не был жив, поэтому, полагаю, это не считается. Может, лягушка? Не знаю… Я сдаюсь…
Не успел он и слова дальше сказать, как Сфинкс его атаковал. Взмахнув крыльями, он подпрыгнул в воздухе. Его хвост обвился вокруг шеи Гемона и начал его душить. И наконец, пока его женское лицо зловеще хохотало, когти разорвали его на несколько частей, и через секунду дорога стала скользкой от крови, а это была одна из самых первых шуток, потому что «гемон» по-гречески значит кровь. Но Гемон, который в тот момент был погублен, явно не счел ее смешной.
Так же посчитали и жители Фив. Когда они узнали, что невозможно попасть в окрестности города, не встретив ужасного монстра, который задавал нерешаемую задачку и разрывал их на части, если они не могли ее разгадать, практически были в отчаянии. Это был плохой год для бизнесменов Фив. Город пришел в упадок, туристов не было. Хотя царь Лай и царица Иокаста, правящие в городе, предложили большую награду любому, кто избавит их от Сфинкса, приз так и не нашел своего хозяина.
Конечно, царевичи и воины приходили со всех концов земли, чтобы померяться силами со страшным существом, но уничтожить мечом или стрелами Сфинкса было невозможно. Его шкура была твердая, как сталь. Его огромные когти были острые, как бритвы. Крылья поднимали его в воздух, а хвост обвивался вокруг шеи прежде, чем жертва успевала моргнуть. Некоторые люди пытались разгадать загадку. Спустя несколько месяцев перепробовали все варианты ответов: крысы, летучие мыши, кошки, комары и оцелоты - ни один из них не был правильным. Каждый день воздух разрывал еще один крик, и свежая кровь лилась на дорогу.
В конце концов ситуация ухудшилась настолько, что царь решил, что ему стоит самому принять какие-то меры.
- Если бы мы знали, почему это ужасное создание здесь, - задумчиво сказал он. - Тогда мы могли бы найти способ, как от него избавиться.
- Почему бы не спросить у оракула? - предложила царица Иокаста.
Оракулом звали жрицу, которая могла не только предсказывать будущее, но и ответить на любой вопрос. Как только царица сказала об этом, Лай удивился, как он сам не догадался об оракуле.
- Отличная мысль, моя дорогая, - сказал он. - Я тут же к ней отправлюсь.
Теперь, если бы царь Лай дошел до оракула, то был бы неприятно шокирован. На самом деле в появлении Сфинкса был виноват он сам, даже если и не догадывался об этом.
Незадолго до этого Лай отправился к своему другу и влюбился в его сына. И зашел настолько далеко, что похитил юношу Хрисиппа, заточил его во дворце в Фивах и сделал своим слугой. В конце концов Хрисипп покончил с собой, и все бы ничего, если бы об этой истории не узнала Гера, царица богов. Она наказала царя Лая тем, что прислала Сфинкса к Фивам.
Но царь Лай так и не добрался до оракула и, соответственно, об этом не узнал, потому что по дороге встретил юношу, направлявшегося в Фивы сразиться со Сфинксом. Дорога была узкая, им вдвоем было не разойтись. Они поругались. А потом Лай проехал своей колесницей по ноге юноши. Молодой человек, который был достаточно жестокого нрава, ответил тем, что вонзил свой клинок в живот царя прежде, чем продолжить путь.
Юношу звали Эдип. Характер у него был сложный. Не то чтобы он был плохим человеком, нет, но его нрав оставлял желать лучшего. Он очень хотел стать героем, но не знал, как это сделать. В любом случае теперь он оказался в окрестностях Фив и сразился со Сфинксом.
- Стой, где стоишь! - закричал Сфинкс. - И скажи мне - если тебе дорога жизнь, - что за существо ходит на четырех ногах утром, на двух днем и на трех вечером?
Эдип думал, пока Сфинкс облизывал губы, распускал и прятал когти. Но чудовищу не повезло.
- Я знаю, - наконец сказал Эдип. - Ответ - человек. Утром, когда он ребенок, он ползает на четвереньках. Днем своей жизни он ходит прямо на двух ногах. А когда он стареет, вечером, передвигается, опираясь на посох.
Когда Сфинкс услышал, что загадка наконец разгадана, он покраснел от злости. Женская голова кричала, львиное тело извивалось, перья посыпались с крыльев, а змеиный хвост скрутился в клубок.
Что касается Эдипа, в награду его сделали царем Фив, он женился на царице Иокасте. Ни на минуту он не задумывался о том, что на самом деле она была давно потерянной им матерью, а что на дороге он убил своего отца…
Но это уже совсем другая история.