М.Ю. Лермонтов "Пророк"

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи.
Завет предвечного храня,

И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкой самолюбивой:
"Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"

Н.А. Некрасов "Пророк"

Не говори: "Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!"
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
"Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!"
Так мыслит он - и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь его нужна.

Его судьба давно ему ясна:
Его еще покамест не распяли,
Но час придет - он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

Пророк - в религии провозвестник и истолковать воли богов; предсказатель будущего.

Вильгельм Кюхельбекер первым назвал поэта "пророком". Положение пророка призывало поэта находиться над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, не обращая внимания на нападки.

Стихотворение "Пророк" М.Ю.Лермонтова, которое считается одним из последних в его творчестве, было напечатано уже после смерти поэта в 1844 году. Пророк Н.А. Некрасова был издан в августе 1874 года. Первоначальное название - "Н.Г.Чернышевский.(Пророк)".

Основа стихотворений - библейские источники, библейская лексика. У Лермонтова - образ пустыни. У Некрасова - "бог Гнева и Печали ", "будет на кресте ", "напомнить о Христе ". М. Лермонтов обратился к Плачу Иеремии. Поэт выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.

У Некрасова пророк "не хуже нас: видит невозможность служить добру, не жертвуя собой ".

Сюжет обоих стихотворений - это жизнь поэта, ставшего пророком.

У М. Лермонтова в стихотворении есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. "Как он угрюм, и худ, и беден! : как он наг и беден ".

У Н. Некрасова пророк мог быть похож на Н.Г.Чернышевского, революционера-демократа, общественного деятеля, соединившего в себе демократический революционный идеал с очарованием нравственной чистоты.

"Он будет сам судьбы своей виной ". Некрасов мог переосмыслить написанное в 1874 г стихотворение, соотнеся его с судьбой Чернышевского, который находился в то время в вилюйской ссылке: "Его еще покамест не распяли: ".

Замысел стихотворения "Пророк" Некрасова подсказан особенностями исторического развития России. Революционная мысль нередко воплощалась в образе Христа, Пророка.

Изображение революционера в облике апостола - обычное явление для 60-70-х годов ХIХ века. (Например, стихотворение Огарева "Иисус", стихотворение И.С. Тургенева "Христос"). Это же делает смысл "Пророка" предельно емким.

И у Лермонтова поэт, "наделенный всевиденьем пророка " идет к людям, но он им не нужен.

Он увидел "страницы злобы и порока ": пророк не принят людьми, он изгнан. "В меня все ближние мои бросали бешено каменья ". Он не находит в себе сил для борьбы, поэтому поэт возвращается в пустыню, гонимый и презираемый толпой. За что же его презирают? Он не похож на всех.

Конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненужного ей поэта, она гнала его, издеваясь над ним.

А речь старцев - это наказ новому поколению.

Пророк у Лермонтова отрекается от мирской жизни, и у некрасовского пророка - " в его душе нет помыслов мирских ".

Но лермонтовский пророк при всем одиночестве не теряет веры в гармонию, в счастье, не утратил веры в жизнь. Лермонтов дает понять: его пророк живет в большом мире Вселенной, дышит с ней одним дыханием:

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

У Некрасова пророк готов умереть для других, "его судьба давно ему ясна ":

Так мыслит он - и смерть ему любезна.
Не скажет он, что гибель бесполезна:

Судьба же лермонтовского пророка, считавшего, "что бог гласит его устами ", - единение с природой и космосом. Там он находит успокоение и удовлетворение.

В разное время жили поэты, ("Пророк" Некрасова был издан через 30 лет после лермонтовского), но на труд поэтический смотрели одинаково: он был опорой и спасением для них.

В "Пророке" Лермонтова и Некрасова нет скорби, а есть сила духа, жизнеутверждение.

Дух, душа, духовность: Эти понятия вновь и вновь привлекают внимание различных авторов, которые пытаются понять сущность духовной жизни поэта, человека, гражданина.

"Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России ".

Эти строки В.Г.Белинский написал о стихотворении "Пророк" М.Ю.Лермонтова, в полной мере, безусловно, они относятся и к "Пророку" Н.А.Некрасова.

На вопрос, кто такой поэт, во все времена отвечали по-разному. Каждая эпоха имела свой представление и о том, какую роль сочинитель стихов играет в обществе. С романтическими воззрениями на автора виршей нас знакомит «Пророк» Лермонтова.

Стихотворение «Пророк» Михаил Юрьевич представил публике в 1841 году. К этому времени автором было написано уже немало произведений, и он хорошо мог представлять себе, что есть поэт для народа.

Примечательно, что это полное глубоких переживаний стихотворение было написано незадолго до смерти литератора. Здесь автор задумывается о своём жизненном пути, осмысляет его. Стоит вспомнить, что в 1841 году Лермонтов окончательно решил уйти в отставку и посвятить свою жизнь служению литературе. Такое намерение могло заставить писателя задуматься о роли поэта в жизни общества.

Жанр, направление и размер

Лермонтов ориентируется на библейский сюжет – книгу пророка Иеремии, потому стихотворение близко жанру легенды. Обращение к религиозному тексту не случайно: в эпоху романтизма поэтические способности рассматривались как дар свыше – от Бога.

Мотив пророка занимает одно из главных мест в русской лирике. Не секрет, что любимым поэтом Михаила Юрьевича был А.С. Пушкин. Своим стихотворением он продолжает линию, начатую кумиром. Но на этом «тандеме» тема не закончила: к ней обращались Розенгейм, Некрасов, Плещеев.

Стихосложение также отсылает к пушкинскому образцу: стихотворный размер — четырёхстопный ямб, а рифма – перекрестная.

Композиция

Стихотворение делится на строфы, что свойственно для позднего романтизма. Их в произведении семь. Шестое и седьмое четверостишия закольцовывают стихотворения. Они иллюстрируют собой то, о чём говорится в первых двух – злые слова людей в адрес поэта. Центральным же является четвертый катрен, в котором говорится о гармонии, что обрёл пророк.

Таким образом, композиция стройна и математически выверена: кульминация говорит о балансе, а обрамляющие её части сообщают читателю о конфликте.

Образы и символы

Возникновение образа пророка в творчестве Лермонтова оправдывается историей его рода. По легенде, предок Михаила Юрьевича, Томас Лермонт, живший в Шотландии в XIII веке, обладал даром ясновидения и славился искусным колдуном. В XVI веке его потомок, Георг Лермонт, попадает в Россию – так начинается род Лермонтовых.

Ярким примером образа поэта-пророка в творчестве Лермонтова является лирический герой юношеского стихотворения «Предсказание», где автор предугадывает события революции начала ХХ века. «Моя душа» — другое произведение подобного рода. Здесь Лермонтов угадывает собственную судьбу: «Я предузнал мой жребий, мой конец…»

Лирический герой в «Пророке» предстаёт зрелой и цельной личностью. Он не ропщет на людей или свою судьбу, но радуется обретению своего пристанища – пустыни. Она символизирует место, где нисходит божественное откровение. Образ пророка, созданный Лермонтовым, напоминает юродивого – нищего странника, отказавшегося ради служения Христу от всех земных благ.

Темы и настроение

  1. Одиночество. Поэт-пророк полностью осознаёт свою миссию – говорить людям правду. Но это далеко не всегда приятно публике. Поэтому он вынужден искать покой и уединение в пустыне, где его слушают звезды. Без лишения себя социума, герой не может в полной мере реализовывать свои способности, потому пророк совершает подвиг отшельничества. Когда автор говорит об изгнании – он полон отчаяния и сострадания к людям. Настроение сменяется радостным, когда речь идёт о природе и звёздах.
  2. Поэт и поэзия – основная тема. Творчество – это дар неба. И относиться к нему нужно с должной ответственностью. Терпеть непонимание, одиночество – идти на многие жертвы ради того, чтобы мир узнал божественные слова.
  3. Поэт и толпа . Народ не желает принимать поэта, люди противятся заветам любви и правды. Вместо того чтобы прислушаться к словам пророка, она изгоняют его. Так и правдивые, искренние стихи часто оказывались под гнётом критики, а их авторы – в ссылке.
  4. Идея

    Основная мысль стихотворения – стойко и мужественно следовать своему предназначению. Людям не приятно знать правду о себе, но всё же должен быть тот, кто её вещает. И это поэт-пророк. Он призван, чтобы научить алчных и завистливых людей жить в мире и согласии. Лирический герой понимает, что это будет не просто, но он готов к трудностям и лишениям. Ведь сам «вечный судия» призвал его на это служение.

    Смысл стихотворения был выстрадан поэтом, ведь сам он нередко вынужден был драться на дуэлях, отстаивая свое право на прямолинейность и честность суждений. Один из таких поединков его и погубил.

    Средства художественной выразительности

    В первой строфе встречается метафора: «В очах людей читаю я// Страницы злобы и порока».

    Намерения героя автор подчеркивает эпитетом «чистые», что говорит об искренности и бескорыстии пророка. Этому по определению противопоставлена «самолюбивая» улыбка старца, который воспитывает презрение в детях к таким, как этот поэт. Лирический герой рисует свой портрет через взгляд человека из толпы: «Как он угрюм, и худ, и бледен!»

    В стихотворении противопоставляются пустыня и мир людей, а проводник между ними – пророк, ведающий истину.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

14. САБЛЯ ЗУЛЬФИКАРИ (МЕЧ ЗУЛЬФАКАР) И МЕЧ ЭКСКАЛИБУР КОРОЛЯ АРТУРА.

В мусульманских источниках значительное внимание уделяется известному мечу Зульфакар или, как его иногда называют, сабле Зульфикари. Этим мечом владел Али, соратник Магомета. Оказывается, рассказ о мече Зульфакар тоже является отражением евангельских сюжетов, связанных с Христом. Однако напрямую усмотреть это соответствие сложно. Внешне, на первый взгляд, "ничего христианского" в истории мусульманского меча Зульфакар вроде бы нет. Но тут неожиданно и весьма существенно помогают наши предыдущие результаты по Новой Хронологии. В книге "Христос родился в Крыму. Там же умерла Богородица" мы показали, что старинные рассказы об известном мече короля Артура (меч Экскалибур) имеют разветвленную евангельскую основу, и в слегка искаженном виде доносят до нас историю крещения Христа Иоанном Крестителем, а также историю апостола Петра, трижды отрекшегося от Иисуса накануне распятия. Мы не будем здесь повторять это открытое нами "артуровское" соответствие, отсылая читателя к указанной книге. При этом, сам король Артур частично является фантомным отражением императора Андроника-Христа (Андрея Боголюбского).

Так вот, оказывается, мусульманская история меча Зульфакар весьма близка к христианской истории меча короля Артура. Следовательно, опираясь на обнаруженный нами ранее параллелизм (Артур - Христос) мы вновь наталкиваемся на следы Евангелий в рассказах о Магомете и его ближайших сподвижниках.

Вот что сообщается о мече Зульфакар. <<Мухаммед имел единственную сестру, которую звали Фатима. И ее он отдал в жены Али, своему помощнику, тогда, когда он расширял свою веру... Этого-то Али поганые считают за пророка, как и Мухаммеда, рассказывая, каким сильным и крепким он был мужем. И он... имел саблю, которую назвал Зульфикари, дивной остроты и такой твердости, что на что бы Али ее ни обрушил, будь то железо или сталь, все перед ней было как паутина. А другие рассказывают, что его жена Фатима была великая чародейка, и она-то своим волшебством и придавала такую остроту этой сабле...

После смерти Мухаммеда, Али с великой скорбью поехал к скале Гормендзи, задумав сломать свою саблю в праведной тоске, и ударил ею по скале так, что она вся скрылась в скале. Увидев такое чудо, чего раньше он о своей сабле не знал, он так ей сказал: "Зульфикари, вернись, чтобы это не было противно Богу". И после смерти Мухаммеда он еще жил девять лет. В последний год, лежа на смертном одре... когда он увидел, что его час пришел, он приказал взять свою саблю и бросить ее в морскую глубину. И рассказывают поганые, что когда его сабля была брошена, то три дня на этом месте море бурлило и крутилось из-за жалости к Али. И поэтому поганые держат при себе маленькие книги... а на них нарисована сабля Зульфикари; рассказывают, что им она очень помогает>> , с.36-37.

Здесь фактически перечислены основные сюжеты, связанные с мечом короля Артура.

# Меч Зульфикар, как и меч Артура, обладал чудесным свойством побеждать всех врагов. В обеих случаях его связывали с чародейством или колдовством.

# Меч Артура сначала находился под некоей чудесной стальной наковальней на большом камне у храма. То есть был как бы замурован в камень. На мече были золотые письмена. Тот, кто вытащит этот меч, станет королем всей Англии , с.17-18. Артур извлек меч и стал английским королем.

А меч Зульфакар тоже оказался погруженным в скалу, из которой его вскоре извлекли.

# Наконец, когда король Артур был при смерти, он приказал бросить свой меч в озеро. И его соратник "зашвырнул меч в воду как только смог далеко. В тот же миг поднялась из волн рука, поймала меч, сжала пальцами, трижды им потрясла и взмахнула и исчезла вместе с мечом под водою" , с.753.

# Практически то же самое рассказывается и о предсмертном приказе мусульманина Али. Его меч Зульфакар (Зульфикар) бросили в море, и оно три дня бурлило на этом месте. В обеих версиях подчеркивается троекратное событие.

Далее, согласно нашим результатам, меч Зульфикар (Экскалибур) символизировал христианский крест, а точнее распятие. То есть крест, на котором распяли Христа. Недаром меч Зульфикар появился потом на османских и турецких знаменах янычар в виде христианского креста. См. подробности в главе 4 настоящей книги.

В память о мече Зульфикар Пророка Магомета потом стали изготовлять "аналогичные мечи", давая им то же самое название. Отмечается, что меч (или сабля) Зульфикар "представляет собой один из главных символов ислама... В руках Мухаммеда клинок обрел неслыханную силу... Вероятнее всего, это могло быть двухклинковое оружие... Его стали изображать в виде сабли с раздвоенным (примерно от середины) клинком" , с.123.

15. ОПИСАНИЕ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА В ЕВАНГЕЛИИ.

В качестве названия данного раздела мы взяли заглавие параграфа в книге Ибн Хишама , с.89. Вдумайтесь в это название! Уже одно оно (не говоря о дальнейшем содержании раздела) категорически противоречит скалигеровской версии истории. В самом деле. Как же может появиться описание Пророка Магомета, жившего якобы в VII веке, в евангельском тексте, относимом к I веку? Для скалигеровских историков это абсолютно невозможно. Поэтому подобные свидетельства сохранились лишь на страницах мусульманских источников, которые редактировались другими людьми, иногда не обращавшими внимания на "опасные" факты, ставшие недопустимыми в европейской "реформированной истории".

А теперь обратимся собственно к описанию Пророка Магомета в Евангелиях. А точнее, в той старой версии Евангелия от Иоанна, которая когда-то была в распоряжении мусульманских авторов. Ведь в современных Евангелиях ничего подобного уже нет и в помине. Вычистили. Итак, мы цитируем исламское свидетельство.

Ибн Исхак сказал: <<До меня дошло, что в Евангелии, которое пришло от Бога к Исе сыну Марьям, содержалось описание Посланника Аллаха. Это - в Евангелии от Иоанна, которое было переписано для христиан. В Евангелии о завете Исы сына Марьям к христианам относительно Посланника Аллаха говорится: "Кто меня возненавидит, тот возненавидит Господа. Если бы я не сотворил чудеса в их присутствии, которые не сотворил никто до меня, не было бы у них греха. Однако с этого времени они стали неблагодарны и возомнили, что победят меня, а также Господа. Но должно быть завершено Слово, которое принес архангел Гавриил. Они возненавидели меня зря, то есть ошибочно. Вот когда придет аль-Мунхаманна (примечание редакции: Аль-Мунхаманна на ассирийском языке - Мухаммад, на греческом языке это - аль-Барклитис - Авт.), тот, которого пошлет Аллах к вам от Господа, Святого Духа, тот, который выйдет от Господа, вот он будет свидетелем за меня, и вы тоже! Потому что вы с давних пор вместе со мной были в этом. Я сказал вам для того, чтобы вы не жаловались">> , с.89-90.

Повторим, что в современной версии Евангелия от Иоанна ничего подобного уже нет. Но раньше, как мы видим, было. В новой хронологии никакого противоречия между мусульманскими и христианскими свидетельствами тут не возникает. Дело в том, что и те и другие создавались (причем более или менее одновременно) в эпоху XIV-XVI веков. Поэтому в старинных Евангелиях упоминался Пророк Магомет, а в Коране - Иисус Христос. После внедрения скалигеровской хронологии упоминания Магомета в Евангелиях аккуратно вычистили. А упоминания Христа в Коране остались.

Сравним теперь возраст Пророка Магомета с возрастом Христа. Сегодня историки считают, что Магомет умер, когда ему был 61 год (571-632 годы) , "Мохаммед". Однако старинные источники сообщают другие сведения. Андрей Лызлов пишет: "Умре окаянный и проклятый прелестник лета 6138-го, преживши веку своего лет шестьдесят осмь, а инии повествуют тридесят четыре" , с.163. Янычар Константин говорит, что Магомет умер, когда ему было 45 лет , с.37.

Таким образом, основные версии возраста Пророка разбиваются на две группы: 34 года или 45, 61, 68 лет.

Интересно, что похожая картина наблюдается и в оценке возраста Христа. Наиболее распространенная версия - 33 года. Кроме того, в Евангелиях содержатся указания на то, что разные авторы оценивали возраст Христа либо в 33 года, либо около 50 лет: "Тебе нет еще пятидесяти лет" (Иоанн 8:57). Далее, великий князь Андрей Боголюбский дожил до зрелого возраста и погиб в возрасте 63 или 65 лет, см. нашу книгу "Царь Славян". Наконец, считается, что царь-градский император Андроник погиб в возрасте 72 лет (1113-1185) , статья "Андроник, император византийский".

Сравнивая с данными о Пророке Магомете, мы получаем следующее соответствие указанных версий:

33 или 34 года, а затем:

45, около 50, 61, 63, 65, 68, 72 года.

Весьма близки данные из первой версии: 33 года для Христа и 34 года для Магомета. Вторая версия более размыта, хотя цифры 61, 63, 65, 68, 72 сгруппированы достаточно кучно. Наконец, другие два мнения, а именно, 45 лет или около 50, тоже близки.

16. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ.

Вот еще несколько соответствий между жизнеописаниями Пророка Магомета и Иисуса Христа. Их указал Н.А.Морозов, изучая мусульманские первоисточники.

# Напомним, что, согласно Евангелиям, Христос однажды удалился на много дней в пустыню. Морозов обнаружил аналогичный рассказ про Магомета: <<"На сороковом году жизни, - говорит уже упомянутый нами арабский писатель Абул-Феда, - в месяце Рамадане, Достославный (Магомет - Авт.) удалился (как Христос, - добавляет Морозов) В ПУСТЫНЮ, в пещеру горы Хиры; здесь в ночь Аль-кадр к нему явился ангел Гавриил"...

Он (Магомет - Авт.) много ночей проводил в пещере горы Хиры, - говорят нам арабские сказания, - иной раз три ночи, иной - девять, а иногда и ЦЕЛЫЙ МЕСЯЦ...

Жажда проповедничества стала в нем непреодолима до того, что он, не имея еще уверенности в совершившемся посвящении его в пророки, бросился было с высокой скалы, но на воздухе его поддержала невидимая рука ангела хранителя...

Припомним, что это же предлагал сделать сатана и евангельскому Христу, обещая, что ангелы поддержат его в воздухе, но Христос благоразумно отказался от такого опыта>> , т.6, с.205-207.

# Далее Морозов указывает еще одну параллель. "На северной стороне города, как утверждают правоверные, аналогично евангельской легенде о Христе, пророк (Магомет - Авт.) накормил горстью слив тысячи людей, а на восточной стороне получилась по его слову отличная пища из одного ягненка и одного ячменного хлеба. Даже скалистый грунт рассыпался в прах благодаря всего нескольким каплям воды, брызнутым рукою исламитского Моисея" , т.6, с.249.

# Евангельская идея о Непорочном Зачатии в смутной форме отразилась также в рассказе о Сафии, одной из жен Пророка Магомета. Морозов сообщает: "Надо указать на Сафию (вероятно, Софью - Авт.), жену Кеннана (Хана? - Авт.), которая впрочем еще во время осады ее города (мусульманами - Авт.) видела сон, будто бы Солнце спустилось с неба и скрылось в ее чреве. После разгрома Хейбара, муж Сафии - первый богач своего племени - был казнен, а красавица жена досталась победителю и даже сделалась одною из его любимейших жен" , т.6, с.262.

Итак, магометанская версия спутала МАТЬ пророка с его ЖЕНОЙ. В результате вышло, будто Непорочное Зачатье было дано не матери - Деве Марии, а жене - Сафии. Кстати, имя Софья (Сафия) означает мудрая.

Кроме того, в книге "Христос родился в Крыму..." мы показали, что евангельская история Непорочного Зачатья и рождения Иисуса отразилась в западно-европейском эпосе о короле Артуре как сюжет о герцоге Тинтагильском и его прекрасной жене Игрейне. Так вот, "английская" история об Игрейне и гибели герцога, ее мужа, очень близка к мусульманскому сюжету о казни мужа Сафии. В обеих версиях жена погибшего властителя досталась победителю. По исламской версии - Пророку Магомету, а по английским источникам - королю, повелителю герцога. Мы не будем здесь повторять детали, а скажем лишь, что привлекая сюда уже открытый нами ранее параллелизм между Артуром и Христом, мы усиливаем найденное соответствие между жизнеописаниями Пророка Магомета и Христа.

17. ГДЕ НАХОДИЛАСЬ ГРОБНИЦА МАГОМЕТА?

Выше мы привели три версии о месте захоронения Пророка. Первая гласит, что Магомет вообще не был похоронен на земле. То есть никакой гробницы - в обычном смысле - нет, а чудесный гроб где-то висит в воздухе, между небом и землей, поддерживаемый не то ангелами, не то магнитной силой. По другой версии - гробница Пророка была устроена в Мекке. Наконец, по третьей - в Медине, в мечети. Эта точка зрения считается сегодня основной . Однако Ибн Хишам сообщает: <<Когда подготовительные работы к погребению Пророка были закончены, его положили на свою кровать в его комнате (якобы в Медине - Авт.). Мусульмане разошлись во мнениях по поводу его погребения. Один из них предложил похоронить Пророка в его же мечети, а другой - вместе со сподвижниками Пророка. Абу Бакр сказал: "Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: Все пророки были похоронены там, где они умерли". Он поднял постель Посланника Аллаха, на которой он умер, и выкопали могилу на этом месте>> , с.643.

Вот что писал Жан Ганье (профессор восточных языков в Оксфорде) в 1732 году. Мы цитируем его, следуя здесь Н.А.Морозову. <<Что касается расположения могилы пророка и могил первых двух его преемников-калифов, которые вслед за ним были тоже погребены в доме Айши, то мнения тут расходятся. Наиболее распространенная молва говорит, что могила апостола божия - передняя из трех со стороны Кыблы, т.е. к югу, где находится Мекка по отношению к Медине. Рядом с ним... находится могила Абу-Бекра... Рядом же с Абу-Бекром... находится могила Омара (далее приводится схема расположения могил, рис.1.29 - Авт.)...

Но этой народной молве противоречит достоверное предание, исходящее от Магомета сына Абу-Бекра (приводится другая схема расположения могил, рис.1.30 - Авт.)...

Это расположение трех могил, - говорит Жан Ганье в 1732 году, - является, по-видимому, наиболее правдоподобным... (Оно - Авт.) также совершенно согласуется с историческим происшествием, случившимся в 94 году Геджры. Когда Омар, сын Абдул-Агиза, губернатора Медины, по распоряжению калифа Аль-Валида, повелел перестроить разрушающуюся мечеть пророка, рабочие, рывшие землю для нового фундамента, натолкнулись на кости ног в одной могиле и большинство присутствовавших приписали эти кости апостолу Божию. Не было никого, кто мог бы дать точные указания, но вот пришел старик по имени Арва, который сказал: "Клянусь богом, это не ноги пророка, но ноги Омара, это место в углу загородки слишком узко, чтобы туда с самого начала положили тело пророка во всю его длину">> Цит. по , т.6, с.283-285.

Таким образом, по поводу могилы Магомета единого мнения нет. Странное впечатление производят также ссылки на мнение некоего старика Арва, оказавшегося главным авторитетом при отождествлении разрозненных (и неполных) останков, обнаруженных в раскопе.

Считается, что в XVI веке в Мединской мечети был построен мавзолей Пророка Магомета, в который никого не пускают.

Морозов следующим образом резюмирует описания европейских очевидцев XIX - начала XX века: <<Часть мединской мечети составляет святилище, тут будто бы покоится прах Магомета... Она обнесена железной решеткой, зеленого цвета называемой Ель-Хеджр, и составляющей неправильный четырехугольник...

Однако сквозь решетку ничего не видно! Богомольцы смотрят внутрь через окна, которые отстоят на 5 футов от пола, и отходят огорченные. Нужно быть очень богатым человеком, чтобы получить позволение проникнуть внутрь, но и там увидите немного. Место, где предполагается теперь так называемая гробница Магомета, закрыто занавесом из шелковой материи с серебряными цветами, арабесками и золотой надписью вокруг. Он покрывает четырехугольное каменное сооружение, поддерживаемое двумя столбиками, куда уже никто не допускается. Здесь-то, - говорят публике, - и находится гроб Магомета, который, по утверждению некоторых, имеет форму катафалка с мраморной плитой наверху, украшенной золотом.

"Место это, - говорит Буртон, - отмечено большими жемчужными четками и одним особенным украшением, называемым "Созвездие жемчужин", которое прикреплено к занавеси"...

Здесь же, говорят нам, - покоятся тела Абу-Бекра и Омара...

В Мединской же мечети находится покрытый богатой черной парчой без украшений гроб Фатимы, дочери Магомета, хотя и говорят, что она похоронена не здесь, а на мединском кладбище. Тут указывают также небольшое окно в стене мечети, через которое несколько раз приходил к Магомету ангел Гавриил. Здесь же, возле его гробницы, оставлено место для будущего погребения Иисуса Христа, когда он снова придет на землю пред всеобщим воскресением и умрет>> , т.6, с.535-537.

Мухаммед – арабский проповедник единобожия, основатель и центральная фигура религии ислама, пророк мусульман. Согласно исламскому вероучению, Аллах ниспослал Мухаммеду священное писание - Коран.

Родился посланник Аллаха в Мекке 22 апреля 571 года. О появлении особенного ребенка матери Мухаммеда сообщил ангел, пришедший во сне. Рождение пророка сопровождали удивительные события. Трон короля персов Кисры вздрогнул под правителем как от толчка землетрясения. В королевском зале обрушилось 14 балконов. Мальчик появился обрезанным. Присутствующие при рождении увидели, что новорожденный поднимает голову и опирается на руки.

Мухаммед принадлежал к племени Курайш, считавшемся у арабов элитой. Семья будущего проповедника Корана относилась к хашимитам, клану, названному по имени прадеда Мухаммеда – Хашима, богатого араба, удостоившегося чести кормить паломников. Отец пророка Абдоллах – внук могущественного Хашима, но богатства, как дед, не нажил. Мелкий купец едва зарабатывал на пищу семье. Сына, ставшего величайшим пророком, отец не увидел – умер до рождения Мухаммеда.

В 6 лет мальчик стал круглым сиротой – скончалась Амина, мама Мухаммеда. Женщина на время отдавала сына на воспитание бедуинке Халиме, жившей в пустыне. Осиротевшего мальчика взял к себе дедушка, но вскоре Мухаммед попал в дом к дяде. Абу-Талиб был добрым, но чрезвычайно бедным человеком. Племяннику пришлось рано взяться за работу и научиться зарабатывать на пропитание. За копейки маленький Мухаммед пас коз и овец, принадлежавших зажиточным мекканцам, собирал в пустыне ягоды.

В 12 лет подросток впервые погрузился в атмосферу духовных исканий: вместе с дядей Мухаммед побывал в Сирии, где познакомился с религиозными течениями иудаизма, христианства, иных верований. Он трудился погонщиком верблюдов, затем стал торговцем, но вопросы веры не оставляли парня. Когда Мухаммеду исполнилось 20, его взяли приказчиком в дом овдовевшей женщины Хадиджи. Молодой человек, выполняя поручения хозяйки, путешествовал по стране, интересовался местными обычаями и верованиями племен.

Хадиджа, будучи старше Мухаммеда на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять ее в жены, что не понравилось отцу женщины, но она проявила упорство. Молодой приказчик женился, брак оказался счастливым, он любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие. Он посвящал свободное время главному, к чему влекло с юных лет – духовным исканиям. Так началась биография пророка и проповедника.

Проповедничество

Жизнеописание главного мусульманского пророка гласит, что Мухаммед удалялся от мира и суеты, погружаясь в созерцание и раздумья. Уединяться он любил в пустынных ущельях. В 610 году, когда Мухаммед пребывал в пещере горы Хира, ему явился архангел Гавриил (Джибрил). Он назвал молодого человека посланником Аллаха и приказал запомнить первые откровения (аяты Корана).

История гласит, что круг приверженцев Мухаммеда, проповедовавшего после встречи с Гавриилом, постоянно рос. Проповедник призывал соплеменников к праведной жизни, убеждал соблюдать заповеди Аллаха и готовиться к грядущему божьему суду. Пророк Мухаммед рассказал, что всемогущий Бог (Аллах) создал человека, а с ним все живое и неживое на земле.

Предшественниками посланник Аллаха назвал Мусу (Моисея), Йусуфа (Иосифа), Закарию (Захария), Ису (). Но особое место в проповедях Мухаммеда отводилось Ибрахиму (Аврааму). Его он назвал праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Миссию свою Мухаммед видел в восстановлении веры Ибрахима.


Аристократы Мекки увидели в проповедях Мухаммеда угрозу власти и устроили против него заговор. Соратники уговорили пророка покинуть опасный край и на время переехать в Медину. Он так и поступил. За проповедником в Медину (Ясриб) в 622 году перебрались сотни сподвижников, сформировав первую мусульманскую общину.

Община окрепла и в наказание мекканцам за то, что изгнали проповедника и его соратников, совершала нападения на караваны, выходящие из Мекки. Средства от грабежа направлялись на нужды общины.

В 630 году ранее гонимый пророк Мухаммед вернулся в Мекку, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания. Купеческая Мекка встретила пророка толпами почитателей со всей Аравии. Шествие Магомета по улицам было величественным. Пророка, одетого в простую одежду и черную чалму, сидящего на верблюде, сопровождали десятки тысяч паломников.


Святой въехал в Мекку как богомолец, а не триумфатор. Он обошел святые места, совершил обряды и принес жертвы. 7 раз пророк Мухаммед объехал Каабу и столько же прикоснулся к священному Черному камню. В Каабе проповедник объявил, что «нет Бога, кроме единого Аллаха», и приказал разрушить 360 идолов, стоявших в храме.

Окрестные племена не сразу приняли ислам. После кровопролитных войн и тысяч человеческих жертв они признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. Вскоре Магомет стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу. Когда в Мекке появились ставленники и военачальники Мухаммеда, он вернулся в Медину, посетив могилу матери Амины. Но радость пророка от торжества ислама омрачилась вестью о смерти единственного сына Ибрагима, на которого отец возлагал надежды.


Скоропостижная кончина сына подкосила здоровье проповедника. Он, почувствовав приближение смерти, снова двинулся в Мекку, чтобы в последний раз помолиться в Каабе. Услышав о намерениях пророка и желая помолиться с ним, в Мекке собралось 10 тысяч паломников. Пророк Мухаммед объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. Паломники с тяжелым сердцем внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.

В исламе для верующих имя наделено сакральным значением. Мухаммед переводится как «достойный похвалы», «восхваляемый». В Коране имя пророка повторяется четыре раза, в других случаях Мухаммеда называют Наби («пророк»), Расуль («вестник»), Абд («раб Бога»), Шахид («свидетель») и еще несколькими именами. Полное имя пророка Мухаммеда длинное: в него вошли имена всех его предков по мужской линии, начиная с Адама. Верующие называют проповедника Абуль-Касим.


День пророка Мухаммеда – Маулид ан-Наби – отмечают на 12-й день третьего месяца исламского лунного календаря Раби аль-авваль. День рождения Мухаммеда – третья по почитанию дата для мусульман. Первое и второе место занимают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. При жизни пророк праздновал только их.

День пророка Мухаммеда потомки отмечают молитвами, добрыми делами, рассказами о чудесах святого. Праздником день рождения пророка стал через 300 лет после прихода ислама. История жизни Мухаммеда (Магомета, Магомеда, Мохаммеда) воспета в книге азербайджанского писателя Гусейна Джавида. Драма называется «Пророк».

О центральной фигуре ислама снят не один десяток фильмов. В середине 1970-х на экраны вышла американо-арабская картина Мустафы Аккада «Послание (Мухаммад посланник Бога)». В 2008 году зрители увидели 30-серийный сериал «Луна рода Хашим», снятый киностудиями Иордании, Сирии, Судана и Ливана. О жизни и характере святого снят фильм «Мухаммад - посланник Всевышнего» режиссером Маджидом Маджиди, премьера которого состоялась в 2015 году.

Личная жизнь

Хадиджа окружила молодого мужа материнской опекой. Мухаммед, освободившись от хлопот и торговых дел, посвятил время религии. Союз с Хадиджой оказался щедрым на детей, но сыновья умерли. После кончины любимой супруги Мухаммед неоднократно женился, но количество жен пророка источники называют разное. В одних указывают 15, в других – 23, из которых физические отношения Мухаммед имел с 13.


Британский арабист и профессор Эдинбургского университета Уильям Монтгомери Уотт в работах по истории ислама раскрывает причину разного количества жен пророка: племена, претендуя на родственные связи со святым, приписывали Мухаммеду жен-соплеменниц. Пророк Мухаммед вступал в браки до Коранического запрета, разрешающего жениться четыре раза.

Исследователи сходятся во мнении, что у пророка было 13 жен. Возглавляет список Хадиджа бинт Хувайлид, вышедшая замуж за Мухаммеда вопреки родительской воле. Историки утверждают, что ни одна из последующих жен пророка не заняла в его сердце место, которое досталось Хадидже.

Из 12 жен, появившихся после первой, любимой называют Аишу бинт Абу Бакр. Это третья супруга пророка Мухаммеда. Аиша – дочь халифа, ее называют величайшим из семи ученых ислама своего времени.

Всех детей пророка, кроме сына Ибрагима, родила Хадиджа. Она подарила мужу семерых отпрысков, но мальчики умерли в младенчестве. Дочери Мухаммеда дожили до начала пророческой миссии отца, приняли ислам и переселились из Мекки в Медину. Все, кроме Фатимы, умерли прежде отца. Дочери Фатимы не стало через полгода после кончины великого отца.

Смерть

Здоровье пророка Мухаммеда ухудшилось после прощального хаджа в Медину. Посланник Аллаха, собрав оставшиеся силы, посетил могилы шахидов и совершил заупокойный намаз. Возвратившись в Медину, пророк до последнего дня сохранял ясный ум и память. Он простился с родными и последователями, попросил прощения, раздал сбережения нищим и отпустил рабов. Лихорадка усилилась, и в ночь на 8 июня 632 года пророк Мухаммед умер.


Жен не допустили до омовения тела, омыли покойного родственники-мужчины. Похоронили посланника Аллаха в одежде, в которой он умер. Три дня верующие прощались с пророком Мухаммедом. Могилу вырыли в том месте, где он умер – в доме жены Аиши. Позже над прахом возвели мечеть, ставшую святыней мусульманского мира.

Паломничество в Медину, где похоронен Мухаммед, считается богоугодным делом. Путешествие в Медину верующие совершают вместе с паломничеством в Мекку. Мечеть в Медине уступает по размеру мечети в Мекке, но поражает красотой. Она построена из розового гранита и украшена золотом, чеканкой и мозаикой. В центре мечети - глинобитная хижина, где спал пророк Мухаммед, и могила святого.

Цитаты

  • «Оставь внушающее тебе сомнение и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь правда – это спокойствие, а ложь – сомнение».
  • «Пусть язык твой постоянно наслаждается поминанием Аллаха».
  • «Самым любимым из благих дел пред Богом является то, что постоянно, даже если оно незначительно».
  • «Религия - легкость».
  • «Каковы вы есть, таковы те, кто правит вами».
  • «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость - погибнут».
  • «Горе тебе! Держись ног матери, там Рай!».
  • «Рай находится в тени ваших мечей».
  • «Аллах мой, прибегаю к Тебе от знания бесполезного…».
  • «Человек с тем, кого он полюбил».
  • «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы».
  • Слова «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» отношения к деятельности пророка Мухаммеда не имеют. Выражение основано на рассказе о Ходже Насреддине. Британский ученый и философ в своей книге «Нравственные и политические очерки» заменил Ходжу на Мухаммеда, подав собственный вариант рассказа о Ходже.
  • Лондонский журнал «Time Out» назвал пророка Мухаммеда первым экологом.
  • Кефирный грибок ранее назывался «Пшено Пророка». По легенде, под этим именем секрет его выращивания Мухаммед передал жителям Кавказа.

  • Мухаммед, предположительно, страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречным помрачением сознания. В Коране сообщается, что неверующие называли пророка одержимым. Но в Коране также сказано, что «Мухаммед по милости Господа является пророком и не является одержимым».
  • Отпечаток ноги пророка Мухаммеда, впечатанный в камень, хранится в Тюрбе - мавзолее в Эюпе (Стамбул).

  • Главным чудом Мухаммеда мусульманские богословы считают Коран. Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписываться самому Мухаммеду, преданные хадисы говорят, что его речь не была схожа с коранической.
  • Выдающиеся художественные достоинства Корана признаются всеми знатоками арабской словесности. По мнению Бернхарда Вайса, человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану.
  • В Коране есть предание о хлебе, аналогичное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

1. Провозвестник и истолкователь воли Бога, богов (по воззрениям различных религий). // перен. Тот, кто имеет непререкаемый авторитет в чем-л. 2. Предсказатель будущего.


Смотреть значение Пророк М. в других словарях

Пророк — и пр. см. прорекать.
Толковый словарь Даля

Пророк — -а; м.
1. По воззрениям различных религий: провозвестник и истолкователь воли Бога. Ветхозаветные пророки. // В христианстве: ветхозаветный святой, предрекавший приход........
Толковый словарь Кузнецова

Пророк — Это заимствованное из старославянского языка слово является калькой с греческого prophetes и состоит из префикса про в значении "заранее, перед" и рок – "тот, кто изрекает".........
Этимологический словарь Крылова

Даниил, Пророк — (ск. 600 до Р.Х.), при царе Валтасаре предсказал падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарий по наветам врагов Даниил был брошен в ров с голодными львами, но........
Исторический словарь

Елисей Пророк — ученик и преемник прор. Илии (IX в. до Р.Х.), сын некоего Сафата из колена Рувимова. Илия, великий из пророков, призвал Елисея на служение, когда тот пахал на быках в поле.........
Исторический словарь

Иеремия, Пророк — (VI в. до Р.Х.), один из четырех великих ветхозаветных пророков, сын свящ. Хелкии из Анафофа, городка вблизи Иерусалима. Иеремия с юности был призван Господом к пророческому........
Исторический словарь

Илия Пророк — (IX в. до Р.Х.), пророк, взятый живым на небо. Илия жил в царствование Ахава, когда иудеи поклонялись языческому богу Ваалу. За это Господь послал на них засуху в течение........
Исторический словарь

Иоанн Пророк, Предтеча И Креститель Господень — мученик. Праведные родители Иоанна Крестителя - священник Захария и Елисавета жили в Хевроне. Они достигли старости, но так и не имели детей. Однажды, когда Захария совершал........
Исторический словарь

Исайя, Пророк — (VIII в. до Р.Х.). "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" - такими словами свидетельствует пророк Исайя о пришествии Мессии - Господа Иисуса Христа.........
Исторический словарь

Осия Пророк — из 12-ти малых пророков (ск. 820 до Р.Х.), происходил он из колена Иссахарова, жил в IX в. до Р. X. в царстве Израильском и был современником свв. прор. Исайи, Михея и Амоса. В то........
Исторический словарь

Пророк — -глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк-не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии........
Исторический словарь

Пророк — -англ. prophet; нем. Weissager/Prophet. 1. Прорицатель, говорящий от имени Бога и предсказывающий будущее, вдохновленный божеством. 2. Харизматический лидер.
Социологический словарь