камилавка

ж. наглавник, род черной шапочки, в виде шляпной тулейки, носимой монахами под клобуком; подкапок.

Фиолетовая бархатная шапочка, знак отличbя для белого духовенства;

вообще, скуфейка, феска, еломок, ермолка, шапчонка. Камилавковый, -вочный, к камилавке относящ.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

камилавка

камилавки, ж. (греч. kamelaukion) (церк.). Высокий головной убор православных священников, жалуемый за отличие.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

камилавка

    Высокий цилиндрический с расширением кверху головной убор - почетная награда православных священников.

    Монашеский головной убор.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

камилавка

    Высокий цилиндрический, расширяющийся кверху головной убор фиолетового или синего цвета у православных священников, даваемый как знак отличия.

    Монашеский головной убор черного цвета.

    разг. Маленькая мягкая круглая шапочка, облегающая голову, напоминающая ермолку, тюбетейку.

Википедия

Камилавка

Камила́вка - головной убор в Православной церкви тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов в виде расширяющегося кверху цилиндра, является наградой для священников.

Первоначально - это шапка, наподобие турецкой фески, из верблюжьей шерсти, которую носили в странах Ближнего Востока для защиты от солнца.

Камилавка иначе называлась скиадий и носилась византийским императором и его сановниками. Вскоре став головным убором священнослужителей, камилавка приобрела характерную форму. С XV века камилавка начинает употребляться не только священниками, но и протодиаконами. Кроме того, её начали изготовлять из более дорогого материала. В Элладской православной церкви камилавка даётся священнослужителям при рукоположении и составляет неотъемлемую принадлежность священного сана.

В русской церкви камилавка стала употребляться со второй половины XVII века, заменив собой скуфью. Нововведение это вызвало протест со стороны защитников старины и не пользовалось популярностью в среде русского духовенства. В 1798 году камилавка была отнесена к числу церковных наград.

Камилавка, покрытая наметкой, стала являться частью монашеского облачения и называется клобуком.

В настоящее время чёрная камилавка - часть богослужебного облачения иеродиакона и (рясофорного инока - диакона); монахам же в пресвитерском сане полагается носить клобук .

Камилавку носят как во время богослужения, так и вне его. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. Такие камилавки, в отличие от монашеских, как правило, фиолетового цвета. Согласно церковному уставу священнослужители во время богослужения надевают камилавки только в определённые моменты. Камилавки митрополитов - белого цвета.

Греческая камилавка отличается от русской тем, что имеет небольшие поля вверху цилиндра; русская камилавка полей не имеет вовсе. Балканские.

Символически камилавка означает терновый венок Иисуса Христа и умерщвление плоти.

У старообрядцев «камилавкой» именуется скуфья .

Головной убор Папы Римского - камауро . Католические священники носят биретту

Примеры употребления слова камилавка в литературе.

Выслушав ответ, Чет поднял голову, посмотрел с любопытством на фиолетовую камилавку абыза, снова улыбнулся: - А налог с тебя за одно лето по пять раз брали?

Голову его - вместо черного клобука, придающего монаху царственный вид,- украшала простая афонская камилавка .

Когда на престол взошла Елизавета, Юсупова стала вольной монахиней, но не только не надела старого платья -- светского, а сменила рясу и камилавку на куколь, добровольно став великосхимницей, чтобы хранить беззлобие и младенческую простоту.

Казак толкает попа в грудь кулаком, звенит цепь креста, поп падает на колени, поддерживает рукой камилавку , стонет: - Ра-а-туй-те!

В церкви после креста, вместо проповеди, седой протопоп в выцветшей ризе и фиолетовой камилавке сказал народу: - Людие!

После обеда оба священника в синих камилавках , в новых рясах, с протоиерейскими тростями, чинно направляются к дому Прохора Петровича.

Певчие, в кафтанах, - цветных, откидных, подбитых, - и великое духовенство, в серебряных и злаченых ризах: причетники, дьяконы, протопопы в лиловых камилавках , юноши в стихарях, с рипидами: на золоченых древках лики крылатых херувимов, дикирии и трикирии, кадила.

Коль поп и в камилавке валяется на лавке, так нам уж и в канавке -- извини-тель-но Наш дьякон из собора, накушавшись ликера, стоит возле забора -- наклони-тель-но!

Тогда он не обратил на этот факт надлежащего внимания, и даже счел его игрою воображения, но теперь ясно, что градоначальник, в видах собственного облегчения, по временам снимал с себя голову и вместо нее надевал ермолку, точно так как соборный протоиерей, находясь в домашнем кругу, снимает с себя камилавку и надевает колпак.

Седой протопоп в фиолетовой камилавке вышел из боковых дверей алтаря, встал противу царских врат, не оборачиваясь к голове, перекрестился медленно и каким-то козлиным, тонким голосом ответил: - Перед господом богом даю ответ, что того, куда подевали государеву грамоту, не ведаю!

Полковой поп по должности, а по чину епископ Трифон в камилавке сидит над раскрытой книгой - Библией, видать.

Во время подготовки к конфирмации он узнал, что старший из кардиналов в красной камилавке всегда удостоверяет смерть Папы, постукивая его по лбу серебряным молоточком.

Потом старший, в лиловой камилавке , читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде, - необыкновенную, веселую молитву, - и начинает окроплять яблоки.

Вида не очень постного: на черной камилавке белый вышитый крест, а наперсный крест золотой, на георгиевской ленте: воевал, значит!

Подхватив с головы попа падающую камилавку , сует ее на лоток ближнего торговца, быстро валит за волосы попа лицом в снег и начинает пинать под бока, часто покряхтывая при пинках.

Первоначально - это шапка, наподобие турецкой фески , из верблюжьей (греч. κάμηλος ) шерсти, которую носили в странах Ближнего Востока для защиты от солнца (отсюда и название).

Камилавка иначе называлась скиадий (от греч. σκιά "тень") и носилась византийским императором и его сановниками. Вскоре став головным убором священнослужителей, камилавка приобрела характерную форму (цилиндр без полей, расширенный кверху). С XV века камилавка (скиадион) начинает употребляться не только священниками, но и протодиаконами . Кроме того, её начали изготовлять из более дорогого материала. В Элладской православной церкви камилавка даётся священнослужителям при рукоположении и составляет неотъемлемую принадлежность священного сана .

В русской церкви камилавка стала употребляться со второй половины XVII века , заменив собой скуфью . Нововведение это вызвало протест со стороны защитников старины и не пользовалось популярностью в среде русского духовенства. В 1798 году камилавка была отнесена к числу церковных наград .

В настоящее время чёрная камилавка - часть богослужебного облачения иеродиакона и (рясофорного инока -диакона); монахам же в пресвитерском сане полагается носить клобук .

Камилавку носят как во время богослужения , так и вне его. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. Такие камилавки, в отличие от монашеских, как правило, фиолетового цвета. Согласно церковному уставу священнослужители во время богослужения надевают камилавки только в определённые моменты. Камилавки митрополитов (как и весь клобук) - белого цвета.

Греческая камилавка отличается от русской тем, что имеет небольшие поля вверху цилиндра; русская камилавка полей не имеет вовсе. Балканские (сербские, болгарские) камилавки, отличаются от русских меньшей высотой и диаметром (нижний край камилавки располагается выше ушей).

Символически камилавка означает терновый венок Иисуса Христа и умерщвление плоти.

Напишите отзыв о статье "Камилавка"

Примечания

Литература

  • Барсов Н. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • - статьи в БЭС и толковых словарях Даля и Ожегова

Отрывок, характеризующий Камилавка

– Кто тут ходит за больными? – спросил он фельдшера. В это время из соседней комнаты вышел фурштадский солдат, больничный служитель, и отбивая шаг вытянулся перед Ростовым.
– Здравия желаю, ваше высокоблагородие! – прокричал этот солдат, выкатывая глаза на Ростова и, очевидно, принимая его за больничное начальство.
– Убери же его, дай ему воды, – сказал Ростов, указывая на казака.
– Слушаю, ваше высокоблагородие, – с удовольствием проговорил солдат, еще старательнее выкатывая глаза и вытягиваясь, но не трогаясь с места.
– Нет, тут ничего не сделаешь, – подумал Ростов, опустив глаза, и хотел уже выходить, но с правой стороны он чувствовал устремленный на себя значительный взгляд и оглянулся на него. Почти в самом углу на шинели сидел с желтым, как скелет, худым, строгим лицом и небритой седой бородой, старый солдат и упорно смотрел на Ростова. С одной стороны, сосед старого солдата что то шептал ему, указывая на Ростова. Ростов понял, что старик намерен о чем то просить его. Он подошел ближе и увидал, что у старика была согнута только одна нога, а другой совсем не было выше колена. Другой сосед старика, неподвижно лежавший с закинутой головой, довольно далеко от него, был молодой солдат с восковой бледностью на курносом, покрытом еще веснушками, лице и с закаченными под веки глазами. Ростов поглядел на курносого солдата, и мороз пробежал по его спине.
– Да ведь этот, кажется… – обратился он к фельдшеру.
– Уж как просили, ваше благородие, – сказал старый солдат с дрожанием нижней челюсти. – Еще утром кончился. Ведь тоже люди, а не собаки…
– Сейчас пришлю, уберут, уберут, – поспешно сказал фельдшер. – Пожалуйте, ваше благородие.
– Пойдем, пойдем, – поспешно сказал Ростов, и опустив глаза, и сжавшись, стараясь пройти незамеченным сквозь строй этих укоризненных и завистливых глаз, устремленных на него, он вышел из комнаты.

Пройдя коридор, фельдшер ввел Ростова в офицерские палаты, состоявшие из трех, с растворенными дверями, комнат. В комнатах этих были кровати; раненые и больные офицеры лежали и сидели на них. Некоторые в больничных халатах ходили по комнатам. Первое лицо, встретившееся Ростову в офицерских палатах, был маленький, худой человечек без руки, в колпаке и больничном халате с закушенной трубочкой, ходивший в первой комнате. Ростов, вглядываясь в него, старался вспомнить, где он его видел.
– Вот где Бог привел свидеться, – сказал маленький человек. – Тушин, Тушин, помните довез вас под Шенграбеном? А мне кусочек отрезали, вот… – сказал он, улыбаясь, показывая на пустой рукав халата. – Василья Дмитриевича Денисова ищете? – сожитель! – сказал он, узнав, кого нужно было Ростову. – Здесь, здесь и Тушин повел его в другую комнату, из которой слышался хохот нескольких голосов.
«И как они могут не только хохотать, но жить тут»? думал Ростов, всё слыша еще этот запах мертвого тела, которого он набрался еще в солдатском госпитале, и всё еще видя вокруг себя эти завистливые взгляды, провожавшие его с обеих сторон, и лицо этого молодого солдата с закаченными глазами.
Денисов, закрывшись с головой одеялом, спал не постели, несмотря на то, что был 12 й час дня.
– А, Г"остов? 3до"ово, здо"ово, – закричал он всё тем же голосом, как бывало и в полку; но Ростов с грустью заметил, как за этой привычной развязностью и оживленностью какое то новое дурное, затаенное чувство проглядывало в выражении лица, в интонациях и словах Денисова.

Камилавка - головной убор священнослужителей. По мнению одних (Свиды, автора „Новой Скрижали“ и др.), он получил подобное название от своего назначения защищать голову от жара (камилавка от καύμα - жар и ελαύνω - гоню), по словам других - от материала, из которого делался - собираемой с шеи верблюда шерсти, так называемого калелота (камилавка от χαμηλός - верблюд и αυχήν - шея). Последнего словопроизводства держатся Дюканж, Лев Алляций, Гоар (Du Gange, Glossarium mediae et infimae latinitatis, Paris 1731, col. 697-99), из русских ученых K. И. Невоструев (О скуфье и камилавке в „Душеполезном чтении" за 1867 г., декабрь, стр. 276), Н. Бр-ч (Заметка о значении названий „скуфья“ и „камилавка“ (в „Христ. Чтении“ за 1892 г., май-июнь, стр. 481- 484), проф. А. А. Дмитриевский (Ставленник, Киев 1904 г., стр. 123, прим. 4) и др. Первоначально, как видно из свидетельства Кодина Куропалота (De officiis Palatii Constantinopolitani, Bonnae 1839, p. 220), и Симеона солунского (Писания Отцев и учит. II, стр. 242), камилавка носилась императором и сановниками и именовалась „скиадий". О тожестве этих двух названий говорят свидетельства хронографа Феофана, заменяющего слово σκιάδιον словом καμηλαύκιον , и императора Константина Порфирородного, прямо называющего императорские венцы камилавками (De administrando imperio, cap. 13, p. 28). Прямое же указание на тожество скиадия с камилавкою имеется на византийских монетах: стадион изображенных на них императора Юстиниана и других имеет вид носимой греческим духовенством камилавки (Du Cange, Familia Bysantina, p. 88, 104). Составляя первоначально головной убор императора и сановников, камилавка-скиадион с XV в. начинает употребляться не только священнослужителями, но и диаконами. Так, Симеон солунский в своем сочинении „О священнослужениях и таинствах церковных“ замечает, что „священники и диаконы сверху одеваются одеждами, подобными иматиям, а на главе имеют скиадии; они - „царский дар“, данный „из почтения к священству“ (Писания Отцев и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения II стр. 242). От того же XV в. сохранилось и другое свидетельство о ношении камилавки-скиадия духовными лицами. Именно, великий екклисиарх константинопольской церкви Сиропул, повествуя о путешествии своего патриарха на Флорентийский собор и о его пребывании в Венеции, рассказывает, что он вошел в храм, осматривал алтарь и находящееся в нем и повелел нам снять с голов наших скиадии, и мы сняли. (Syropali Historia Consilii Florentini, sect. 4, cap. 18). О ношении греческим духовенством камилавки-скиадия говорит, наконец, и писатель XVII в. Христофор Ангел (Enchiridion de institutis et ritibus Graecoruin et Ecclesiae Graecae, cap. 21). В настоящее время камилавка составляет в греческой церкви неотъемлемую принадлежность священного сана и даётся священнослужителям при хиротонии.

Что касается русской церкви, то в качестве богослужебной одежды священнослужителей камилавка стала употребляться в ней со второй половины XVII ст., заменив собою скуфью. Подобное нововведение вызвало протест со стороны защитников старины. Один из них - известный расколоучитель Никита Пустосвят в своей челобитной Алексею Михайловичу между прочим пишет, что от Никоновых распоряжений и нововведений произошло в духовенстве несогласие в рассуждении одежды. „Такожде и черныя власти, - говорит он, - и весь священнический чин одеждами разделилисяж: овии священники и диаконы ходят по отцы-преданному Словенскому извычаю в однорядках и скуфиях, иние ж, развратившася от Никоницкаго нововводнаго учения, ходят поиноземски в Ляцких рясах и в Римских калпашных камилавках“ (сочинения Никиты Пустосвята в Синодальной Библиотеки из Патриаршего архива, свиток № 22). Подобные нападки приверженцев старины были причиною того, что камилавка, как головное украшение пресвитеров и диаконов, не пользовалась популярностью в среде русского духовенства. К концу XVIII в. даже совершенно выходит из практики нашей церкви обычай возлагать ее на голову священнослужителей при совершении богослужения (А. А. Дмитриевский, Ставленник, стр. 126-127). По указу императора Павла Петровича от 18 декабря 1798 г. этот обычай был восстановлен с тою однако особенностью, что камилавка была отнесена к числу наград „в пользу духовенства“ и при том одних священников. Святейший Синод, по рассмотрении данного указа, от 30 декабря 1798 г. постановил „употреблять камилавки как в служении, так и кроме онаго, по примеру игуменов“ (Полный Свод Законов, 25 т., № 18.801, стр. 504). Тог же самый указ требует возлагать камилавку на голову награждаемого „при священнослужении“, но в настоящее время это практикуется по отношению к священникам городским и ближайшим по месту жительства к епархиальному городу. Другие же согласно указу от 1871 г. о рассылке наград, - „знаков отличий“ по почте возлагают ее на себя сами [ср. и у W. Smith, А Dictionary of Christian Antiquities I, 262].

О камилавке монашествующих см. под словом „Клобук “.

* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, священник
Успенской Спасо-Сенновской церкви.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 8, стлб. 205. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1907 г. Орфография современная.

Заслуги священнослужителей Русской Православной Церкви поощряются разнообразными наградами, каждая из которых имеет свою историю и свое символическое значение. Система этих награждений достаточно сложна, так как возникали они в разное время, иногда при посредстве светской власти, изменяя, зачастую, свой первоначальный вид. Иерархия Православной Церкви состоит из трех ступеней: диаконской, пресвитерской и епископской. Поэтому священнослужители могут быть поощрены только присущими своему иерархическому уровню наградами.

Первой наградой для диаконов Русской Православной Церкви является двойной орарь. В древней церкви это был плат, надевавшийся на плечи и служивший принадлежностью всех христиан во время молитвы, как подражание еврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом - талесом. Некоторые историки предполагают, что эта одежда имеется в виду в Апокалипсисе, когда говорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших на себе "ризы белы" (Откр. 4, 4).

Следующей наградой для женатых диаконов является возведение в сан протодиакона. Иеродиаконы, то есть диаконы-монахи, возводятся в сан архидиакона. В сан архидиакона в исключительных случаях может быть возведен и женатый протодиакон. Протодиаконы могут быть награждены камилавкой.

Первой наградой для священника (иерея, пресвитера, иеромонаха) является набедренник, продолговатый прямоугольный плат с нашитым крестом, который носится во время богослужения на правом бедре и символизирует духовный меч Слова Божьего. В Русской Церкви набедренник известен с XVI столетия; в качестве награды стал употребляться в средине XIX века.

Второй наградой белого священника является скуфья фиолетового цвета. Вообще, скуфья - головной убор, обычно, темного цвета, который имеют право носить все священно- и церковно-служители вне богослужения. Фиолетовая скуфья - награда священника; она надевается во время богослужения как часть облачения и должна сниматься в некоторые наиболее возвышенные моменты церковной службы.

Следующей наградой для белого священника является камилавка также фиолетового цвета. Первоначально это была простая шапка из верблюжьей шерсти, которая постепенно приняла форму расширяющегося кверху цилиндра. Черную камилавку имеют право носить все монахи. Фиолетовая является наградой для священников и надевается во время богослужения. Иногда священники изготавливают камилавки не только фиолетового цвета, но и красные, синие, лиловые и даже зеленые под цвет облачения, в котором совершают богослужение; это считается вполне допустимым.

Следующей наградой для иерея является наперсный крест, называемый в просторечии "протоиерейским", "золотым" или "павловским" крестом. Эта награда была учреждена императором Павлом в 1797 г. как знак отличия, выдаваемый для протоиереев и заслуженных священников: это были четвероконечные серебряные позолоченные кресты. Современный наперсный крест является видоизмененным "павловским" крестом.

Восьмиконечный крест, который вручается каждому священнику при его рукоположении, не является наградой, а служит принадлежностью иерейского сана. Эти кресты учреждены указом императора Николая II в 1896 г. в память о его коронации. До 1896 г. рядовые священники Русской Православной Церкви наперсных крестов не носили. Исключение составляли бронзовые наперсные кресты, учрежденные в память Отечественной войны 1812 г. и Крымской войны 1854-1856 гг., которые носили все священнослужители от рядового священника до митрополита.

Высшей наградой для белого священника является возведение в сан протоиерея; в старину на Руси он назывался протопопом. Иеромонахи возводятся в сан игумена, а игумены - в сан архимандрита. Одежда архимандрита отличается так называемыми скрижалями, нашитыми на четыре угла мантии.

Первой наградой для протоиерея является палица. Первоначально она была непременным элементом архиерейского облачения, впоследствии в качестве награды стала выдаваться за служенным протоиереям. Палица носится там, где ранее носился набедренник, который при этом переносится на левую сторону.

Следующей наградой для протоиереев является "крест с украшениями". Первоначально он также был принадлежностью архиерейского сана, заменив в XVIII столетии кресты-энколпионы, в которых хранились мощи и другие святыни. Энколпионы, изготовленные из меди, серебра или золота, могли носить даже миряне. Драгоценные энколпионы носили цари и митрополиты. В 1842 г. императрица Елисавета Петровна наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Лубянского. Такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II. С 1820 г. за особые заслуги придворных и служащих за границей, а также просто заслуженных протоиереев и священников, стали награждать литыми золотыми крестами, украшенными бриллиантами и другими камнями из Кабинета Его Величества. Впоследствии священнослужителям, награжденным "кабинетными" крестами, было разрешено принимать драгоценные кресты с украшениями от благодарных прихожан. Наперсными крестами особого вида с 1808 г. награждались священники, имевшие ученую степень доктора богословия. Магистры носили небольшой серебряный крест в петлице рясы. С 1884 г. такими же крестами стали награждаться кандидаты богословия.

Следующей после креста с украшением наградой для протоиерея является митра, которая также является принадлежностью архиерейского сана. Отличие состоит только в том, что протоиерейская митра не имеет креста, которым увенчана митра архиерейская. Для архимандритов с 1667 г., так же как для епископов, митра не является наградой, а служит непременной частью облачения. Митра, известная с глубокой древности, изменилась более других частей облачения. Первоначально это была повязка, изображавшая кидар ветхозаветного первосвященника и символизировавшая терновый венец Спасителя. Первоначально в России крестом увенчивались только две митры: московского митрополита Филарета и Санкт-Петербургского - Исидора. Затем митры с крестами в навершии стали надевать все митрополиты в отличие от епископов и архиепископов. В конце XX столетия крест появился на митрах всех архиереев без исключения.

Наградой для митрофорных протоиереев является право служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, а для тех, кто это право уже имеет, - с отверстыми Царским вратами до "Отче наш". Эта награда приближает богослужение к архиерейской службе.

Высшим признанием заслуг протоиерея является награждение вторым крестом с украшением, после чего он может быть возведен в сан протопресвитера.

Менее всего наград предусмотрено для высшего иерархического уровня Церкви - епископата. Признание заслуг епископа выражается в возведении в сан архиепископа; архиепископ может быть возведен в сан митрополита. Архиепископы и митрополиты носят на клобуках кресты, которые в прошлом были бриллиантовыми. Митрополит носит мантию голубого цвета, в то время как епископы и архиепископы облачаются в фиолетовые мантии. Кроме того, кафедра архиепископов и митрополитов на одну ступень выше, чем епископская кафедра. Все это, впрочем, не является наградами, а составляет знаки отличия.

В Российской Империи с конца XVIII столетия священнослужители наряду с мирянами могли быть представлены к государственным наградам. Священнослужители достаточно часто награждались государственными орденами в соответствии со статутом каждого ордена. В настоящее время существуют особые церковные ордена и медали, которыми могут быть награждены как священнослужители, так и миряне Русской Православной Церкви. В настоящее время существует одиннадцать церковных орденов:

1. Орден святого равноапостольного князя Владимира 3-х степеней, учрежден в 1958 г.
2. Орден преподобного Сергия Радонежского 3-х степеней, учрежден в 1978 г.
3. Орден святого апостола Андрея Первозванного, учрежден в 1988 г.
4. Орден святого благоверного князя Даниила Московского 3-х степеней, учрежден в 1988 г.
5. Орден святой равноапостольной к нягини Ольги 3-х степеней, учрежден в 1988 г.
6. Орден святого мученика Трифона 3-х степеней, учрежден в 1995 г.
7. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского, 3-х степеней, учрежден в 1996 г.
8. Орден святого благоверного царевича Димитрия Угличского, учрежден в 1997 г.
9. Орден святителя Макария, митрополита Московского, учрежден в 2001 г.
10. Орден преподобного Андрея Рублева 3-х степеней, учрежден в 2001 г.
11. Орден преподобного Серафима Саровского 3-х степеней, учрежден в 2004 г.

Клирики и миряне могут быть награждены медалями, входящими в капитул соответствующих орденов: преподобного Сергия Радонежского 2-х степеней, преподобного Андрея Рублева, благоверного князя Даниила Московского, равноапостольной княгини Ольги, святителя Иннокентия Московского, преподобного Серафима Саровского.

Кроме того, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила два ордена: преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и преподобного Нестора Летописца, а Белорусская Православная Церковь - орден Креста преподобной Евфросинии Полоцкой.

Высшей наградой является орден апостола Андрея Первозванного, что соответствует положению одноименного ордена среди государственных наград Российской Федерации. Статут некоторых орденов предусматривает награждение за заслуги в каком-то одном направлении церковной деятельности. Так, например, орденом святителя Иннокентия награждаются священнослужители и миряне за заслуги в миссионерском служении; орденом святителя Макария отмечаются заслуги в области церковной науки. Орден святой равноапостольной княгини Ольги предназначен для награждения женщин.

http://www.eparhia-saratov.ru/cgi-bin/print.cgi/txts/journal/articles/01church/155.html

Скуфья, скуфия (от греческого «чаша») - повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и званий. Представляет собой небольшую круглую чёрную, мягко складывающуюся шапочку; складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста.
В древнерусской церкви скуфью носили, по древнему обычаю греческой церкви, не только священники, но и диаконы для прикрытия головы, на маковке которой выстригался небольшой круг (гуменцо).
Фиолетовая бархатная скуфья даётся представителям белого духовенства как награда - вторая после набедренника. Значение награды скуфья получила с 1797 года.

Камилавка


Введена в качестве духовной награды указом Павла I от 31 декабря 1798 г. Позже право награждать священников и протоиереев камилавкой было прерогативой Святейшего Синода, который осуществлял награждение по представлению правящих епархиальных архиереев.
Название камилавки происходит от слова «верблюд». В древности это была монашеская шапка из верблюжьего волоса, которая использовалась как средство для предохранения головы от солнечного зноя. Современную форму цилиндра без полей, расширенного кверху, камилавка приобрела позже, когда сделалась принадлежностью богослужебного облачения.
В императорской России составляла постоянную принадлежность черного духовенства (иеродиаконов и иеромонахов); представителям белого духовенства (только иереям) давалась как награда. При этом монашествующие носят камилавку (черную) и вне богослужения, лица белого духовенства — (фиолетовую) только при богослужении.

Митра

Первый случай награждения митрой представителя белого духовенства — пожалование ее духовнику Екатерины II протоиерею Иоанну Памфилову в 1786 г. Характерно, что эта награда вызвала в то время существенное неудовольствие среди иерархов. Узаконенный характер награждение митрой приобрело с вышецитированным указом Павла I. До 1917 г. митра оставалась наградой, требовавшей непременного соизволения императора. Высочайшим повелением от 6 марта 1859 г. Синоду было разрешено лишь ходатайствовать о награждении митрой заслуживающих данной награды настоятелей Петербургского Исаакиевского собора.

В настоящее время архиерейская митра отличается от протоиерейской наличием креста. До недавнего времени митру с крестом наверху имели право носить Патриарх и митрополиты. Архиепископы и епископы носили митру без креста. Теперь же митра с крестом — отличительная особенность всех иерархов.

Палица

Еще один отличительный элемент архиерейского богослужебного убора — епшонатий, по-русски — полица (т.е. «малая пола») или, в просторечии, палица. Палица представляет собой квадратный (точнее, ромбовидный) плат, который привешивается на поясе за один конец на длинной ленте, так что висит на бедре ромбом, действительно напоминая по виду оружие — меч или палицу. При облачении архиерея, когда привешивается палица, произносится та же молитва, что и при облачении иерея набедренником: «Препояши меч Твой на бедре Твоей» (Пс. 44, 4-5).

Палица — обязательная принадлежность богослужебного одеяния епископа, а архимандритам и протоиереям дается лишь как награда. Архимандриты издавна (а теперь и протоиереи) одевают обычно и набедренник, и палицу. При этом архиерею палицу возлагают сверху на саккос. Архимандриты и протоиереи надевают и палицу, и набедренник под фелонь на ленте через плечо. Священник носит набедренник на правом боку. Если протоиерей (или архимандрит) награждается потом и палицей, она помещается справа, а набедренник — слева.

В императорской России, как и в настоящее время, палица являлась наградой для архимандритов и протоиереев, присвоение которой зависело от решения Святейшего Синода. Духовные лица могли также награждаться благословением Святейшего Синода — с выдачей соответствующей грамоты (либо без оной). В ведении Святейшего Синода находилось также и награждение священнослужителей саном протоиерея, игумена и архимандрита.

Набедренник

Набедренник относится к числу принадлежностей иерейского служения. Набедренник — это четырехугольный продолговатый плат, который привешивается на лентах к поясу за два верхних угла. Набедренник — чисто русское явление, на православном Востоке его нет в числе богослужебных одежд.
По символическому значению набедренник знаменует «меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 17). Этим мечом иерей вооружается против неверия, ереси, нечестия. Облачаясь на литургии набедренником, он произносит строки псалма: «Препояши меч Твои на бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею. И успевай, и царствуй, истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя» (Пс. 44, 4-5). Протоиерей и архимандрит может, кроме набедренника, иметь также палицу. Она, как и набедренник, для иерейского сана является духовной наградой

Видео

{"Center text":{"textstyle":"dynamic","textpositionstatic":"bottom","textautohide":true,"textpositionmarginstatic":0,"textpositiondynamic":"centercenter","textpositionmarginleft":24,"textpositionmarginright":24,"textpositionmargintop":24,"textpositionmarginbottom":24,"texteffect":"slide","texteffecteasing":"easeOutCubic","texteffectduration":600,"texteffectslidedirection":"bottom","texteffectslidedistance":30,"texteffectdelay":500,"texteffectseparate":true,"texteffect1":"slide","texteffectslidedirection1":"bottom","texteffectslidedistance1":30,"texteffecteasing1":"easeOutCubic","texteffectduration1":600,"texteffectdelay1":1000,"texteffect2":"slide","texteffectslidedirection2":"bottom","texteffectslidedistance2":30,"texteffecteasing2":"easeOutCubic","texteffectduration2":600,"texteffectdelay2":1500,"textcss":"display:block; padding:48px; text-align:center;","textbgcss":"display:none;","titlecss":"display:table; position:relative; font-weight:300; font-style:italic; font-size:32px; font-family:Helvetica,sans-serif,Arial; color:#fff; padding:10px; margin:0px auto;","descriptioncss":"display:block; position:relative; font-weight:300; font-style:normal; font-size:20px; line-height:30px; font-family:Georgia,sans-serif,Arial; color:#fff; padding:10px; margin:0px auto;","buttoncss":"display:block; position:relative; margin:10px auto;","texteffectresponsive":true,"texteffectresponsivesize":640,"titlecssresponsive":"font-size:12px;","descriptioncssresponsive":"font-size:12px;","buttoncssresponsive":"","addgooglefonts":false,"googlefonts":"","textleftrightpercentforstatic":40},"Bottom bar":{"textstyle":"static","textpositionstatic":"bottom","textautohide":true,"textpositionmarginstatic":0,"textpositiondynamic":"bottomleft","textpositionmarginleft":24,"textpositionmarginright":24,"textpositionmargintop":24,"textpositionmarginbottom":24,"texteffect":"slide","texteffecteasing":"easeOutCubic","texteffectduration":600,"texteffectslidedirection":"left","texteffectslidedistance":30,"texteffectdelay":500,"texteffectseparate":false,"texteffect1":"slide","texteffectslidedirection1":"right","texteffectslidedistance1":120,"texteffecteasing1":"easeOutCubic","texteffectduration1":600,"texteffectdelay1":1000,"texteffect2":"slide","texteffectslidedirection2":"right","texteffectslidedistance2":120,"texteffecteasing2":"easeOutCubic","texteffectduration2":600,"texteffectdelay2":1500,"textcss":"display:block; padding:12px; text-align:left;","textbgcss":"display:block; position:absolute; top:0px; left:0px; width:100%; height:100%; background-color:#333333; opacity:0.6; filter:alpha(opacity=60);","titlecss":"display:block; position:relative; font:bold 14px Helvetica; color:#fff;","descriptioncss":"display:block; position:relative; font:12px Helvetica; color:#fff; margin-top:8px;","buttoncss":"display:block; position:relative; margin-top:8px;","texteffectresponsive":true,"texteffectresponsivesize":640,"titlecssresponsive":"font-size:12px;","descriptioncssresponsive":"font-size:12px;","buttoncssresponsive":"","addgooglefonts":false,"googlefonts":"","textleftrightpercentforstatic":40}}