Про воздух...

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если он загрязнен.

Чистый воздух - одно из главных богатств природы. К сожалению, из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется. Такой воздух опасен для людей, растений, животных. На заводах и фабриках должны работать установки, которые улавливают вредные вещества.

Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Чего в комнате не видишь,
а жить без него не сможешь?
Ответ: Воздух

Придумай и запиши свою загадку о воздухе.

Он прозрачен, невесом, кто же это? Воздух он!
Без него нельзя прожить и минуты? Ответ: Воздух
Нужен всем живым существам на нашей планете. Ответ: Воздух
Деревья очищают, а человек загрязняет? Ответ: Воздух

Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зелёным - то, что не загрязняет. Объясните свое решение.
Ответ:
Красным карандашом отметили фабрики и заводы, которые загрязняют воздух вредными веществами, а так же весь транспорт (автобус, грузовик, легковой автомобиль, мотоцикл), который работает на бензине и с выхлопными газами выбрасывают в воздух несколько очень вредных веществ.
Зелёным карандашом отметили экологически чистые средства передвижения - лошадку с санями, самокат, велосипед, роликовые коньки. Трамваи и троллейбусы, которые работают на электричестве, при этом никаких вредных выхлопных газов не образуется и воздух остается чистым.

Здесь помести одну или две из своих фотографий, показывающих удивительную красоту неба. Можно вырезать фотографии из журналов или сделать распечатку из Интернета. В подписи к фотографиям постарайся передать те мысли и чувства, которые возникают у тебя при наблюдении за небом.


Я люблю смотреть на небо, на прекрасные белые пушистые, как будто сладкая сахарная вата, облака. Глядя на них, фантазировать, представлять, на какое животное они похожи. Очень красиво небо, когда, после дождика, появляется радуга, и из-за тучек проглядывает ласковое солнышко.

Елисеева Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Детский сад №12 "Ёлочка"
Населённый пункт: г. Валдай, Новгородская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Опытно – экспериментальная деятельность детей 6-7 лет "Удивительные свойства воздуха"
Дата публикации: 26.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Опытно – экспериментальная деятельность детей 6-7 лет

«Удивительные свойства воздуха»

Цель:
Поддержка интереса детей к окружающей среде; развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
Задачи:
1. Расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (человек как исследователь-ученый). 2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений. 3. Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей. 4. Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей; Коррекционные: развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей
Оборудование:
открытка с загадкой, 3 конверта с разрезными буквами В, О, З, Д, У, Х, халаты, веер, пакеты, алгоритм выполнения каждого эксперимента, мольберт, карточки-правила «Как вести себя в лаборатории?», модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря), таблички с именами детей, стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, салфетки, пластилин, резиновая игрушка, кусок резины, минеральная вода, стаканы пластиковые по количеству человек, крышки, бутылки, баночки с разными ароматами, апельсин, мандарин.
Ход занятия

Организационный момент.
-Всем ребятам доброе утро! -Сделайте глубокий вдох, выдох. -Вдохните добро, выдохните неприятности! -Вдохните уверенность, выдохните беспокойство! -Вдохните здоровье, выдохните болезни! -Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы, что нужно человеку для здоровья? (Ответы детей) -Давайте посмотрим с вами несколько слайдов. -Ребята, внимание! Начнем с небольшого эксперимента. Одной рукой мы закроем нос и плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать…
-Почему вы открыли? Что произошло? Что вы почувствовали? -Я загадаю загадку и, возможно, вы найдете ответ на ваше состояние. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем! -Отгадку вы мне не говорите, а соберите, пожалуйста, из букв, которые находятся в конвертах. Давайте разобьёмся по парам, соберём слово и проверим отгадку. (Каждой паре раздать конверт с буквами с разными уровнями сложности: буквы написаны одним цветом; обозначены гласные и согласные; обозначены гласные и согласные и имеют порядковый номер). Соберите слово. (Получилось слово ВОЗДУХ.) - Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох. -Как вы думаете, сколько может прожить человек без еды? А без воды? А без воздуха? - Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут. -А что может произойти, если весь воздух на планете станет грязным? -А каким воздухом полезно дышать? – (Чистым.) - Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? - (Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, сажать деревья и т. д.)
ТРИЗ -игра «Хорошо- плохо».
-А кому ещё нужен воздух? - (Рыбам, животным, растениям, деревьям, всему живому). -Правильно, всему живому. Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ, Невесомою косынкой Он окутывает нас… Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим! - Конечно, речь идет о воздухе. -Вы хотите поговорить о воздухе и собрать о нем, как можно больше сведений, как настоящие ученые-исследователи? Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется?
Лаборатория.

1.Как можно увидеть воздух?
- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего) - А давайте мы проверим ваши версии.
Эксперимент «Есть ли воздух в стаканчике?» (1 вариант)
- Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин или клей салфетку, тщательно её прижимаем ко дну банки. Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая) -Почему? Как считаете? (Салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.)
Эксперимент «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой» (2

вариант)
-Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет
алгоритм, расположенный на экране.
Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент - ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. -Что вы увидели? (Пузырьки воздуха). - Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) - Почему?
Вывод:
когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой
увидели воздух.
Какого он цвета? Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха
«Воздух не имеет цвета. Он прозрачный»

(2 опыт)
……………………………………………………………………………………… …… -А как вы думаете, чем можно поймать воздух? (Насос, шприц, рот, пакет, руки)
Эксперимент «Как поймать воздух?»
-Начинаем соревнование: кто больше поймает воздуха.
- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что в них находится? (Воздух). Что произошло с пакетом? -Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож надутый пакет? (ответы). - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Из этого мешка можно сделать любую фигуру. Вы его видите? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? Вы видели, куда он делся? -Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А имеет ли форму воздух? -Да действительно формы он не имеет
.

Ставим символ «воздух не имеет формы»

(3 опыт)
……………………………………………………………………………………… … Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на модели? « Руки». Как вы думаете, что руки могут обозначать? (Как почувствовать воздух?)
Эксперимент «Чувствуем воздух»
-Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок). -А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха). Попробуйте поймайте воздух пакетом. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Вывод: воздух нельзя увидеть,
но его можно почувствовать
. - Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? - А кто считает по-другому? - При помощи чего мы узнали, что можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).
(4 опыт)
………………………………………………………………………………. Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос. Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ? «
Как услышать воздух?»

-
Как вы слышите воздух? (Ветер воет, когда очень сильный, деревья шумят).

Эксперимент «Слышим воздух»
-Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.) -А ещё у вас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно немного надуть его, растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух).-Надуйте шарики и отпустите их. -С помощью чего мы услышали воздух, коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.

(5 опыт)
…………………………………………………………………… Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какой следующий значок на доске? «Нос». На какой вопрос мы должны найти ответ? Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить? Вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения. Я вас приглашаю на ковёр,
Игра « Четыре стихии» (
Земля - руки вниз, вода - руки вперед, огонь - руки за спину, воздух - руки вверх). -Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? (Сильно.) -А теперь я вам предлагаю взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик. -Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте. (Сели на стульчики)
Эксперимент «Узнай по запаху»
-Я каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и подумать, к какой профессии относится этот запах. (Предложить ароматы: хлеб, духи, опилки, конфета, порошок, и т.д. Дети стараются угадать по запаху профессию.) Хлеб - пекарь; духи – парфюмер или парикмахер; лекарство-доктор, приправа – повар; конфета – кондитер, продавец, дегустатор; порошок – прачка; опилки – плотник, столяр. -Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат для всех, закройте глаза (предложить всем аромат мандарина). Вы
замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть по дольке мандарина.
Сам воздух не имеет запаха, но

может запахи переносить.
По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили повара.
(6 опыт)
………………………………………………………………………… Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это? – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? (Имеет ли вес воздух?) -Кто как думает? Вы можете это проверить?
Эксперимент «Имеет ли воздух вес?» (Вариант 1)
На столе разложены предметы: резиновая уточка, кусок резины. -Возьмем кусочек резины и опустим его в воду.(Он утонул). А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. -Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода. (
Вариант 2
) Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка висит ровно? Шары весят одинаково. -А что произойдет, если один из шаров проткнуть? (Дети высказывают предположения) -Давайте проверим (протыкаем) . Почему изменилось положение весов? (Шарик без воздуха стал более лёгким). -Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? -Палка выровняется (проверяем на практике предположения детей) - Что же произошло? -Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый, когда из шарика выходит воздух, он становится легче. Понравился вам опыт?
Подведение итогов
. Коллеги, давайте подведем итоги. Сегодня мы с вами:
-увидели воздух:
- С помощью трубочек и ёмкости с водой. - Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

почувствовали воздух;
- С помощью пакетов, вееров, дули на ладонь.
услышали воздух:
- С помощью бутылочек, баночек. - С помощью шарика.
узнали, что воздух имеет вес:
- С помощью весов, шариков, резиновой игрушки.
узнали, что воздух переносит запах
- С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат -Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом. У меня есть для вас интересный кроссворд. В красных клетках зашифровано слово, которое вы должны отгадать. Я загадаю вам загадки о явлениях природы, в пустые клетки вы впишите отгадки и узнаете зашифрованное слово. Загадки 1. Я берёзку качну, Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, Даже шапку утащу. А меня не видать, Кто я? Можешь угадать? (Ветер) 2. Кто это такой садовник, Полил вишню и крыжовник, Полил сливу и цветы, Вымыл травы и кусты? (Дождь) 3. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима) 4. С горы сбегая без труда Она гремит, как гром. В морозный день она тверда,
Руби хоть топором. Нагрей её и к облакам, Она взлетит тогда. Теперь ты мне ответишь сам - Зовут её (Вода) 5. Подходила, грохотала, Стрелы на землю метала, Нам казалось шла с бедой. Оказалось шла с водой. Подошла и пролилась, Вдоволь пашня напилась. (Туча) 6. Ветер дует “ух-ух-ух”… С тополей сбивает (Пух) Дети отгадывают загадки и вписывают их в пустые клеточки кроссворда. Затем читают зашифрованное слово – воздух. Наши эксперименты подошли к концу, вы все были внимательными, активными. Уважаемые коллеги, вы сейчас разъедетесь по разным городам, надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты и придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу! До новых встреч!

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

ЗАДАЧИ:

· Показать способы обнаружения воздуха.

· Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений.

· Развивать интерес к познавательной деятельности.

· Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;

· Расширять и активизировать словарь детей;

· Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;

· Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование:

Целлофановые мешочки.

Стаканы большие и маленькие.

Стаканы с водой и трубочки.

Воздушные шары.

Сказочный персонаж кукла – Незнайка

Орг.момент

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает познакомиться с интересным веществом.

I.Опыт: “Что внутри”.

Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).

А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).

Его раздуло.

Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).

Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя).

Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)

В мешке был воздух.

Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.

А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем.

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …

Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Движение воздуха.

Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.

А как называется движущийся воздух?

А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Вывод: воздух невидимый.

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать.

Незнайка

Подожди незнайка, я тебе сейчас это докажу.

(демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.

Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?

Незнайка: У меня в стаканчике вода.(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала).

Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

Педагог: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).

Незнайка: конечно, нет, он же невидимый.

Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)

Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).

Незнайка: им так нравится.

Педагог: Потому что воздух легче воды.

Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.

Зачем же нужен воздух?

Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

Нет, незнайка ты не прав, растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.

Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

Ребята давайте подышим носом Отлично.

Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).

Незнайка: Неет, я знаю точно, воздух не имеет запаха.

(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Источники загрязнения воздуха:

1) машины,

2) заводы и фабрики,

3) пыль, дым.

Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).

Незнайка: Конечно, полезно, что в этом плохого?

Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)

Способы охраны воздуха: (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,

посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей среды,

Нужен ли всем воздух?

Незнайка: предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать.

Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации? (ответы детей).

Незнайка предлагает детям шары.

Почему они называются воздушными? (ответы детей)

VII. Опыт “Надуй шарик”.

Педагог: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике

Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх.

Незнайка: есть шары на которых можно путешествовать и я хочу предложить вам на рисовать для меня проект такого воздушного шара и его устройства Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на тему:

"Воздух – невидимка"

учитель начальных классов:

Степанова Дарья Николаевна

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

ЗАДАЧИ:

  • Показать способы обнаружения воздуха.
  • Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений.
  • Развивать интерес к познавательной деятельности.
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
  • Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование:

Целлофановые мешочки.

Стаканы большие и маленькие.

Стаканы с водой и трубочки.

Воздушные шары.

Сказочный персонаж кукла – Незнайка

Орг.момент

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает познакомиться с интересным веществом.

I.Опыт: “Что внутри”.

Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).

А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).

Его раздуло.

Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).

Незнайка: А я считаю, что внутри ничего нет.

Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя).

Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)

В мешке был воздух.

Незнайка: Воздух? Я его не вижу.

Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.

II. Опыт: “Определи движение воздуха”.

А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем.

Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …

Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Движение воздуха.

Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.

А как называется движущийся воздух?

(ветер)

А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Вывод: воздух невидимый.

Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать.

Незнайка : Ха- ха – ха услышать, чего придумали. Разве воздух можно услышать, это же не музыка.

Подожди незнайка, я тебе сейчас это докажу.

(демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

III. Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.

Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.

Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?

Незнайка: У меня в стаканчике вода.(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала).

Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).

Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный, невидимый.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

V. Опыт: “Пускание пузырьков из воды”.

Педагог: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).

Незнайка: конечно, нет, он же невидимый.

Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)

Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).

Незнайка: им так нравится.

Педагог: Потому что воздух легче воды.

Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.

Зачем же нужен воздух?

Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

Незнайка: А я знаю, а я знаю, воздух нам привозят в мешках с луны, берут мешок, закручивают и везут к вам.

Нет, незнайка ты не прав, растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.

Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

Ребята давайте подышим носом Отлично.

Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).

Незнайка: Неет, я знаю точно, воздух не имеет запаха.

(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Источники загрязнения воздуха:

1) машины,

2) заводы и фабрики,

3) пыль, дым.

Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).

Незнайка: Конечно, полезно, что в этом плохого?

Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.

Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)

Способы охраны воздуха: (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,

посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей среды,

Молодцы ребята, вы правы, в нашей стране есть даже День защиты окружающей среды – 5 июня.

Нужен ли всем воздух?

Незнайка: предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать.

Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации? (ответы детей).

Вывод: воздух нужен всем: человеку, животным и растениям.

Незнайка предлагает детям шары.

Почему они называются воздушными? (ответы детей)

VII. Опыт “Надуй шарик”.

Педагог: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике

Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх.

Незнайка: есть шары на которых можно путешествовать и я хочу предложить вам на рисовать для меня проект такого воздушного шара и его устройства Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮна тему:«Воздух» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель : Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах), преодоление боязни тактильного контакта.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Интеграция образовательных областей;

Социализация (совместная деятельность)

Коммуникация (продуктивный диалог)

Здоровье (физ. мин.)

Познание (ФЦКМ, конструирование)

Труд (уборка своего места)

Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование:
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина,листы бумаги по количеству детей
Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Я предлагаю вам начать наше занятие.

Для этого нам нужно пройти на ковер.

Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!!!

В: теперь присаживайтесь на подушечки.

Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

В: Итак, начнем наши опыты:

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
(одевает халат, шапочку, очки).

А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правила
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

В: Итак, начнем наши опыты:

Восп: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

(Ответы детей)
Восп: Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю пройти вас в нашу лабораторию.

Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Восп: А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)

Восп: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)

Восп : Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим.

Э ксперимент №2 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух - почувствовали его

Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

А кто считает по-другому?

При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» , на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

Эксперимент №4 «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Эксперимент №5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно.

Проводиться упражнение.

А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.

Проводиться упражнение.

Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и подумать к какой профессии относиться этот запах, например, хлеб-пекарь. Предложить ароматы: бензин, хлеб, лён, духи, лак, приправа, конфета, порошок, и т.д. Дети стараются угадать по запаху профессию.

Бензин-водитель или автомеханик;

Хлеб - пекарь;

Лён - водопроводчик или сантехник;

Духи - парфюмер;

Лак для ногтей - маникюрша;

Приправа – повар;

Конфета – кондитер;

Земля – агроном;

Порошок – прачка;

Опилки – плотник, столяр.

Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат для всех, закройте глаза, предложить всем аромат яблока. Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть кусочек яблока.

Физкультминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?

Кто как думаете? Давайте проверим?

Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес?» «Живой пластилин»

Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан - чистую воду, во - второй стакан - газированную.

В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?

В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.

Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).

Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушны е шары) и пластилин всплывает на поверхность.

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Восп: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.

Восп : Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу группу!

Подведен ие итогов:

А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

Работа по схемам:
-Сегодня мы узнали
:

Увидели воздух:

С помощью трубочек и ёмкости с водой.

Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

Почувствовали воздух;

С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Услышали воздух:

С помощью бутылочек, баночек.

С помощью шарика.

Воздух имеет вес:

С помощью газированной воды и пластилина.

Воздух переносит запах

С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат

Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, я предлагаю вам работать в паре и заполнить нашу модель рисунками:

Первая пара рисует, как можно увидеть воздух;

Вторая пара - как почувствовать воздух?

Третья пара – как услышать воздух?

Четвёртая пара – как воздух переносит запах?

Пятая пара – имеет ли воздух вес?

Коллеги, я предлагаю подойти вас и приклеить свои ответы на модель, напротив указанного значка.

Посмотрите на модели: (глаз, руки, ухо, нос, гиря) и давайте их заполним.

Воспитатель : - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встрече, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Подарки -мыльные пузыри.

Про воздух...

Ответы к стр. 48 - 49

1. Вспомни, что такое ветер.

Ветер - это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

2. Отчего загрязняется воздух?

Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется.

  • Продолжи мысль:
    Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер, открыть окно, включить вентилятор.
  • Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит - жить.

  • Рассмотрите фотографию и схему. Попробуйте объяснить, отчего загрязняется воздух, на что это влияет, как защитить воздух от загрязнений.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных и растений. А вот для питания растениям требуется углекислый газ, который они получают из воздуха, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха.
Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И ещё больше углекислого газа становится из-за того, что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете.
Чтобы промышленные предприятия не загрязняли воздух, на них надо ставить очищающие установки.

  • Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.

В нашем городе расположены два экологических поста, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды, в том числе фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.