Елена Семеняка
Формирование дружеских отношений с помощью дидактических игр

Научить ребёнка дружить - это , прежде всего, научить помогать , сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба – это мир , полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми . Однако трудно обсуждать взаимоотношения в детском коллективе так, чтобы ребёнок все понял и не ощутил при этом давления взрослых. А с книжками проще - вы обсуждаете и высказываете свое мнение о поведении героев, надеясь, что ребенок сам сопоставит вымышленных и настоящих персонажей.

Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Нужно предлагать занятия в форме игровых ситуаций , побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Содержание предлагаемых занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для дружеского общения , воспитание хороших манер. В ходе занятий нужно стремиться подвести детей– к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.

Дидактические игры .

Игра «Звери на болоте» .

1. Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь .

2. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого, дружеское отношение к другим .

3. Продолжать обогащать словарь детей выражениями : словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)

Ход игры.

Играют все дети группы. Они - «звери» , которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги) . Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Что бы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его пара) . В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь , так и предложенные варианты спасения.

Игра «Мост дружбы » .

Цель : развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения .

Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.) говорит : «Это мост дружбы . Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».

Игра «Фотографии друзей»

Цель : развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам , умение выражать свои чувства, отношения в речи .

На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит .

Музыкальная игра «Танец в парах» .

Цель : развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта, дружеских взаимоотношений в группе .

Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу. Важно, чтобы расстояние между парами было достаточное для танцев, чтобы пары распределялись равномерно по всей площади ковра. Затем воспитатель дает каждой паре по плотному листу бумаги . Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других.

Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов»

Цель : стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему . Дружеское отношение к сверстникам .

Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка» ? На

учите меня петь ее и танцевать! Звучит песня В. Шаинского «Улыбка» .

Дидактическая игра «Цветок дружбы » .

Материал : цветик-семицветик и кукла Карлсона.

Ход игры:

Воспитатель вносит игрушку Карлсона и объясняет детям, что он очень расстроен. Педагог предлагает малышам спросить у Карлсона, почему он грустит. Он рассказывает : «На мой день рождения Малыш подарил мне волшебный цветок дружбы . Однажды я увидел, что все лепестки с волшебного цветка опали. А перед этим мой друг Малыш обиделся на меня и ушел. Помогите мне понять , чем я мог обидеть своего друга, что я сделал не так».

Воспитатель объясняет Карлсону, что дети обязательно помогут ему , ведь они знают, кто такие настоящие друзья. Дошкольники высказывают свои предположения, постепенно собирая цветок дружбы . После этого передают его Карлсону. Он благодарит ребят за помощь и говорит , что теперь он понял, почему обиделся Малыш и как не должен поступать настоящий друг.

Творческая игра «Помогаем друг другу »

Материал : разрезные картинки (верблюд, воздушный шар, две пальмы, облака, бегемот, яблоня, костюм Бармалея, макет корабля.

Ход игры:

Восп. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на неизведанный остров на этом замечательном корабле.

Дети поднимаются на корабль и под легкую музыку «плывут» в дальние страны.

Восп. Ребята, посмотрите! Впереди показалась земля! Сейчас наш корабль подплывет к острову, и мы сойдем на берег.

Дети выходят с корабля и идут на остров. Вдруг им навстречу выходит страшный, грозный Бармалей.

Барм. Попались, которые кусались? Что вам нужно на моём острове? Я - страшный, сердитый, жестокий Бармалей! Я люблю хватать и глотать маленьких детей!

Восп. Подожди, пожалуйста, дорогой Бармалей. Не надо нас хватать и глотать. И вовсе ты не такой уж и страшный, и злой. Правда, ребята?

Восп. Вот сейчас ты сможешь в этом убедиться. Мы предлагаем тебе поиграть вместе с нами.

Барм. А во что мы будем играть?

Восп. Мы тебе сейчас это объясним. Вместе с ребятами тебе нужно собрать из частей картинку.

Барм. Да я и сам справлюсь, не нужно мне помогать .

Дети и Бармалей приступают к выполнению задания.

Барм. У меня почему-то не получается. А вы так быстро и хорошо всё сложили.

Восп. Это потому, что мы собирали картинку все вместе, дружно , а ты - один. Тебе некому было помочь . Сейчас, Бармалей, дети помогут тебе выложить картинку.

Ребята помогают Бармалею , он радуется и благодарит их.

Восп. Дорогой Бармалей, а ты знаешь, кто такие друзья?

Барм. Нет.

Восп. Это как раз те, кто помогает друг другу , всегда придет на помощь , и если нужно, выручит в беде.

Барм. Теперь я понял, кто такие друзья!

Игра «Назови друга ласково» .

Материал : надувное сердечко.

Ход игры:

Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу.

После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.

Дидактическая игра «Поступаем правильно»

Цель игры : дать детям понять о хороших и плохих поступках и уметь анализировать их. Развивать вежливость, умение вежливо обращаться к товарищам.

Необходимое оборудование : парные картинки по одной теме, одна из картинок изображает плохой поступок, а второй – хороший.

Ход игры : Воспитатель разъясняет детям, какие поступки можно называть хорошими, а какие- плохими. Затем предлагает детям привести примеры плохих и хороших поступков. После этого игра начинается. Воспитатель раздает каждому игроку по две карточки : одна изображает хороший поступок, а вторая – плохой. Карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока. Задача каждого игрока – найти пару к обеим картинкам. Детям придется пообщаться с другими игроками, сравнить рисунки на своих карточках с другими. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети вежливо обращались друг к другу. После того как все пары найдены, игроки описывают сюжет картинок, почему они пришли к тому или иному мнению. После игры воспитатель подводит итог всему сказанному детьми.

Дидактическая игра «А что сказали бы вы?»

Цель игры : дать детям понять о хороших и плохих поступках, воспитывать чувство дружбы , умение делиться.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям поиграть. В ходе игры он предлагает детям ситуацию и дает три варианта ответа того, как на нее следует отвечать. Задача детей-выбрать из трех вариантов ответов верный. Например, воспитатель обыгрывает следующие ситуации :

1. «Мама дала тебе конфетку. Что вы на это скажите?

дай мне еще одну;

я такие не люблю, дай мне другую;

2. Твой друг просит у тебя игрушку. Что ты ему ответишь?

мне нужна она самому;

бери, пожалуйста;

я дам тебе, если только ты дашь мне свою.

3. Бабушка просит тебя помочь ей помыть посуду . Что ты ей скажешь?

я устал, сама помою .

Задача игроков - выбрать правильный вариант. Если игроки, по какой то причине ошибаются, воспитатель не оставляет эту ошибку без внимания : важно объяснить, почему именно этот, а не другой варианты ответа является верным. Воспитатель должен сказать, что хорошие, вежливые слова должны подтверждаться действиями.

Бородкина Наталья Леонидовна
Учитель иностранного языка
МОУ Будинской ОООШ
Тверской области

Данное мероприятие можно использовать на уроке ОРК и СЭ или как внеклассное мероприятие. Основной темой мероприятия является дружба. На основе некоторых заданий учащиеся приходят к выводу о том, что чем крепче дружба, тем сильнее Родина. Мероприятие рассчитано для учащихся начальных классов. Но можно использовать и для учащихся 5-6 классов

Цель :

Способствовать формированию дружеских отношений школьников.
- воспитывать у детей чувства дружбы и товарищества;
- дать знания о нравственных нормах поведения;
- побуждать детей к самовоспитанию нравственных качеств.

Ход классного часа

1. Вступительное слово.
-Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на какую именно вы ответите сами, послушав песню, (песня «Если добрый ты»)
-О чем эта песня? (о доброте и дружбе)
-Значит, тема нашего классного часа « По дороге добра и дружбы»

2. Начало путешествия
1 конкурс «Пустыня»
- Мы с вами не просто будем говорить о дружбе и доброте, а совершим путешествие, (открыть плакат)
- Что вы видите здесь? (пустыню)
- Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в прекрасный цветущий и благоухающий сад. Итак, отправимся в путь.
-На самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто ответит, когда мы начали это путешествие? (когда родились)
- Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими.
- А что вы при этом чувствовали?
- Подумайте, а если бы вас так называли и другие люди, приятно бы вам было? (да)
- Значит, прежде чем обратится к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. Обращаться к людям надо по имени.

2. Игра «Комплимент».
- Сейчас мы с вами сыграем в простую игру. У меня в руках плюшевый мишка. Я передаю сидящему рядом со мной. При этом я называю его по имени и говорю ему что-либо приятное - комплимент. (Проходит игра)
-Вот видите, как приятно, когда к вам обращаются по имени и говорят что-либо приятное. Нужно всегда так поступать в жизни. Найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т. е. посадите его в землю.

3. Продолжение путешествия « Родник в пустыне»
- Семечко мы с вами посадили, а будет ли оно прорастать? (нет).
-Почему? (в пустыне нет воды)
-Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы будем брать воду и поливать наши семечки.

Методический приём «Правила дружбы ».
- Очень важно по-доброму относится к своим друзьям и товарищам, уметь дружить. Давайте подумаем, какие правила нужно соблюдать, чтобы у тебя было много друзей, (дети называют правила, происходит обсуждение).
Затем зачитывается памятка « Чтобы у тебя всегда было много друзей».
- Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.
- Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.
- Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и со старшими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.
- Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть и простить ему свою обиду. Не злись!
- Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
- Если ты сам взял книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя, (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).

Стихотворение Б. Заходер « Мы – друзья » (чтение ученика)
С виду мы очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё ж,
Нас не разольёшь водой.
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём:
Даже вместе … отстаём!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели!
Словом скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим, что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Борькина сестра,
Облила нас из ведра.
А она ещё смеётся;
Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя!

Игра « Мы вдвоём»

Всем известно, что настоящие друзья всё делят пополам. Давайте посмотрим, а умеете ли вы работать в парах. Вот перед вами лежат варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь, друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый будет украшать свою варежку, но узоры у вас должны быть одинаковые и красивые, (выполнение задания 2-3мин.)
-Пока ребята работают, мы с вами соберём пословицы о дружбе. Я говорю начало пословицы, а вы продолжаете.
Пословицы:
- Нет друга – ищи…
- Не имей сто рублей…
- Один за всех …
- Человек без друзей …
- Дружба как стекло…
- Недруг поддакивает, а …
- Дружба не гриб – в лесу …
- Друг лучше старый, а платье…
- Дружбой дорожи, забывать её…
- Вот сколько пословиц вы знаете, но это только маленькая часть всех пословиц. Тем временем наши художники закончили свою работу. Давайте посмотрим, какие варежки у них получились, (выставка варежек).
- Красивые варежки нам помогли,
Согрели нас в холод, от стужи спасли.
- Какие правила дружбы помогли в работе?
- Возьмите из набора капельки воды и «полейте» семена (прикрепить капельки воды к рисунку).

4. Встреча с Человеком планеты Земля .
Чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака « Всемирный хоровод».
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских,
Негров, чья Родина-
Африки берег;
Для краснокожих,
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок на ночлег,
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых-
Тех, что живут
В городах и сёлах…
Весь этот шумный.
Задорный народ
Пусть соберётся
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом.
Запад- с Востоком,
А дети друг с другом.

О чём это стихотворение?
- У кого из вас есть знакомые или друзья других национальностей?
- Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
- Вы должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.
- Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг или в те места, куда война не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности с другим цветом кожи и глаз.
- И поэтому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага - фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа ещё издавна была известна всем народам.
Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
/песня «Дружат дети всей Земли»/
Игра «Человек с планеты Земля»
- Ребята, сейчас мы проведём игру, для этого надо разбиться на группы по 6 человек. Каждая группа должна подумать и написать, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля.
После завершения работы выступает один человек от группы и зачитывает список качеств./ Выписать на доску те качества, которые есть у всех групп. Так создаётся общий портрет человека с планеты Земля/:
- добрый;
- умный;
- смелый;
- сильный;
- улыбчивый;
- преданный;
- честный.
Вывод:
- Если люди будут обладать такими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Ради чего людям, живущим на одной планете, ненавидеть друг друга, воевать, ссориться? Все люди хотят быть счастливыми, растить детей, спокойно работать, весело отдыхать, иметь друзей. Мы все за одно, мы живём на одной планете, мы – команда одного корабля.
-Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только планета станет твоей, ты поймёшь её тайны и поймёшь самого себя.
/песня «Ты человек»/
- Каждый из вас достоин, выйти к доске и «посадить» своё дерево,/макеты деревьев прикрепляют к рисунку/

5. Продолжение путешествия. «Цветущее дерево»
- Ещё минуту назад мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами предстали красавцы деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все они разные, непохожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.
-У каждого из вас есть цветок. Напишите в центре цветка своё имя, на каждом лепестке – черту своего характера.
-Черты характера могут быть положительными:
- доброта;
- общительность;
- умение дружить;
- любознательность;
- старательность;
- скромность.
-А могут быть и отрицательными:
- завистливость;
- драчливость;
- хвастливость;
- лень;
- неорганизованность;
- развязность.
-А сейчас переверните цветочки и с обратной стороны на листочках напишите такую черту характера, какую вы в себе хотели бы воспитать,/ дети записывают/.
- Кто не постесняется назвать эти качества?
- А что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком?
- Прикрепите эти цветочки на рисунок, / дети прикрепляют цветы/
- У нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так сегодня мы с вами ещё раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.

Стихотворение «Что такое дружба»
Что такое дружба?
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей,
Спросила я у зверя:
Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А поле спросила я у девочки:
Дружба – что это такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете
И звери, и птицы, и дети.

6. Заключительная часть.
- А закончить наш классный час мне хочется хорошим стихотворением о дружбе. В дружбе всякое бывает, но дружить всегда интересно и весело.

Стихотворение. Мария Дебабова « Мирилки»
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать.
Летом в озере купаться
И клубнику собирать,
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Хватит нам уже сердиться.
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!

7. Рефлексия.
-Закончите предложение:
- Я бы хотел быть ….
- Я чувствую себя счастливей когда …
Стихотворение А. Островского.
Как хорошо, что дружба есть на свете.
Она как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете.
Пускай, как солнце, светит нам она.
Всюду, всюду с нами дружба!
Наше песня, наше знамя – дружба!
Как пароль запомнить всем нам нужно-
Дружба! Дружба! Дружба!
/ песня « сли с другом вышел в путь» /

8. Задание на дом.
- Оформить страничку портфолио

Из опыта работы педагога-психолога
МБДОУ «ЦРР-детский сад №3 Белоглинского района» РЕПИНОЙ Т.Е.
Цель:
Создание хорошего настроения.
Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, положительных эмоций.
Формирование бережного и позитивного отношения к партнеру.
Повышение самооценки детей.
Оборудование: магнитофон, мяч, плотная ткань, атрибуты к играм.

ХОД:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на нашем празднике. А вы рады нашей встрече? (Да). Сюда пришли все дети и все взрослые из нашего детского сада. Сегодня мы будем играть, веселиться, путешествовать и конечно ДРУЖИТЬ! Хотите? (Да). Но сначала нам нужно познакомиться поближе, узнать о вас все, все, все!
Игра «Знакомство»
Ведущий: я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Только вот такие будут правила: когда покажу зеленый сигнал - нужно отвечать, показывать движения, а когда красный - нужно сидеть тихо-тихо.
-Как вас зовут? (дети выкрикивают свое имя, пока горит зеленый сигнал, загорается красный дети успокаиваются).

Похлопайте в ладоши девочки … (мальчики).
-Улыбнитесь те, кто хочет веселиться.
-Нахмурьте брови те, кому сейчас грустно.
-Поднимите руку, у кого есть друг?
-Помашите мне рукой дети из средней группы (из старшей гр. и т.д.).
- У вас есть друзья?
-Потопайте ногами, кто хочет отправиться с друзьями в путешествие.

Ведущий: Вот мы и познакомились с вами, узнали о вас много интересного, а самое главное: что у всех у вас есть друзья и это замечательно. Хороший друг всегда поймет, пожалеет, выручит в трудную минуту. К друзьям нужно внимательно относиться, быть вежливыми. Вот вы знаете, как надо приветствовать друга при встрече? (дети отвечают: говорить «здравствуй», «привет», можно руку пожать).
Игра «Давайте поздороваемся».
Дети образуют два круга: один внутри другого. Под музыку начинают движение противоходом: один круг вправо, другой – влево. Как только мелодия перестают звучать, дети из внутреннего круга поворачиваются к детям из внешнего круга, протягивают правую руку, здороваются. Затем снова звучит музыка, игра продолжается.
Ведущий: Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие и сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: обнять друга, помочь маме, успокоить малыша, пожалеть бабушку, покормить животных, красиво накрыть на стол и угостить друзей.

Стихотворения о дружбе.
1 –й ребенок:

Что за чудо –чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!

2 –й ребенок:

Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.

3-й ребенок:

Хорошо, когда с тобою
Рядом друг,
Я люблю его улыбку
И тепло его рук.

4-й ребенок:

Друг всегда со мной играет,
Понимает и прощает.
Без него я так скучаю!
Хорошо, когда с тобою
Рядом друг!

Ведущий: А сейчас я приглашаю вас отправиться в путешествие с друзьями, но сначала скажите: на чем можно путешествовать? (на велосипеде, машине, самолете, поезде).
. Игра «Паровозик с именем»
Дети младшей группы становятся друг за другом, цепляясь за плечи. Ведущий произносит имя, например, Вова. Ребенок с таким именем выходит, надевает атрибут «Паровозик» и становится впереди, произносит:«У-У-У» и дети идут по кругу. Затем ведущий произносит другое имя ребенка и тот становится паровозиком. Игра продолжается.
Игра «Автомобили»
Дети средней группы под музыку М. Раухвергера «Автомобиль» имитируют движения автомобилей: «заводят», выполняют круговые движения кистей рук; «подают сигнал», двигаются дробным шагом в одном направлении; при смене музыки дети меняют направление движения, затем возвращаются назад.

Ведущий: Все ребята в пути были внимательны к своим друзьям, поэтому у нас не было ни одной аварии. Хорошо, когда есть друзья? Почему? (есть с кем поиграть, можно ходить друг к другу в гости).

Пословицы о дружбе.

Всякий человек в деле познается.
Сам себя губит, кто других не любит.
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Кто сеет мир – пожнет счастье.
Не бросай друга в беде.
Один в поле не воин.

Старый друг лучше новых двух.
Умный себя винит, глупый – своего товарища.
С кем поведешься, того и наберешься.

Ведущий: сейчас приглашаем вас прокатиться с друзьями на самолете.

Игра «Самолеты»
Дети старшей группы по команде имитируют различные движения.
-Пилоты проснулись (дети как бы протирают глаза);
-Потянулись (дети поднимают вверх руки, потягиваются);
-Улыбнулись (дети улыбаются);
-Завели моторы (выполняют круговые движения руками);
-Расправили крылья (разводят руки в стороны);
-Полетели (бегут врассыпную, руки расставлены в стороны,
движения плавные);
-На посадку! (плавно «приземляются»);
Пилоты отдыхают (дети, сидя на корточках, изображают сон).
Затем игра повторяется.

Ведущий: А когда вы остаетесь одни, без друзей, вам хорошо? (нет). Почему? (скучно, не с кем играть).

Игра «Друг к другу».

Дети подготовительной группы под спокойную музыку двигаются в рассыпную шагом, изображают «скуку».
Мелодия меняется на веселую, звучит команда «друг к другу», дети находят пару, изображают «радость», обнимаются.

Ведущий: ребята, можно было бы поиграть в эту игру одному? Конечно, нет, только вместе с друзьями. А еще много есть игр, в которые лучше играть большой, дружной, веселой компанией. А у вас есть друзья? (Да). Сейчас мы узнаем, кто ваш самый лучший друг и почему. Поможет нам волшебный мяч.

Игра «Волшебный мяч»
Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего, который берет «волшебный мяч» в руки и бросает кому-нибудь из детей. Ребенок, поймав мяч, должен назвать имя своего друга и рассказать, почему он с ним дружит. Затем ребенок, у которого в руках мяч, становится водящим. Игра продолжается.
Ведущий: Вы любите ходить в гости? (Да). Любите, когда к вам приходят в гости? (Да). Расскажите, что вы делаете, когда ждете гостей. (наводим порядок, накрываем на стол, красиво одеваемся). А когда собираетесь в гости? (наряжаемся, несем подарки, цветы).

Игра «Собери букет»

В игре принимают участие две девочки и
два мальчика. Девочки стоят на одной стороне
площадки – «ожидают гостей». Мальчики под
музыку собирают цветы (искусственные цветы
разбросаны на площадке) – кто быстрее и больше
соберет; бегут к девочкам и вручают букет. Игра
повторяется с другими детьми.

Ведущий: Всегда приятно, когда друзья
уделяют друг другу внимание, приглашают
в гости, дарят подарки, готовят сюрпризы.
Хороший друг- это тот, кто старается быть
внимательным, вежливым, совершает добрые
поступки для своих товарищей.
Стихотворения о вежливости.
1 –й ребенок:
Я хотел устроить бал
И друзей своих позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог.
Пирог, коржи и вилки тут-
Но что-то гости не идут.
Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек откусил
Потом подвинул стул и сел,
И пирог в минуту съел.
Когда же гости подошли
То даже крошек не нашли.

2-й ребенок:

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Всем, идущим на работу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой идущих к чаю.

3-й ребенок:

Маша знала слов не мало,
Но одно из них пропало,
И оно – то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят.

4-й ребенок:

Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда
Налетел из-за угла.
Но представьте- зря от Вити
Ждал я слова «Извините»
А слово–то какое –
очень дорогое!

Ведущий: Мы сегодня много говорили о том, какие должны быть настоящие друзья, что нужно, для того, чтобы дружба была крепкой. Хорошо, когда твой друг умный, смелый, сильный, в любую минуту выручит, поможет. Фея Дружбы приготовила для вас сюрприз: волшебный ковер. Кто под ним пройдет, тот станет сильным, смелым, добрым, и обязательно найдет новых друзей.

Игра «Волшебный ковер».
Взрослые натягивают большое полотно ткани, а дети, наклоняясь, осторожно проходят под ним, касаясь спинами ткани. Выходят из «тоннели» с чувством радости от того, что приобрели силу, ловкость; уверенности в том, что их ждут новые знакомства, новые друзья.

Рисование «Мои друзья».
В конце праздника детей ждет еще сюрприз: воспитатели раздают детям цветные мелки, краски, карандаши, бумагу. Дети рисуют своих друзей.

Праздник Дружбы «Вместе весело шагать».

Цель: Содействовать сплочению коллектива учащихся через вовлечение их в совместную творческую игровую деятельность.
Задачи:
- В развлекательной форме совершенствовать у учащихся коммуникативные навыки: умение договариваться в команде, слышать участников игры, выполнять правила игры.
- Способствовать воспитанию качеств личности, необходимых для успешной социализации: умение дружить, приходить на выручку, сопереживать, чувствовать ответственность за общее дело.
-
Оборудование: - Музыкальный центр
- Музыка (детские песни о дружбе), фонограмма песни «Вместе весело шагать по просторам»
- Материал для оформления зала
- Реквизит для проведения конкурсов: 2 листа бумаги ф. А3, 4 маркера (или фломастеры); 2 шарика для пинг-понга, 2 ложки.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь неспроста: мы пришли на праздник Дружбы. У ребят нашей школы появляется возможность доказать, что мы – вместе, мы одна команда! Команд сегодня две, и я приглашаю их на сцену (выходят команды).

Этой встрече все мы рады,
Собрались не для награды,
Нам встречаться чаще нужно,
Чтобы все мы жили дружно!


Зрителям предлагаем размяться и догадаться, как называются команды. По элементу нужно разгадать предмет на картинке (одуванчик или бригантина) . Разгадаете - узнаете, как называются наши дружные команды.
(Зрители угадывают, команды представляются и дружно говорят девизы:
Одуванчик Девиз: Держаться вместе, чтоб не сдуло.
Радуга Девиз: как бригантины паруса мы неразлучны никогда.)
Ведущий: Итак, сейчас в состязания вступят команды «Одуванчик» и «Бригантина». Пожелаем им удачи! Чтобы всё получилось, необходимо внимательно слушать условия конкурсов и строго соблюдать правила. Следить за этим будет строгое беспристрастное жюри в составе: _______________ (представление жюри)

За победу в конкурсах команды будут получать «звезды». Условия простые – кто больше звезд наберёт, тот и победит. А болельщики - не спать! Разрешается болеть и подбадривать участников. Приступим!

Ведущий. Дружба - наука, дружба - искусство,
Дружба - прекрасное, доброе чувство.

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

Ведущий. Да, ребята, ссориться нам, конечно же, не надо. И сегодня мы на нашем празднике дружбы проявим самые лучшие свои качества.

Почему в глазах у вас солнечные блики?

Это дружба нам сейчас раздает улыбки.

звенит наш смех вешними ручьями?

Это песней все друзья праздник наш встречают.

Ведущий . Мы не будем нарушать традицию, так как нам песня строить и жить помогает, и начнем наш праздник с музыкальных конкурсов.

1 конкурс . «Аукцион песен» .
Условия конкурса: Команды по очереди называют или напевают по 1-2 строки из песен о дружбе. Кто больше песен вспомнит, тот и победил (учесть, кто первый начинает) . Оценка жюри.

2 конкурс. «Музыка в кино». (по 3 мелодии). Необходимо угадать, что за песня и из какого она кинофильма.

    Песня о длительном путешествии маленькой девочке в яркой шапочке. (Если долго-долго…- песня Красной Шапочки).

    Песня о содержании головы, которая для маленького медвежонка не составляет особой ценности. (Песня Винни-Пуха).

    Песня об использовании улыбки в качестве электричества (От улыбки – Крошка Енот).

    Песня о животных с длинными ушами, работающих косильщиками лужаек (Песня про зайцев «Бриллиантовая рука»..

    Песня о будущем, которое не должно быть жестоким к нашим современникам. (Прекрасное далеко, «Гостья из будущего).

    Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси. (Где-то на белом свете «Кавказская пленница»).

    Песня про участок суши, на котором живут некрасивые, но добрые люди.(Остров невезения, «Бриллиантовая рука»). За каждую песню – 1 «звезда».

3 конкурс «Угадай мелодию»

Необходимо назвать песню, спеть несколько строчек. (презентация).

Ведущий . Ребята! Вы наверное, часто слышали выражение «Друзья – не разлить водой». Как вы его понимаете?

Вот и наш следующий конкурс так и называется:

«Не разлить водой». Условия конкурса: Участники команд становятся парами. Они должны донести шарик для пинг-понга в ложке до отведённого места. Следующая пара шарик забирает и несёт в команду и т.д. Важное условие: ложку нужно держать ВМЕСТЕ! Для страховки командам разрешается взять 1 болельщика, который будет ловить мяч, если игроки его потеряют. Но в случае потери мяча, пара должна остановиться и ждать, пока ей вернут мяч в ложку.
Побеждает команда, которая быстрее и с меньшими ошибками (не уронит мяч) справится с заданием.

Ведущий . Герои Э.Успенского крокодил Гена, Чебурашка и Галя решили подружиться. Как они это сделали? (решили построить Дом дружбы. А пока его строили – все подружились).

Следующий конкурс – нарисовать дом Дружбы . Для его проведения нужно установить два мольберта с чистыми листами бумаги и приготовить фломастеры. Для победы в этом конкурсе команде нужно уметь рисовать быстро и согласованно. По сигналу ведущего участники обеих команд по очереди включаются в процесс рисования, уступая друг другу место у мольберта и передавая фломастер. Побеждает команда, которая сумела опередить соперников, и при этом изобразить именно то, что задал ведущий. Обязательным условием победы в игре является непременное участие в создании рисунка всех пяти членов каждой команды.

Ведущий . Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Сейчас команды нам покажут финал своей сказки, а мы должны отгадать ее.

Конкурс «Пойми меня» Условия конкурса: Команды с помощью простой жеребьёвки определяют, сцену из какой сказки им нужно живо изобразить так, чтобы зрители догадались название этой сказки. На подготовку даётся 5 минут. После чего участники команды без слов разыгрывают финальную сцену из сказки. Зрители разгадывают, что за сказка.
Жюри оценивает: понятность – 1 «звезда», артистизм и оригинальность исполнения – 1 «звезда».
Пока команды готовятся, зрители отгадывают загадки.

    Мы только с парохода,

Мы только из похода,-

Одиннадцать недель

Гостили на воде.

А сколько это дней?

Ты посчитай скорей (77).

    Отгадай загадку-задачу.

Зина и Вера имеют фамилии Орлова и Скворцова. Какую фамилию имеет каждая девочка, если известно, что Зина моложе на 2 года Орловой? (Зина Скворцова).

    Задачи-шутки. Из города А в город Б самолет летит 80 минут, а обратно – 1 час 20 минут. Почему? (80 минут =1ч 20ми).

    Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

Конкурс «БЛИЗНЕЦЫ».

Приглашаются два человека от команды. Обхватив друг друга за талию, свободными руками нужно по команде зашнуровать шнуровки из ботинок и завязать бантик.

Конкурс «Заморочки из бочки ». Капитаны команд подходят к ведущему и достают из бочонка (коробки) задания для команды. Возможные задания:

1.Исполнить по музыку вальс «Танец бабочек».

2. Вспомните и спойте как можно больше частушек.

3. Исполните колыбельную песню.

4. Станцуйте вальс.

5. Станцуйте рэп.

6. Дана фигура круг. Нарисуйте за 3 минуты как можно больше предметов, имеющих в своих контурах эту фигуру.

7. Инсценируйте сказку «Теремок».

Жюри подводят итоги конкурсов.

Ведущий. Вот и подошел к концу наш сегодняшний праздник Дружбы, но дружба не должна заканчиваться никогда. Берегите своих друзей. В беде не оставляйте, не подводите, не предавайте. Ведь друга легко потерять, да трудно найти.

Члены команды победителей читают стихи о дружбе:

Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,
Ведь дружба, как золото ценна,
А так же не всем по зубам.

Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.

Слева друг и справа друг,

А вместе это Дружбы круг.

В кругу стоят друзья твои.

Ты им улыбку подари.

И в заключение звучит «Песня о дружбе»

Цели педагога: создать условия для ознакомления с правилами дружбы, понятия “дружба”, “настоящий друг”, способствовать формированию нравственных качеств: беречь дружбу, уметь дружить, приходить на помощь; развивать речь, умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Воспитательные результаты: приобретение знаний о дружбе и правилах дружбы, формирование позитивного отношения к таким ценностям, как дружба, умение дружить, беречь дружбу и друзей.

Оборудование: листы бумаги, ножницы, фломастеры, шерстяные нитки, фенички, бусинки, лепестки из бумаги, ладошки из цветной бумаги.

Ход занятия

Вступительная беседа

– Ребята, сегодня наше занятие мне хочется начать с отрывка из песни. Послушав его, вы узнаете о ком, и о чем мы будем говорить.

(Звучит песня "Дружба".)

– О ком и о чем мы сегодня будем говорить?

– Мы поговорим об очень важных человеческих качествах дружбе, доброте. Ведь именно эти качества помогают людям обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком. А чтобы разговор получился интересным, проведем его в виде игры между двумя командами.

– Итак, начинаем игру!

1. Класс разделён на две группы.

Конкурс 1 “Дай определение”

Группой попробуйте дать своё определение, что такое “Дружба”.

(Учитель подводит итог 1 конкурса) и дает определение понятию “дружба”.

Дружба - это чувство, в первую очередь, доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга.

Дружба - это когда в твоей жизни есть человек, который тебе очень дорог и на которого ты всегда можешь положиться как на себя самого. Друг никогда не бросит в трудную минуту. Дружба - это святое!

В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: “Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов”.

Конкурс 2 “Настоящий друг”

– У Вас на столе лепестки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.

(Дети работают в группах.) На карточках записаны слова: скромный, доброжелательный, общительный, отзывчивый, завистливый, злой, равнодушный, хвастливый, добрый, жадный, честный, мудрый, верный, лживый. Надо собрать цветок.

– Какие качества вы выбрали? Почему?

(Учитель подводит итог 2 конкурса.)

Как вы думаете, кого можно назвать другом? – Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость.

Конкурс 3 "Конкурс художников"

Портрет моего соперника друга. В этом конкурсе участвуют по одному представителю от команды. Каждый из них получает лист бумаги и цветные карандаши. Участники должны за 5-7 минут нарисовать портрет своего соперника друга. После выполнения задания участники рассказывают о том, кого они изобразили. Почему этого человека можно назвать другом.

Работа с остальными участниками. Проблемные ситуации (по две каждой команде):

  1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы списать. Как ты поступишь в этой ситуации?
  2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Как ты поступишь?
  3. Каким бы я хотел быть? Каким бы я не хотел быть? Каким бы я не хотел видеть своего друга?
  4. Ты увидел, как другой мальчик ворует телефон. Твои действия?

(Учитель подводит итог 3 конкурса)

Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.

Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы.

Конкурс 4 “Собери пословицу”

Пословицы рассыпались, вы должны найти другую половину.

1 команде:

Друзья познаются….(в беде)
Нет друга, так ищи, а нашёл….(береги)
Человек без друзей – что дерево… (без корней)

2 команде:

Старый друг лучше…. (новых двух)
Не имей ста рублей, а имей…. (сто друзей)
Дерево живёт корнями, а человек….. (друзьями)

Вед. – Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться? (Ответы детей)

(Учитель подводит итог 4 конкурса)

Конкурс 5 “Правила дружбы”

Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.

Кто быстрее, зачитывает свое правило.

– Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Правила дружбы

  1. Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
  2. Поддержи друга, если у него неприятности.
  3. Порадуйся вместе с ним его успехам.
  4. Не завидуй другу!
  5. Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина.
  6. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
  7. Никогда не сплетничай о своих друзьях.
  8. Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке.
  9. О достоинствах своего друга расскажи каждому.
  10. Всегда приходи на помощь и в трудную минуту к своим друзьям.

(Учитель – дарит каждому эти правила)

(Учитель подводит итог 5 конкурса)

Дерево дружбы

Вед. Мне очень хочется, чтобы мы с вами вместе создали дерево дружбы.

У Вас на парте ладошки. Запишите на каждом пальчике свои достоинства и хорошие качества.

Давайте прикрепим эти ладошки на наше дерево. Ребята вы сегодня очень хорошо работали.

– Вот и подходит к концу наш разговор о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!” Давайте будем чаще улыбаться друг другу.

Наша группа – это маленькая семья.

Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

– Хотели бы вы, чтобы наша группа была всегда дружная?

Давайте произнесём клятву.

1. Клянусь стараться здоровым быть,
В школу нашу исправно ходить,
Класс свой не подводить!
Клянёмся!

3. Клянусь в том, что буду я очень стараться,
С друзьями моими впредь больше не драться!
Клянёмся!

4. Клянусь я ребенком воспитанным быть,
Не бегать по школе, а шагом ходить.
Клянёмся!

5. А если нарушу я клятву свою,
Тогда я молочный свой зуб отдаю.
Клянёмся!

6. Тогда обещаю мыть вечно посуду
И на компьютере играть я не буду.
Клянёмся!

7. За хлебом ходить я тогда обещаю,
С собакой гулять, если есть таковая.
Клянёмся!

8. Ребенком всегда идеальным я буду
И клятвы своей никогда не забуду.
Клянёмся!

9. Посмотрите все на нас,
Обещаем мы сейчас:
Это будет самый лучший,
Самый дружный в школе класс!

И в заключение нашего занятия мы изготовим браслет дружбы. На столе лежат цветные шерстяные нитки и украшения. Давайте сплетём браслет и подарим своему другу.

И чтобы наши друзья оставались всегда с нами споём все вмести песню Барбарики “Дружба”. (Исполняют ребята).