Рене Жирар, почетный профессор Стэнфордского университета, более 40 лет назад приступил к исследованиям "великих историй" в литературе. Он хотел понять, что же делает эти историями "великими", значительными, и обнаружил в них общие черты. Кроме того, он исследовал ритуалы и мифы первобытных людей и выявил общие структурные сходства с "великими историями". На основе полученных выводов он создал теорию мимезиса и открыл феномен "козла отпущения".

Теория мимезиса Рене Жирара основана на присущем людям имитационном механизме. Мы подражаем поведению других людей. Наши желания могут быть на самом деле не нашими, а перенятыми от других. Чем больше мы подражаем друг другу, тем более похожими становимся. Чем больше у нас похожих желаний, тем сильнее конкуренция. Это размывает различия между людьми. Так начинается стирание границ между людьми, которые поддерживают порядок. Развитие соперничества повышает концентрацию насилия, а размытие границ приводит к дестабилизации социальной структуры.

Согласно теории Жирара, первобытный человек решал эту проблему через "отпущение". Первобытное общество прекладывало ответственность за последствия ненависти на одного человека или группу лиц, тем самым направляя общественную ненависть и насилие на обвиняемых. Так ответственные лица становились козлами отпущения, им приписывались все негативные общественные эмоции. После изгнания или убийства козлов отпущения на некоторое время восстанавливался порядок и воцарялся мир. Единичный акт санкционированного насилия становился прививкой против насилия хаотичного, и делал насилие управляемым.


Нужно было убедить всех членов сообщества в том, что на козлах отпущения лежит вина за нарушение порядка. Именно поэтому нужно было публично обвинять и клеветать на козлов отпущения перед тем, как принести их в жертву. Таким образом жертвы становились ответственными за состояние общества. Жертвы становились "сакральными".

Жирар предположил, что именно таков мифологический и религиозный смысл механизма и ритуалов жертвоприношения. Эти ритуалы инсценировали первоначальное жертвенное убийство, совершённое в общине для установленния порядка. В некотором смысле эти ритуальные жертвоприношения становились "прививками" против хаоса. Контролируемое жертвоприношение приводит к культурному процветанию.

Убийство невинной жертвы впоследствии оправдывается историями, обосновывающими заслуженность наказания и смерти, поэтому Жирар приходит к выводу, что в основе такой культуры лежит насилие и ложь.

В основе теории Жирара лежат два принципа: мимезис желания и жертвы.

Пять признаков ритуального убийства козла отпущения.


  • Хаос, отсутствие порядка, отсутствие дифференциации, размытость границ.

  • Козел отпущения оклеветан и обвинён

  • Вина козла отпущения считается доказанной

  • Козёл отпущения осужден, убит или изгнан

  • Порядок восстановлен

Продолжая изучать мифологию первобытных народов, Рене Жирар отметил некоторое отличие. Истории из еврейских и христианских текстов отличались от историй из других мифологий. В этих рассказах козёл отпущения не всегда был виноват. Именно это кардинально отличало данные истории от других. Они рассказывали о невинных жертвах и ложных обвинениях. Жирар подчёркивает, что Новый Завет завершается рассказом о самой невинной жертве - Иисусе Христе. В его невиновности нет никаких сомнений, и именно этот факт был использован, чтобы через козла отпущения восстановить порядок и справедливость, нарушенные с момента основания мира. Апокалипсис означает "снятие завесы" - открытие фактов, скрытых от человечества с самого начала.

Несправедливая смерть Иисуса демонстрирует, что в основе нашей культуры лежат насилие и ложь. Его воскресение демонстрирует, что Бог не хочет жертв для искупления чужих грехов, и ждёт от каждого из нас, чтобы мы взяли на себя ответственность за наши собственные чувства стыда и зависти.

Иисус знает, что мы существа подражательные, и он хочет, чтобы мы подражали Ему не как конкуренты, а как образцу, к которому надо стремиться.

Часто встречаю такую фразу:

"Хочу понять причину, почему так происходит в моей жизни. Какое событие моего прошлого привело к проблеме?"

Есть идея, и у меня она тоже была, что знание причины поможет неким образом решить проблему. На практике из этого чаще всего выходит следующее: "Я все понимаю, но ничего изменить не могу".

Сейчас я не люблю целенаправленно искать исторические причины сложностей и проблем, как своих, так и клиентов.

Я помню себя лет 10-15 назад.

Томик Фрейда под мышкой. Фырканье на мамино: "Надень шапку, холодно". Борьба за толерантность и равноправие всех и вся, да такая отчаянная, что не толерантные знакомые бросались врассыпную.

Я проходила тесты часами, чтобы узнать и удостовериться, что все мои беды от того, что мама с папой были какими-то не правильными и воспитывали меня тоже не правильно. Злилась на них за это и обвиняла. Потом я читала, как было бы правильно. И снова злилась и обижалась.

Я жила в черно-белом мире "Правильно-неправильно".

Причины своих проблем я знала в нюансах и деталях, но, как можно догадаться, в настоящем как было тоскливо и одиноко, так и оставалось. И как думаете, кто был за это ответственен? Конечно же мама и папа, которые не так меня воспитали! Хотя вслух я это не признавала, и по большей степени не осознавала, что перекладываю на них ответственность.

Гремучая смесь обиды, обвинений в безответственности других, вины и злости подтачивали меня изнутри и лишали сил. Руки опускались от того, что прошлого не изменить и других родителей не будет. А мне этого очень хотелось, ведь для меня было предельно ясно, что сейчас я несчастна именно потому, что родители не правильно меня воспитывали.

Как я из этого выбиралась?

Медленно и с трудом.

Например, стала замечать, что рассказы терапевту о моем трудном детстве все чаще превращается в монолог, потому что вопросов задавать не о чем, ничего нового я не рассказывала. Ощущала, как обвинения родителей напоминают монотонное хождение по болоту: мрачно, сыро, изматывающе и невыносимо скучно даже мне. А терапевт все чаще позволял себе следующую фразу: "Я сочувствую, что тебе пришлось сложно в детстве. А что ты делаешь для того, чтобы сейчас жить по-другому?"


Как же я злилась! Сначала молча про себя, а потом уже вслух на него. Как я поняла позже, злилась я на то, что он подрывал мою уверенность в том, что мое "неправильное" детство является веской причиной для того, чтобы быть несчастной теперь.

Это очень удобно – отдать ответственность за качество своей жизни людям и событиям из прошлого. Бесспорно, они повлияли на то, как я взрослая вела себя, только есть несколько но.

1. Нет линейной прямой связи между конкретным действием человека из прошлого и тем, как мы сейчас реагируем. Есть определенные способы поведения, которые мы переняли от своего близкого окружения и под его воздействием.

2. Взрослые вокруг нас вели себя определенным образом не из вредности, и не потому что мы были плохими, а просто иначе они не могли, не умели в силу разных причин. Они не могли быть идеальными, потому что они обычные люди, а не сверхчеловеки. Могли вести себя по-дурацки и совершать массу ошибок.

3. Хорошая новость, что человек способен менять свое поведение и выдавать реакции, отличные от привычных и стереотипных, которые сформировались в детстве. Действовать и жить активно, а не реактивно, творчески приспосабливаться к изменяющемуся миру.


4. Чтобы прикладывать усилия для осознавания и переосмысления своих реакций хорошо бы верить в то, что я имею силы, способности и право менять свою жизнь так, как я считаю нужным. Иначе реальные изменения вряд ли возможны.

5. Чтобы поверить в свои силы и использовать право жить по своим правилам, хорошо бы знать себя, доверять себе, ориентироваться в своих ощущениях, потребностях и реакциях. Если высадить человека одного в центре города с завязанными глазами и затычками в ушах, то, не ориентируясь в пространстве, он вряд ли сможет прийти куда-то, даже если знает пункт назначения и как туда добраться. Также и с самим собой.

Именно с этого: узнавания себя, интереса к себе, осознания, как я сейчас организую свою жизнь – начинаются реальные изменения в жизни. Это вопрос "как", а не "почему".

Сравните:

  • Хочу узнать причину, почему я так плохо живу. Ответственна причина, я выступаю в пассивной роли.
  • Хочу узнать, как я так организую свою жизнь, что она мне не нравится. Я ответственна, я активна в своей жизни.
Справедливости ради хочу заметить, что ответ на вопрос "почему" бывает полезен, и совсем его игнорировать не получится. Он необходим на этапе проживания незавершенных ситуаций и чувств, когда в прошлом оставлено много эмоций, но отпустить их и жить дальше не получается. Тогда важно вернуться на шаг назад и снова проговорить это.

Звоночком, что ситуация завершена и от вопроса "почему" пора переходить к "как", может быть скука и отсутствие энергии в рассказах о событиях давно минувших дней. Как сказала одна моя клиентка: "Конечно, можно опять свалить все на маму, но честно говоря, это уже скучно и неинтересно, жаль время на это тратить".

В этот момент становится важно не залипнуть в скуке и в прошлых событиях, а найти то, что вызывает интерес и любопытство в настоящем. Например, вы сами со своими ощущениями, потребностями, желаниями и эмоциями по поводу того, что происходит здесь и сейчас.

Выражение «Козёл отпущения» обозначает человека, на которого возложили ответственность за действия других, вину за неудачу для того, чтобы скрыть её настоящие причины и настоящего виновника. Это обвинение служит оправданием другим людям (гонителям), снимая с них ответственность за происходящее и тем самым сохраняя и укрепляя их чувство собственной силы и правоты.

Независимо от того, в какой мере родители могли согрешить, навредив ребенку, человек, который на самом деле является взрослым, посчитает их грехи своими начальными условиями, которые следует принять в расчет. Только дурака может интересовать вина других, ибо он ничего не может изменить. Мудрец получает знания и опыт из своей собственной вины. Он может себя спросить: «кто же я такой, если все это должно было случиться именно со мной?»

К.Г.Юнг.

Поиск козла отпущения означает поиск того, кого можно отождествить со злом, ненавидеть за это и изгнать из коллектива (семьи), чтобы остальные члены сообщества не чувствовали вины и продолжали себя вести согласно коллективным нормам.

Козел отпущения — это проекция теневых, отвергнутых качеств членов группы, которые им не нравятся в себе, и поэтому проще всего эти качества просто не видеть. Прогоняя «козла отпущения», коллектив изгоняет вместе с ним все теневые стороны себя, а это позволяет и дальше находиться в спокойной иллюзии своего совершенства.

«Козла отпущения» отвергают как «гадкого утенка», ибо он нарушает групповые нормы и ожидания. Он «не такой как все», его считают ненормальным, потому что его поведение не соответствует правилам и ценностям окружающих. При этом, изгоняемые часто обладают ценностями, необходимыми этой группе, но эти ценности находятся в тени.

Человек в роли «козла отпущения» испытывает двойственное ощущение: избранного и жертвы одновременно. Выбирая быть избранным, и выбирая идею добра и самопожертвования, он становится носителем «общего греха», принявшего на себя вину «всего человечества», и подобно Христу, отождествляясь с пророком, стаёт тем, кому предназначено это сделать. Искупая «общественный грех», он превращается в изгоя. Роль козла, роль жертвы, — это выбранная роль, на которую безропотно соглашаются, неосознанно находя плюсы для себя. Во всем этом есть и святость и грех…

В древнем иудейском ритуале, придуманном для очищения коллективной совести, фигурировали два козла. Один из них приносился в жертву Богу, чтобы его кровь могла очистить, освятить скинию собрания, алтарь. Люди верили, что кровь козла смиряет гневного Бога и служит очищением. Останки же козла считались нечистыми и зарывались в землю за пределами селения. Второго козла выгоняли далеко за пределы селения в пустынную степь « и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую…» Козел – изгнанник уносил с собой пятно позора и вины. Так происходило своего рода отпущение грехов без исповеди и покаяния, более ничего не омрачало святость, и можно было еще год спокойно жить дальше.

Тогда же бытовала и другая традиция — в пустыню изгоняли не только козлов, а и людей, которые отождествлялись с козлами отпущения, были неугодными, преступниками, отлученными от церкви и осужденными на жизнь в одиночестве. Пустыня становилась проклятием, где человек чувствовал свое ничтожество и как будто попадал в ад при жизни. Изгнанники были обречены на жизнь в одиночестве и скорую смерть, ведь выжить в одиночку было трудно, почти невозможно. Они могли даже жаждать смерти, которая даст им окончание изгнания, или же испытывать сильное чувство сожаления о том, что они появились на свет.

И сейчас, спустя множество веков, существует эта пустыня. Только присутствует она не на карте мира, а во внутреннем пространстве личности человека, который идентифицируется с «козлом отпущения». Те прошлые образы обвиняющих гонителей и козла отпущения, оказываются вездесущими. Именно они запрещают человеку в роли «козла отпущения» свободно жить, достигать успеха, двигаться в конкретном направлении, обвиняя его во множестве «грехов». Эти образы транслируют человеку, что он слишком уродлив, недостоин, не похож на других и этим заслуживает только осуждения и порицания. Эти внутренние образы обвиняют человека в том, что он недостоин любви и уважения, обвиняют в том, что он не просит помощи и в том, что он не может принять помощь, обвиняют в том, что он не может измениться и стать таким, чтобы оправдывать ожидания окружающих. Поэтому человек боится, что боль отвержения присутствует везде. Он отвергает себя, отвергает других ранее, чем начнут отвергать его.

Столкнуться с ролью «козла отпущения» в социуме можно повсеместно: в семье, в школе, на работе. Это как заразная болезнь, заразившись которой в семейной системе, можно ее переносить дальше по жизни из одной «системы» в другую…

Так ребенок чувствует себя «паршивой овцой в своей семье», сбившимся с правильного пути. О его чувствах отчужденности и вины редко догадываются родители. Он живет с непроходящей душевной болью, испытывая ярость, страх, уязвленность, обиду на то, что он отвергнут, не любим самыми значимыми для него людьми – мамой и папой. Дело доходит до безнадежности и отчаяния. Отвержение ощущается им как наказание только за то, что он живет на свете. Внутренний гонитель (формируется из моральных суждений отца и матери) и жертва в нем сплелись воедино. И все, что будет происходить во внешней реальности, в семье в коллективе, будет лишь проекцией его внутреннего мира, отчужденный от других, он будет отчужден от самого себя, от своей идентичности…

Обычно семья человека, идентифицировавшегося с «козлом отпущения», уделяет большое внимание внешним аспектам благополучности. Это похоже на красивый фасад, сигналящий о том, что у нас хорошая и правильная семья, но внутренне присутствуют кричащий признак дисфункциональности – появление «козла отпущения». Часто это ребенок или больной член семьи, который «портит всю картину». Он совершенно выделяется на фоне других. Для родителей такой ребенок как угроза их благополучности, как очевидец того обмана, тщательно скрываемого даже от самих себя, который лучше не замечать. Как у ребенка, который видит, что на самом деле король голый, взгляд «козла отпущения» часто настроен на более глубокие уровни психики, он более восприимчив и сенситивен. То, что говорит ребенок, часто не осознается окружающими и отвергается ими из-за возникающего дискомфорта и страха, что их «раскусили», поэтому «козлов» стыдят и отвергают за это.

Каков выход из всего этого?

Какая ценность для системы, семьи, коллектива скрыта в «козле отпущения»? В теневом, негативном полюсе, с которым он идентифицируется, содержится много вытесненной жизненной энергии, с которой может взаимодействовать только «козел отпущения» и таким образом канализировать энергию в два пути: в творческое самовыражение или в помогающую профессию.

Так художник может сохранять и выражать напряжение любого уровня, находясь в пространстве сакрального процесса. Он может найти и создать формы, которые передают его собственное видение и его собственную страсть, выражаясь в искусстве, которым восхищаются…

Целитель может быть спутником людям, имеющим травму, чтобы облегчить страдания других людей и свои собственные. В той мере, в какой им удастся проработать свои собственные страдания, достигнув целостности, они могут помочь другим достичь осознания и исцеления, способствовать их развитию.

Таким образом, изгнанный из коллектива «козел отпущения», возвращается обратно в коллектив, чтобы служить людям, удовлетворяя их глубинные и самые сложные потребности. Он выполняет функцию посредника между сознательным и бессознательным. Наряду с художниками, шаманами, ведьмами, священниками, он может работать, обязательно сталкиваясь с материалом, вытесненным культурой, и бороться с ним, проецируя Тень.

непонятные боли, и даже трудноизлечимые заболевания. Иногда, в прошлом у такого человека есть вытесненная в бессознательное страшная ситуация агрессии, гнева, ссоры, горя и т.п. Эмоции забыты, но не прожиты и не переработаны во что-то полезное, они становятся миной замедленного действия в организме. Так возникает заболевание. На сеансе достаточно трансформировать эту энергию гнева, агрессии или еще чего-то во что-то полезное. Иногда надо трансформировать привычку "прятать" негативные эмоции в теле. Такие гипнотические сеансы несут прямую пользу - выздоровление от заболеваний.

Рассмотрим частны случай. Агрессия. Например, человек боится вылить агрессию на государство или начальника, потому что государство или начальник более сильны и опасны. А на более слабых домашних не боится. А если человек не может "слить" свои эмоции ни на близких, ни на кого-то другого, то его сердцебиение, повышенное давление и прочие симптомы адреналиновые "сливаются" внутрь его тела. Это т.н. перенесенная агрессия.

А теперь представьте, что такой механизм не у одного человека, а у целой семьи. Аутоиммунное заболевание это некая аутоагрессия, в медицинском понимании, когда имунные клетки атакуют клетки собственного организма.

В ходе своей практики, я заметила закономерности в семьях где есть больной с аутоимунным заболеванием. Семейное неосознаваемое правило: терпеть нарушение личных интересов от родствеников, запрет на высказывание своих личных интересов. Все пользуются переносом агрессии с виновника на свое тело. Человек бессознательно делает что-то вредное своему здоровью. Другая закономерность: в предыдущих поколениях в такой семье произошла некая внутрисемейная тяжелая ситуация, крайне агрессивная. И это стало тяжелой запретной темой. Далее во 2, 3, 4 поколении может родится интровертированный чувствительный ребенок. Это "козел отпущения". Такой ребенок "берет" энергию агрессии в роду и у него в теле начинается аутоимунный процесс. Аутоимунный процесс в его теле это символ убийства внутри семьм. Приведу конкретный пример: Ко мне обратилась девушка. Она страдала от вспышек редкой болезни, которая поочередно выводила из строя то суставы, то кожу, то легкие. Болезнь доводила ее до инвалидности. На первой системной диагностической расстановке появился т.н. "призрак", т.е. какая-то неизвестная фигура. На эту неизвестную фигуру все члены семьи и рода в трех поколениях "смотрели". Но потомки на знали кто это, а предки не могли уже рассказать.
После расстановки клиентка сообщает, что за последние два поколения был критический возраст во время которого люди в этой семье либо заболевали тяжело, либо случались несчастные случаи. Я предположила, что есть какая та страшная ситуация в третьем или четвертом поколении. Эту ситуацию невозможно вспомнить, т.к.было страшно, стыдно, но и нельзя было и забыть. Клиентку мучали повторяющиеся сны. Ей снилось, что кто-то кого-то убивает и потом проклинает. Как-будто в бессознательном клиентки было какое то смутное воспоминание или фантазия о неизвестных ей людях. Я дала задание распросить всех самых старых родственников. Одна из двоюродных бабушек рыдая поведала о людях, о которых у нее болело сердце на протяжении последних 60 лет. Но она предпочитала хранить молчание. Оказалось, что в тридцатые годы во время переделов собственности когда шла стенка на стенку, случайно брат убил двоюродного брата. Убитый был единственным сыном. Мать убитого прокляла убийцу и его потомков. Ее при жизни убийцы его дети пострадали от подозрительным смертельных несчастных случаев. Убийца хоть и был оправдан властями как убивший по неосторожности, впоследствии был посажен по другой статье, по хозяйственной. Несчастья так и посыпались на семью. Во втором поколении уже было не принято говорить об этих событиях и убитом. Ведь он был братом. В бессознательном семьи как-будто был сформирован "склеп" в котором хранилась память о проклятии. А убитый как-будто стал призраком, который будоражил сны потомков убийцы. В третьем поколении рождается девочка в теле которой одна часть клеток убивает другую часть. Ее тело символизировало реальный конфликт братьев из прошлого...#Родословноедрево #Психогенеалогия #АнастасияМедеу
Ремиссия заболевания произошла у этой девушки когда я помогла ей найти другую миссию в ее жизни. Ведь быть "козлом отпущения" семьи это очень тяжелая миссия...