Переход через море

1 Господь сказал Моисею:

2 – Скажи израильтянам, чтобы они повернули назад и остановились у Пи-Гахирота, между Мигдолом и морем. Пусть они расположатся у моря, прямо перед Баал-Цефоном. 3 Фараон подумает: «Израильтяне блуждают по этой земле в растерянности, окруженные пустыней». 4 Я сделаю сердце фараона упрямым, и он погонится за ними, и этим прославлюсь, победив фараона с его войском. Тогда египтяне узнают, что Я – Господь.

Израильтяне так и сделали. 5 Когда царю Египта сказали, что народ убежал, фараон и его приближенные передумали и сказали:

– Что мы сделали? Мы отпустили израильтян и лишились работников!

6 Фараон запряг колесницу и взял с собой войско. 7 Он взял шестьсот отборных колесниц и все остальные колесницы Египта с их начальниками. 8 Господь сделал сердце фараона, царя Египта, упрямым, и он погнался за израильтянами, которые смело покидали Египет. 9 Войско египтян со всеми лошадьми фараона, колесницами и всадниками # 14:9 Или: «колесничими»; также в ст. 17, 18, 23, 26 и 28. погналось за израильтянами и настигло их, когда они расположились лагерем у моря, рядом с Пи-Гахиротом, напротив Баал-Цефона.

10 Когда фараон приблизился, израильтяне оглянулись и увидели, что египтяне преследуют их. Они очень испугались и стали взывать к Господу. 11 Они сказали Моисею:

– Разве в Египте не было могил, что ты повел нас умирать в пустыню? Что ты сделал с нами, выведя нас из Египта? 12 Разве мы не говорили тебе в Египте: «Оставь нас в покое. Дай нам служить египтянам?» Лучше бы нам оставаться рабами у египтян, чем умирать в пустыне!

13 Моисей ответил народу:

– Не бойтесь. Стойте твердо, и вы увидите, как Господь спасет вас сегодня. Египтян, которых вы видите сейчас, вы не увидите больше никогда. 14 Будьте спокойны, Господь будет сражаться за вас.

15 Господь сказал Моисею:

– Зачем ты взываешь ко Мне? Вели израильтянам идти вперед. 16 Подними посох, простри руку над морем, и оно разделится. Тогда израильтяне смогут пройти через море, как по суше. 17 А Я сделаю египтян упрямыми, и они пойдут за ними. Я прославлюсь, победив фараона и его войско, с его колесницами и всадниками. 18 Египтяне узнают, что Я – Господь, когда Я прославлюсь, победив фараона, с его колесницами и всадниками.

19 Ангел Бога, Который # 14:19 Или: «который» шел перед израильским войском, пошел позади него. Облачный столб тоже передвинулся со своего места и оказался позади них, 20 между войсками Египта и Израиля. Всю ночь облако давало тьму одной стороне и свет другой, и всю ночь свет и тьма не могли сойтись.

21 Моисей простер руку над морем, а Господь всю ночь отгонял море сильным восточным ветром и превратил его в сушу. Воды разделились, 22 и израильтяне прошли через море, как по суше: одна стена воды стояла у них справа, а другая – слева. 23 Египтяне погнались за ними. Лошади, колесницы и всадники фараона ринулись в море. 24 Перед самым рассветом Господь посмотрел из огненного и облачного столба на египетское войско и поверг его в смятение. 25 Он застопорил # 14:25 Или: «снял». колеса их колесниц, и им стало трудно ехать.

Египтяне сказали:

– Бежим отсюда! Господь сражается на стороне израильтян против Египта!

26 Тогда Господь сказал Моисею:

– Протяни руку над морем, чтобы воды хлынули назад, на египтян, на их колесницы и всадников. 27 Моисей простер руку над морем, и с рассветом воды сомкнулись # 14:27 Или: «вода поднялась до обычной глубины». . Египтяне бежали навстречу морю, и Господь смел их в воду. 28 Вода хлынула назад и накрыла колесницы и всадников – все войско фараона, которое ринулось за израильтянами в море. Не спасся никто.

29 Но израильтяне перешли через море, как по суше: одна стена воды стояла у них справа, а другая – слева. 30 В тот день Господь спас Израиль от египтян, и Израиль увидел их мертвыми на берегу. 31 Когда израильтяне увидели великую силу, которой Господь сразил египтян, то их охватил страх перед Господом. Они поверили Ему и Его слуге Моисею.

14:1,2 И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря.
Каждый шаг Израиля совершался под руководством Бога и в согласии с Его разъяснениями.
Все перечисленные города находились к востоку от Рамсеса.

Энциклопедия архимандрита Никифора:
Рамсес - главный город в земле Гесемской в нижнем Египте, от которого и вся земля Гесемская, где жили Евреи, называется Раамсес. Он был пунктом сбора Евреев перед выходом их из Египта, по направлению к Сокхофу, в землю Обетованную.

14:3,4 И скажет фараон о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня. А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я Господь. И сделали так.
О том, что означает ожесточение фараона от Бога - подробнее см. разбор Исх. 4:21.


Ожесточить сердце фараона в данном случае означает "помочь" фараону при помощи определённых действий проявить высшую степень его собственного упрямства и жестокости (довести его до свойственной ему "точки кипения", чтобы полнота его плохих качеств была явлена во всей полноте и мера беззаконий наполнилась). Что и сделал Всевышний: каждое задание Моисея всё более выводило из себя фараона и ослепляло его разум, хотя он имел возможность и не доводить себя до крайней степени ожесточения.

Бог предвидел, что фараон не станет дожидаться возвращения Израиля и погонится за ним. Но Он ничего не сделал и на этот раз для того, чтобы вразумить фараона и остановить его (Бог допустил фараону ожесточиться): фараон был полностью предоставлен сам себе и является примером человека, от которого Бог отвернулся полностью.

Ожесточение фараона давало возможность Богу продолжить проведение суда над оставшимися богами Египта - над теми, кто «отвечает» за ведение успешных войн.
К тому же, события должны были развернуться таким образом, чтобы Израиль после ухода для поклонения Богу не мог вернуться обратно в Египет, как было обещано фараону. Погоня фараона спровоцировала бегство Израиля, так как угрожала жизни всего народа, а его гибель освободила Моисея от обещания вернуться в Египет после временного отсутствия.

14:5 5 И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: что это мы сделали? зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?
Чьи-то предположения о том, что Израиль сбежал - наполнили чашу терпениия фараона и побудили его вернуть своих рабов.

14:6,7 [Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими.
Женевская : Богиня Анат «ведала» боевыми колесницами Египта, а богиня Сехмет «покровительствовала» фараону в походах.

14:8 И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми;
Насколько же надо было быть упрямым, чтобы после всех казней, испытав столько горя и неприятностей от Бога Израиля, всё равно гнаться за Его народом. Инстинкт самосохранения отсутствовал у них напрочь. А во всём жажда наживы виновата: рабов жалко им было отпускать, ради этого рискнули своей жизнью, попробовав в очередной раз состязаться с Иеговой.

сыны же Израилевы шли под рукою высокою. Имеется ввиду - под руководством Бога

14:9-12 И погнались за ними Египтяне … Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу,
Для Израиля ситуация тоже была не пустяковой: ему некуда было бежать. Впереди - море, по бокам - горы, сзади - войско фараона. Обложили его со всех сторон места непроходимые, а Бога в столпе перед ними не было в тот момент. Тупик.
Возникло такое положение вещей, при котором Израильтяне собственными силами спастись никак бы не могли бы: спасти их мог лишь только Бог посредством чуда.
И надеяться они, следовательно, могли только на Бога, а после спасения они не могли сказать, что мы сами спаслись. То есть, израильтяне должны были бы понять, что выбор у них был небольшой: или спасение от Бога или смерть.

Но они смалодушничали снова: доверие к Моисею и своему Богу у всех снова мгновенно исчезло, они забыли о только что проделанных чудесах в Египте и привычно возмутились, сея мятежное настроение в своих рядах:
11 и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?
12 Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.

14:13,14 Потрясает вера Моисея, окрепшая со времени его призвания.
Он не запаниковал и нисколько не поколебался в том, что Бог силён их спасти:
Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте - и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки;
Не их это была война, а Божья. Зная, что сами по себе без помощи Бога - народ не справится с фараоном, Моисей даже и пытаться не стал что-то предпринимать самостоятельно. Представилась ещё одна возможность прославить имя Бога Израиля. Поэтому он объявил, что незачем суетиться, ибо не они, а Бог будет бороться с фараоном:
Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны.

Так и с нами может происходить: когда мы понимаем, что сами не справимся с каким-то проблемным «тупиком», отпускаем этот «тупик» на волю Бога и ожидаем появления правильного решения.

14:15 И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли
И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли
Бог, похоже, считал, что Моисей напрасно вопиёт к Нему: ведь Он и без того всю ситуацию держит под Своим контролем.
Но Моисей, заметим, полностью полагаясь на Бога, всё же при этом не стал дожидаться, когда может быть поздно просить помощи у Бога, а поспешил сделать всё, что зависело лично от него для помощи Израилю.

Так и с нами может происходить: отдавая свои «тупики» на волю Бога, мы при этом и сами должны делать всё возможное, чтобы отыскивать ответы Бога в слове Его: с небес Его совет не прозвучит.

14:16 ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше;
Не Моисей разделил воды моря, а Бог, действующий через Моисея.

14:17,18 Я же ожесточу сердце Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают Египтяне, что Я Господь..
Об ожесточении сердца фараона см. выше -14:3,4.
Переход по дну морскому был запланированным: Израиль должен был просто довериться своему Богу и выполнять Его указания без споров о мнениях. Бог же предвидел ослепление фараона азартом погони и то, что он даже не заметит чуда осушения тропы на дне морском. Если бы фараон заметил, что тропа появилась специально для Израиля, то, может, и смог бы увидеть опасность для себя в стенах морской пучины.

14:19,20 И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их;
20 и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком [для одних] и освещал ночь [для других], и не сблизились одни с другими во всю ночь.
Маневр разделения станов помогал Израилю ясно видеть свой путь, а фараону пробираться на ощупь впотьмах.

14:21,22 И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.
22 И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

Переход израильтян по дну моря - событие, прославившее Бога Иегову по всей земле на все века, ибо об этом не забыли до сих пор.

14:23-25 Неизвестно, на что рассчитывал фараон, решив ринуться в погоне за Израилем - на середину дна морского:
Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.

Естественно, Бог не позволил ему догнать Израиль:
И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом.
Кто-то из войска всё же успел сообразить, что с Богом Израиля - шутки плохи, но было уже поздно: соображать нужно было до того, как Бог уже принял решение сомкнуть воды моря:
И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.

14:26-28 И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря . Последние боги фараона потерпели полное фиаско: не смогли защитить своего поклонника и удержать воды морские до времени, пока он смог бы выбраться на сушу:

И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.

В итоге Израиль был освобождён от обещания фараону уйти на поклонение своему Богу всего лишь на несколько дней: не к кому было возвращаться. И Моисей не солгал фараону, и Израиль успешно вышел из Египетского рабства, и Бог прославил имя Своё на все века и во всех народах земли.

14:29 -31 А сыны Израилевы прошли по суше среди моря … И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян.. И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь … и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его.
Казалось бы, Израиль имел возможность и крепкую руку Бога увидеть, и поверить Ему и тому, что Моисей - это раб Его - гораздо раньше: предыдущие казни в Египте довольно недвусмысленно говорили им об этом.
Однако доверие Богу не рождалось у них в один день и несколько чудес - не впечатляли этот народ: только смерть египтян обратила их внимание на Того, Кто сопровождал их всё это время.

Богу на протяжении всего их пути в землю обетованную не раз приходилось убеждаться в том, что род человеческий - слишком быстро забывчив, невнимателен и неблагодарен по сути своей.
Но на тот момент весь Израиль искренне считал, что их вера Богу своему - не поколеблется отныне и вовеки. От этого и родилась песнь Богу Израиля в этом народе:
Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили….
О содержании песни Моисея - в следующей главе.

Исход: глава 14

И сказал Господь Моисею, говоря:

скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря.

И скажет фараон [народу своему] о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня.

А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают [все] Египтяне, что Я Господь. И сделали так.

И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: что это мы сделали? зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?

[Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою;

и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими.

И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского [и рабов его], и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою.

И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном.

Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу,

и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?

Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.

Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте -- и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки;

Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны.

И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли,

а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше;

Я же ожесточу сердце [фараона и всех] Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его;

и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.

И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их;

и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.

И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.

И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.

И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян;

и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.

И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.

И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря.

И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.

А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону.

И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря.

2. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ЧЕРМНОЕ МОРЕ (ГЛ. 14)

а. Стану Чермногоморя (14:1-4)

Исх. 14:1-4 . Несколько дней израильтяне шли в юго-восточном направлении, и после того, как они остановились ненадолго в Ефаме, Господь повелел Моисею сказать народу, чтобы вернулся назад и расположился станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном (сравните Чис. 33:7). Это города находились на восток от Раамсеса.

Такое изменение маршрута должно было внушить фараону мысль, что израильтяне заблудились. А поскольку Бог ожесточит сердце фараона (толкование на Исх. 4:21), то он предпримет попытку вновь увести народ в рабство, и вот тогда Бог продемонстрирует свою наводящую ужас силу, подвергнув египтян еще одной казни.

Море названо Чермным в 10:19; 13:18; 15:4,22. "Чермное" (в англ. тексте "Красное море", буквальное его название "Папирусное" или "Тростниковое" море). Несколько соображений говорит о том, что оно лежало еще севернее, чем северная оконечность Суэцкого залива (северо-западного "пальца" Чермного моря между Египтом и Синайским полуостровом): 1. В Суэцком заливе не растет тростник. 2. Северная оконечность Суэцкого залива расположена гораздо южнее Пи-Гахирофа и Мигдола. 3. Место, где разбили лагерь израильтяне, болотистое, чего не скажешь о земле, лежащей на запад от Суэцкого залива. 4. От "моря" израильтяне направились на восток или юго-восток, в пустыню Сур (15:22), которая называлась также пустыней Ефам (Чис. 33:8), расположенную в северо-западной части Синайского полуострова. Представляется, таким образом, возможным, что под "морем", которое Господь осушил для израильтян, подразумевалось озеро Балах (карту "Возможный маршрут исхода").

б. Преследование народа египтянами (14:5-9)

Исх. 14:5-9 . Осознав, что для них означал исход евреев ("они больше не будут работать на нас"; сравните 1:14), фараон и его военачальники вознамерились помешать бегству народа. Хотя израильтян-мужчин насчитывалось более 600тысяч, фараона, по-видимому, подогревали их кажущаяся нерешительность и мысль о превосходстве собственного военного мастерства и доблести.

По всей вероятности, фараону тотчас сообщили об уходе израильтян из Раамсеса - в 15-ый день месяца. И то, что немедленной реакции с его стороны не последовало, несомненно объясняется тем, что египтяне были тогда заняты похоронами и оплакиванием своих мертвецов (сравните Чис. 33:3-4), а также и тем, что Моисей постоянно говорил об уходе в пустыню "натри дня пути" (Исх. 3:18; 5:3; 8:27). Позднее, осознав, что израильтяне не на время, а совсем ушли, фараон взял шестьсот колесниц… начальников над всеми ими и все войска свои, и они настигли израильтян у Пи-Гахирофа.

в. Вопли и ропот народа и вера Моисея (14:10-14)

Исх. 14:10-14 . Когда фараон и его войско приблизились, страх поразил израильтян. Они оказались в ловушке: перед ними было Чермное море, а за спиной у них - свирепый враг. В моменты, когда им угрожало насилие или сковывал страх, реакция израильтян, как мы видим это из всей книги Исхода, была, в основном, одной и той же (сравните 5:21). Хотя они и принимались вопить к Господу, в то, что Он может помочь им, они по-настоящему не верили.

И в данном случае, быстро позабыв о своем прошлом опыте, они с горечью стали упрекать Моисея, что обманул их, приведя умирать в пустыню… Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас; мы будем работать на Египтян. Моисей, понимая, что страх лишает их памяти и вызывает озлобление против него, попытался вернуть им уверенность в том, что Господь спасет их, сразившись за них (сравните 15:3; Неем. 4:20), пусть же они не теряют спокойствия. Разве не удивительно, что Божий народ в величайший момент своего освобождения был исполнен недоверия и страха!

г. "Разделение" Чермного моря (14:15-22)

Бог сообщил о Своих намерениях Моисею (стихи 15-18), Ангел Божий защитил израильтян (стихи 19-20), и море стало для них сушей, и они перешли его (стихи 21-22).

Исх. 14:15-18 . Бог сказал Моисею, что чудесным образом переведет народ через море. Моисею лишь нужно было поднять свой жезл и простереть руку над морем: вода расступится, и дно моря сделается сушей. Колесничии же фараона по глупости станут преследовать израильтян в море. И там Бог, как и в случае десяти казней, продемонстрирует Свою силу и славу, уничтожив египетскую армию. И узнают Египтяне, сказал Бог, что Я Господь.

Исх. 14:19-22 . Тогда Ангел Божий (возможно, здесь имела место теофания, т. е. явление Бога в образе Ангела - сравните толкование на Быт. 16:9 - либо это был Ангел-посланник) передвинулся и пошел не впереди израильтян, а позади них, чтобы защитить их от наступавших египтян. Из того, кто вел их, Ангел превратился в того, кто охранял их! На протяжении всей той ночи столп облачный, который тоже переместился в конец стана, чтобы быть между уходившими и их преследователями, навел такую темноту, что наступление египетского войска сделалось невозможным.

В ту ночь Бог совершил и еще одно чудо: Он разделил море (сравните Пс. 73:13) действием сильного восточного ветра и осушил морское дно (сравните Псалмы 65:6; 105:9). Море было достаточно глубоким (сравните Исх. 15:5), чтобы позднее поглотить египтян (14:28). Пока из-за сильнейшего ветра дно моря оставалось сухим, а само море - "разделенным", израильтяне перешли его (сравните стих 16; Пс. 77:13). Образовавшийся "коридор" мог быть достаточно широким, чтобы по нему могли пройти 2 миллиона людей с их стадами и табунами. Воистину чудесный ветер!

Освобождение Богом израильского народа из Египта свидетельствует о милости Того, Кто освобождает Свой народ из любого рабства. Явив свое безмерное могущество, освободил Он Израиля.

д. Уничтожение египетского войска (14:23-31)

Исх. 14:23-28 . В то время, как египтяне преследовали израильтян по сухому дну моря, - было это в утреннюю стражу, т. е. где-то между 3 часами пополуночи и рассветом - Господь замедлил продвижение египтян и поразил их паническим страхом. Согласно Пс. 76:16-19, Бог произвел бурю, молнии, гром и землетрясение. Возможно, от дождя быстро намокло дно моря, из-за чего колеса стали скользить и увязать.

Кроме того, пугающе шумел ветер и в ярости гнал волны друг на друга. Египтяне теперь думали лишь о том, как спастись, сознавая, что Бог евреев (Господь) боролся на стороне Израиля (Исх. 14:14). На рассвете воды моря опять сомкнулись, и египтяне погрузились в пучину морскую. Вода, подобно рушащимся стенам, накрыла египтян, и не осталось ни одного из них.

Исх. 14:29-31 . Свой народ Бог провел по суше, тогда как Египтян утопил в море; тела их, плававшие близ берега, служили мрачным напоминанием о наводящей ужас силе Бога, вершащего суд. В результате израильтяне убоялась… Господа и одновременно прониклись доверием к Нему. Людям свойственно переходить от доверия к жалобам, колебаться между верой и неверием (4:31; 5:21; 14:10-12,31; 15:24; 16:2-4; 17:2-3).