1. Урок по теме:
  2. «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»

Цель урока : изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей.

Задачи урока:

  • образовательная: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы.
  • развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения);
  • воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).

Оборудование : распилы трубчатых костей, микроскоп, готовый микропрепарат «Костная ткань», прокаленная и декальцинированная кости, презентация к уроку, технологические карты учащихся

  1. Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся, мотивация.

3. Объяснение нового материала.

3.1.1. Состав и функции опорно-двигательной системы.

3. 2. Химический состав кости. Демонстрация опыта.

3.3. Строение кости.

3. 3.1. Макроскопическое строение кости.

Работа со спилами.

3.2. Микроскопическое строение кости. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».

4. Закрепление и обобщение пройденного материала.

5. Домашнее задание.

  1. 1. СОСТАВ И ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Учитель. «Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Мы совершаем множество различных движений, перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов. Обеспечивает все это опорно-двигательная система.

8 Показ фильма (1 минута)

Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. Почему? Потому, что в состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, туловища и конечностей образуют скелет (от греч. «скелетон» - «высохший»).

Кости скелета составляют пассивную

Учитель. Ребята, что значит «пассивность»?

Предполагаемый ответ. Отсутствие собственных действий

Учитель. Правильно, кости приводятся в движение не сами по себе, а сокращением, прикрепленным к ним, мышц.

Мышцы составляют активную часть опорно-двигательной системы.

Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определят форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции.

1.Механические функции.

Опорная функция

Учитель. Ребята, что такое опора?

П. О. Поддержка

Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?

П. О. Тело человека

Учитель. Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов. Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Двигательная функция осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.

Защитная функция.

Кости скелета защищают органы от травм. Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» - головной мозг защищен черепом, - спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод и крупные кровеносные сосуды. Органы брюшной полости сзади защищены позвоночником, снизу – тазовыми костями, спереди – мышцами брюшного пресса.

2.Биологические функции.

Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

  1. 2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОСТИ

Учитель. О существовании костей в нашем теле знает каждый. Скрещенные кости и череп – знак, отпугивающий излишне любознательных, использовали пираты. В художественной литературе много черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферу таинственности. Действует скелет и в сказках. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека

Материал

Прочность на сжатие

Прочность на растяжение

Сталь

Фарфор

КОСТЬ

Гранит

Дуб

Бетон

Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших образцами прочности, гранита и бетона.

Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям такие уникальные свойства.

Учитель. Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.

Учитель. Вспомните, какие минеральные элементы входят в состав кости?

П. О. Кальций, фосфор, магний

Учитель. Правильно, состав кости в основном входят соли кальция и фосфора.

Учитель. Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

П. О. Белки, жиры, углеводы.

Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.

Демонстрация опыта

Учитель. Два дня назад я поместила куриную кость в 10% раствор соляной кислоты. Именно куриную кость, т.к. она мельче, чем, например, коровья и на растворение солей, входящих в ее состав, потребуется меньше и кислоты и времени.

Кислоты влияют не только на неорганические, но и на органические соединения, поэтому я выбрала соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие на органические вещества костной ткани было минимальным.

Итак, я извлекаю кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляю остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяю свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

Учитель.

П.О. Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность .

Учитель: Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.

П.О. Их можно сжечь.

Учитель: Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений (опавшие листья, сухие ветки, стебли и пр.) отлично горят. На месте костра всегда остается зола – это минеральные соли (т.е. неорганические вещества), а все органические вещества сгорают.

Кость обуглилась. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.

Учитель. К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?

П. О. Неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость.

Итак, органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Необходимо еще знать пропорции органических и неорганических веществ. Потому что, если в костях будет больше неорганических веществ, то они будут твердыми, но хрупкими. А если будет избыток органических веществ, то гости будут слишком гибкими.

Природа, создавая костный скелет, нашла золотую середину (3:1). Поэтому кости человека достаточно прочны, чтобы выполнять возложенные на них функции.

Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека.

Учитель. Как изменяется химический состав костей с возрастом?

Чтение учебника. Стр. 47, статья «Химический состав костей», третий абзац

П. О. С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

Учитель. Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы? Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

П.О. У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

Учитель. Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. Здоровье – самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду. Установлено, что умеренная нагрузка на кость увеличивает её прочность, поэтому очень важно заниматься физической культурой. Здоровье кости зависит от многих факторов, немаловажное значение имеет сбалансированное питание.

  1. 3. СТРОЕНИЕ КОСТИ
  1. 3.1. МАКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

Учитель. Ребята, перед вами препарат распила натуральной кости. Внимательно рассмотрите препарат, а затем рисунок 18, А и Б (стр. 46). Сравните его с препаратом распила натуральной кости. На препарате найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей .

В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

Кости могут расти в длину и толщину.

В длину они растут за счет деления клеток хряща , расположенных на ее концах

За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы , кости растут
в толщину и зарастают при переломах.

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

В течение жизни человека соотношение плотного и губчатого вещества кости меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, который ведет человек, от его питания, состояния здоровья. Количество плотного вещества у спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни.

  1. 3.2. МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

? Учитель. Ребята, какие группы тканей вы знаете?

П.О. Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.

Учитель. К какой группе относится костная ткань?

П. О. К соединительной

Учитель. Каковы характерные особенности соединительной ткани

П. О. Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани.

Кости скелета человека образованы костной тканью - разновидностью соединительной ткани. Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость проходят многочисленные кровеносные сосуды и нервы.

Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Это межклеточное вещество кости. Наличие межклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.

Ребята, сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу «Микроскопическое строение кости»

  1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
  1. «Микроскопическое строение кости»

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы:

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4.Результаты наблюдений оформите в технологической карте, подписав части рисунка.

Ответьте на вопросы:

1. Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, которые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости? 2. Почему корпус самолета делают из дюралюминиевых трубок, а не из листового проката?

Итак, мы с вами убедились, что кости – прочные и одновременно легкие. Что и позволяет им выполнять в составе скелета опорную, защитную и двигательную функции. Это достигается:

1. За счет химического состава.

2. За счет макростроения.

3. За счет микростроения.

Методическая разработка урока биологии в 10 классе

по теме: «Цитоплазма. Клеточная оболочка».

Лабораторная работа

«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»

Цель урока : рассмотреть основные части клеток – клеточную оболочку и цитоплазму, их строение в связи с выполняемыми функциями.

Задачи: Образовательные: закрепить умение пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты и обнаруживать особенности строения клеток растений

Развивающие : развивать основы творческой деятельности учащихся

Воспитательные : выработать коммуникативные навыки при работе в группе.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук. Таблицы: строение увеличительных приборов, строение растительной клетки.

Структура урока:

1. Организационный момент. 2. Актуализация познавательной деятельности. 3. Изучение нового материала:

Строение цитоплазмы; - строение и функции клеточной оболочки.

4. Закрепление: - лабораторная работа. Приложение №1. Приложение №2. 5.Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация познавательной деятельности .

1. Назовите основные положения клеточной теории. 2. Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов.

3. Изучение нового материала.

Цитоплазма. Полость любой клетки заполнена цитоплазмой, в которой находятся различные органоиды - постоянные компоненты цитоплазмы и включения - временные компоненты клетки. Отделена цитоплазма от окружающей среды плазматической мембраной (плазмалеммой). Все пространство между органеллами заполнено коллоидной системой гиалоплазмой (цитозоль) - основным веществом цитоплазмы. В ней протекают все процессы обмена веществ, она обеспечивает взаимосвязь ядра и всех органоидов. Различают две формы гиалоплазмы: золь - жидкая часть и гель – густая. Химический состав цитоплазмы разнообразен. Ее основу составляет вода (60-90% всей массы цитоплазмы). В состав цитоплазмы входят белки, могут входить жиры и жироподобные вещества, другие органические и неорганические вещества. Цитоплазма имеет щелочную реакцию. Характерная особенность цитоплазмы - постоянное движение (циклоз). Если это движение прекращается, то клетка гибнет.

Клеточная оболочка. К цитоплазме прилегает плазматическая мембрана, а на ее поверхности образуется наружный слой. У животных он называется гликокаликсом (образован гликопротеинами, гликолипидами). У растений и грибов это клеточная стенка, образованная волокнами клетчатки (растения), и хитином (грибы). Клеточная мембрана представляет собой двойной слой (бислой) липидов, большинство из которых представляет собой сложные липиды - фосфолипиды. Молекулы липидов имеют гидрофильную («головка») и гидрофобную («хвост») часть. При образовании мембран гидрофобные участки молекул оказываются, обращены внутрь клетки, а гидрофильные - наружу. Белки пронизывают всю толщину мембраны, образуя поры, через которые проходят водорастворимые вещества. Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью. Они хорошо проницаемы для одних веществ и плохо (или совсем не проницаемы) для других. Диффузия (вещества всегда перемещаются из области с более высокой концентрацией в область с более низкой)– это пассивный транспорт веществ. Активный транспорт осуществляют белки-переносчики, для этого необходима энергия АТФ. Так же через мембрану осуществляется транспорт крупных частиц и макромолекул. Процесс поглощения макромолекул называется эндоцитоз. Фагоцитоз- захват и поглощение крупных частиц (например, фагоцитоз лимфоцитов) и пиноцитоз - процесс захвата и поглощения капелек жидкости с растворенными в ней веществами.

Функции мембран. Они отделяют содержимое клетки от внешней среды. Регулируют обмен веществ между средой и клеткой. На мембранах протекают многие химические реакции в клетках.

Для того чтобы убедиться в полупроницаемости плазматической мембраны, проведем лабораторную работу.

4. Закрепление . Выполнение лабораторной работы.

Лабораторная работа № 2

“Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука”

Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.

Задание к лабораторной работе:

  1. Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 3-4 клетки увиденного;
  2. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
  3. Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
  4. Нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая раствор соли.
  5. В течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
  6. Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

На дом. Письменно: 1. Какие функции наружной клеточной мембраны установлены при наблюдении плазмолиза и деплазмолиза? 2. Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза. 3. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор, диффузия, фагоцитоз, пиноцитоз. 5. Домашнее задание . Изучить § 8. Учебник «Общая биология» под редакцией 10-11. Д.К.Беляева». Ответить письменно на вопросы лабораторной работы.

6. Литература:

Уроки биологии в 10-11 классах. Пименов А.В. Учебник «Общая биология» под редакцией 10-11. Д.К.Беляева». «Биологический энциклопедический словарь» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986. Ресурсы интернета: http://ariom.ru/forum/viewtopic.php?p=1116177 http://www.bsu.ru/content/hecadem/bahanova_mv/cl_718/files/mzip_618_14700/index.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/4301/ - ПЛАЗМОЛИЗ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

г. Старый Оскол 2011 г. Тема по химии: Фосфор

Фосфор: строение и свойства

Строение атома фосфора

Наиболее распространённые модификации: красный и белый (жёлтый)

Кристаллические решётки Рис. 1 Строение белого и красного фосфора Рис. 2 Строение фиолетового (1) и чёрного (2,3 – разные проекции) фосфора

Аллотропное видоизменение Строение вещества Свойства вещества Фосфор белый (жёлтый) Имеет молекулярную кристаллическую решетку кубического типа, состоящую из молекул Р4, которые могут свободно вращаться, связаны очень непрочными связями и имеют форму тетраэдра. В чистом виде совершенно бесцветен и прозрачен, продажный продукт окрашен в желтоватый цвет и по внешнему виду похож на воск. На холоду хрупок, мягкий при темп. выше 15 градусов Цельсия, с характерным запахом. Легоплавок и летуч. Очень ядовит. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте. В порошке самовоспламеняется. При темп. 34оС. Поэтому его хранят под водой. Фосфор красный Имеет аморфное строение или атомную кристаллическую решетку, полимерное строение: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи. Несколько отличен «фиолетовый фосфор», состоящий из группировок Р8 и Р9, уложенных в длинные трубчатые структуры с пятиугольным сечением. Порошок красно-бурого цвета (название красный относится сразу к нескольким модификациям, отличающимся по плотности и окраске от оранжевой до тёмнокрасной и даже фиолетовой), не ядовит. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. Не светится в темноте. Загорается лишь при поджигании, а самовоспламеняется при темп. более 200оС Фосфор чёрный Кристаллическая форма. Построен из объёмных шестиугольников с атомами фосфора в вершинах, связанных друг с другом в слои (напоминает графит) Наименее активная форма. Внешне похож на графит. При нагревании без доступа воздуха переходит в пар, из которого конденсируется белый фосфор Сравнение свойств разновидностей фосфора

Итоги торгов Название предприятия Вещество Свойство Применение Спичечная фабрика Красный фосфор Способность воспламеняться при трении Входит в состав смеси, которую наносят на спичку и боковые поверхности спичечного коробка. При трении фосфор воспламеняется, поджигает состав головки, а от него загорается дерево. Завод по производству пироматериалов Белый фосфор Легко загорается, образуя мельчайшие частички Р2О5. Производство дымовых завес, зажигательных и дымовых снарядов, бомб. Завод цветных металлов Красный фосфор Легко вступает в реакции с различными простыми и сложными веществами при нагревании. В производстве сплавов цветных металлов как раскислитель, как легирующая добавка (оловянистая бронза). Производство магнитомягких сплавов и полупроводниковых фосфидов. Завод по производству фосфорной кислоты Белый фосфор Реакционноспособность Производят фосфорную кислоту, минеральные удобрения, полифосфаты натрия (для умягчения воды) и красный фосфор


МБОУ «Крайненская средняя школа»

Урок по биологии

Тема урока

Состав и строение костей

Учитель биологии: Велиляева Н.С

2016г.

Тема урока : Значение опорно-двигательной системы.

Состав и строение костей

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Задачи урока:

Образовательные : Организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для изучения сущности скелета, строения, состава и значение опорно-двигательной системы.

Развивающие: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета; развивать наблюдательность и речь учащихся.

Воспитывающие: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Расширять кругозор учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке.

Оборудование: карточки-задания, учебник, тетрадь, скелет человека и кошки, тесты, препараты костей, карта оценки деятельности.

Методы работы : объяснительно – иллюстративные, словесные, наглядные, работа в группах, моделирование.

УУД : познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Межпредметные связи: связь с химией, анатомией, физиологией, медициной.

Ожидаемые результаты:

Усвоение материала в полном объёме на уроке;

Применение полученных знаний при выполнении практических заданий;

Умение «оперировать» биологическими терминами.

Ход урока

1 Организационный момент.

2 Актуализация знаний в ходе фронтального опроса.

Ребята, я хотела бы начать урок с вопросов, а вы постарайтесь на них ответить.

Что такое ткань?

Какие типы тканей Вы знаете?

Дайте характеристику соединительной ткани и её классификацию

Что такое системы органов?

Какие системы Вам известны?

3 Изучение нового материала.

Эпиграфом нашего урока послужат слова французского философа Вольтера

«Движение – это жизнь»

И это действительно так, человек приспособлен и приговорён природой к движению.

Сложно представить себе жизнь без движения. Люди не могут не двигаться и начинают это делать осознано уже на 2-3 месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

Благодаря какой же системе мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?...............

Правильно, всё это обеспечивает опорно-двигательный аппарат.

Следовательно, какая у нас тема сегодняшнего урока …

ТЕМА ( Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей ).

А теперь давайте постараемся сформулировать цель нашего сегодняшнего урока , исходя из темы:

5. Изучение нового материала

Ребята, Какие органы входят в систему опоры и движения?

(Скелет и мышцы-основная часть, а так же хрящи, суставы, связки )

Какое значение опорно- двигательной системы?

Дети работают у доски (таблица)

    Защитная

    Двигательная

    Регулирует обмен кальция и фосфора

    красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

Скелет человека состоит из четырёх отделов: (дети называют0

    Скелет головы – череп

    Скелет туловища

    Скелет верхних конечностей, пояс верхних конечностей

    Скелет нижних конечностей, пояс нижних конечностей.

Как вы думаете, почему на уроке присутствуют и скелеты животных?

Рассказ учителя

Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, сухой.

В теле взрослого человека более 206-208 костей, а у детей свыше 300.

У человека, массой 70кг средняя масса скелета 8–9кг.

Окостенение скелета заканчивается к 25 годам, поэтому сейчас, пока еще не поздно, следить за своей осанкой, правильной посадкой за партой.

Как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее гранита и бетона.

СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ

Давайте более подробно ознакомимся с этим удивительным органом

(кость-живой орган, он растет, питается, его клетки делятся)

Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические (30%) и неорганические (70%).

Вспомните, какие неорганические вещ. входят в состав кости?

( Кальций, фосфор, магний)

Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

( Белки, жиры, углеводы).

Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.

Демонстрация опыта

Два дня назад мы поместили куриную кость в раствор соляной кислоты.

Итак, извлекаем кость из стакана и проверяем свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

Что придают неорган вещ. костям?

Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.

( Их можно сжечь).Орг.вещ. хорошо горят

Проведение опыта….

Кость стала твердой, но хрупкой. Крошится в руках.

Что придают орган вещ. костям

ВЫВОД (озвучивают дети)

Итак, органические вещества придают кости упругость и эластичность, а неорганические придают костям твердость.

Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Химический состав костей с возростом меняется

Как изменяется химический состав костей с возрастом Вы найдете в учебниках стр 30

Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы?

Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. Здоровье – самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду.

Физ. мин: лобная кость, лопатки, коленный сустав, грудина, височная кость, ключица, лучевая кость, нижнее ребро, бедренная кость, позвоночник, тазовые кости, локтевой сустав, кости стопы

У нас в классе есть два специалиста-археолога, которые без труда могут собрать человеческие кости

МАКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

Ребята, перед вами препарат распила натуральной кости. Внимательно рассмотрите препарат.

Откройте учебник на стр. 31 рис. 35

Сравните рис. с препаратом распила натуральной кости.

На рис., которые я вам выдала, найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

Работа у доски (дети подписывают части кости)

Кости могут расти в длину и толщину.

В длину они растут за счет деления клеток хряща (эпифиз), расположенных на ее концах

За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы (диафиз), кости растут
в толщину

6. Закрепление материала (учащиеся выполняют тесты)

Ребята, я Вам предлагаю выполнить тесты устно

1. Скелет человека состоит из отделов:

А скелета головы

Б скелета туловища

В скелета конечностей

Г верны все ответы

2. Кости состоят из ткани:

А эпителиальной

Б мышечной

В нервной

Г соединительной

3. Мышцы и кости составляют систему органов:

А Опорно-двигательную

Б Нервную

В Пищеварительную

Г Половую

4. Кости в толщину растут за счет….

    Каков химический состав костей? (органические и неорганические вещества).

    В каком возрасте завершается формирование костей

    С помощью какого опыта можно доказать, что неорган. вещ. придают костям твердость

    Что такое сустав

    Сколь процентов орг. вещ содержится в костях

А 70%

Б 30%

В 2,4%

Г в костях орг.вещ не содержатся

10 Что такое осанка

11Самой сильной костью в организме человека являются:

А нижняя челюсть

Б грудина

В бедренная кость

Г большая берцовая кость

12 Сколько костей насчитывается в организме взрослого человека

А больше 500

Б 350

В 300

Г 206-210

7. Итоги урока (рефлЕксия)

Какие затруднения у вас возникли на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересно?

Чему научились?

- Запомнил…

Учащиеся Оцени свою работу, выставляют себе оценки

-Какое у вас настроение после урока

После перелома человеку приходится длительное время носить гипсовую повязку, чтобы образовалась костная мозоль и отломки срослись друг с другом. Часто это приносит массу неудобств, вследствие длительного обездвиживания в поврежденной конечности возникает венозный застой, развивается атрофия мышц. На сегодняшний день в медицине применяются препараты для ускорения сращивания костей, которые улучшают кровообращение, способствуют восстановлению костной ткани. Регулярное применение данных средств позволяет сократить период реабилитации, в кратчайшие сроки вернуться к обычной жизни.

После перелома организму требуется длительное время, чтобы срослись костные отломки и мышцы, восстановилась иннервация и кровообращение. У одних людей процесс регенерации не занимает много времени, другим может потребоваться больше полугода, чтобы полностью восстановить функции конечности. Все зависит не только от локализации перелома, но и от возраста, наличия хронических заболеваний.

На длительность периода реабилитации влияют следующие факторы:

  • диаметр поврежденной кости и тип перелома. Травмы кисти, предплечья или стопы без смещения заживают довольно быстро. При переломах таза, плечевой или бедренной кости пациент должен находиться в гипсе несколько месяцев;
  • время оказания первой медицинской помощи. Чем раньше было произведено обезболивание, фиксация конечности, тем более благоприятный прогноз;
  • риск осложнений существенно уменьшается, если репозиция отломков с последующей фиксацией выполнена в первые сутки после перелома;
  • возраст пациента. У пожилых людей ухудшается кровообращение, нарушается минеральный обмен, вследствие чего кальций полностью не усваивается. Потому процесс регенерации костной ткани занимает намного больше времени, чем у молодых людей;
  • общее состояние пациента. Сахарный диабет, опухолевые поражения костей, авитаминоз, проблемы со щитовидной железой – это неполный перечень заболеваний, при которых период реабилитации может увеличиваться в несколько раз.

Как ускорить процесс срастания костей?

Чтобы как можно быстрее восстановить функции поврежденной кости, необходимо придерживаться всех рекомендаций врача. Выполнять физические упражнения, массаж, принимать препараты без консультации травматолога запрещено. Это может привести к повторному смещению отломков, неправильному сращению костей.

Основные правила успешной реабилитации:

  • полноценное питание, обогащенное белком, кальцийсодержащими продуктами. В рационе должно быть достаточное количество свежих овощей и фруктов, также обязательно нужно употреблять творог, сыр, яйца, рыбу и мясо;
  • умеренная физическая нагрузка показана после образования костной мозоли, только через несколько недель врач может разрешить выполнять упражнения;
  • массаж показан после снятия гипса. Регулярные сеансы помогут улучшить кровоток, уменьшить венозный и лимфатический застой;
  • лекарства при переломах для быстрого срастания костей назначаются доктором по строгим показаниям. Это могут быть препараты кальция, витамины или хондропротекторы. Только врач может подобрать наиболее эффективную группу препаратов, дозу и кратность приема.

Препараты кальция

На сегодняшний день на фармакологическом рынке существует много лекарств, в состав которых входит кальций. Казалось бы, этот микроэлемент – важная составляющая часть костной ткани, прием кальция при переломе принесет пользу, и чем больше доза, тем лучше для человека. Но не все так просто. Во-первых, в некоторых препаратах кальций находится в форме, которая плохо усваивается организмом. Во-вторых, необходимо точно соблюдать дозировку, периодически проверять уровень данного микроэлемента в крови. Ведь избыток кальция приводит к проблемам с сердечно-сосудистой системой, способствует образованию камней в почках и желчном пузыре. Потому к выбору лекарства необходимо подходить с особым вниманием.

Выделяют несколько групп кальцийсодержащих препаратов:

  • монокомпонентные средства;
  • в состав комбинированных препаратов входит витамин Д3, магний и фосфор. Эти компоненты улучшают биодоступность кальция, он легче усваивается организмом;
  • витаминные комплексы с кальцием.

Препарат является монокомпонентным, используется для сращивания костей при переломах. Выпускается в форме таблеток и ампул для инъекций.

Особенности применения:

  • таблетку нужно принимать перед едой. Кратность приема и дозу должен определить врач. В большинстве случаев препарат назначается 3 раза в день. Максимальная суточная доза для взрослых – 9г;
  • кальция глюконат в условиях стационара может вводиться внутримышечно и внутривенно;
  • для лучшего усвоения рекомендовано дополнительно принимать витамин Д3;
  • во время беременности и кормления грудью препарат назначается, если польза от применения намного выше, чем возможный риск. В таком случае необходимо контролировать уровень кальция в крови.

Обратите внимание! Кальцийсодержащие таблетки лучше запивать чистой водой. Кофе, чай ухудшают всасывание действующего вещества.

Среди побочных действий наиболее часто встречаются запор, тошнота, рвота, дискомфорт в желудке. При увеличении дозы могут развиться симптомы гиперкальциемии: сонливость, слабость, раздражительность, боль в животе, рвота, нарушение ритма сердца, повышение артериального давления, боль в мышцах.

Принимать препараты содержащие кальций для сращивания костей при переломах можно только после консультации врача или внимательно прочитав инструкцию. Существуют серьезные противопоказания к назначению этой группы лекарств:

  • непереносимость компонентов препарата;
  • склонность к образованию тромбов или выраженный атеросклероз;
  • повышенная концентрация кальция в организме;
  • почечная или печеночная недостаточность.
  • наличие камней в почках.

В состав данного препарата входят не только кальций, но и витамин Д3, магний, цинк, медь и другие микроэлементы. Такая комбинация улучшает всасывание компонентов в кишечнике, помогает усвоиться кальцию в организме.

Особенности применения:

  • лекарство выпускается в таблетках. Дозу и кратность приема назначает врач. Взрослым рекомендовано принимать по 1 таблетке утром и вечером, для детей достаточно 1 таблетки в сутки;
  • Обратите внимание! В состав препарата входит витамин Д3, потому дополнительно его принимать не нужно, это может привести к передозировке;
  • к основным противопоказаниям относится гиперкальциемия, аллергия на компоненты препарата, наличие камней в почках, повышенный риск образования тромбов;
  • если после приема препарата возникла тошнота, рвота, головокружение, неприятные ощущения в области сердца, необходимо обратиться к врачу;
  • кальцемин разрешено принимать беременным женщинам под контролем врача.

Кальций-Д3 Никомед назначается при переломах для быстрого срастания костей. Благодаря тому, что в состав входит кальций и витамин Д3, препарат хорошо всасывается в желудочно-кишечном тракте, равномерно распределяется в организме. Прием данного средства позволяет ускорить регенерацию костей, восполнить дефицит микроэлементов.

Особые указания:

  • лекарство выпускается в виде жевательных таблеток с апельсиновым или мятным вкусом, что особенно нравится детям;
  • кратность и длительность приема назначается врачом, зависит от тяжести состояния пациента, возрастных особенностей. Средняя доза – 2-3 таблетки в сутки;
  • существенным преимуществом является то, что препарат можно принимать вне зависимости от еды;
  • побочные явления почти отсутствуют. Кальций-Д3 Никомед хорошо переносится пациентами, отзывы о препарате положительные;
  • во время беременности и периода лактации средство назначается врачом по строгим показаниям с последующим контролем кальция в крови.

Лекарство запрещено принимать в следующих случаях:

  • при повышенном уровне кальция или витамина Д3 в организме;
  • с осторожностью назначается больным фенилкетонурией;
  • аллергическая реакция на компоненты препарата – абсолютное противопоказание;
  • при выраженой почечной недостаточности или саркоидозе от применения препарата лучше отказаться.

Остеогенон является одним из наиболее эффективных препаратов при переломе костей. В его состав входят кальций и фосфор, коллаген, а также неколагенновые пептиды. Основное преимущество данного средства – кальций доставляется непосредственно в кости, восполняя его дефицит, не откладывается в почках, не обостряет мочекаменную болезнь.

Благодаря специальной структуре высвобождение микроэлементов происходит постепенно. Как результат — риск возникновения гиперкальциемии, аритмий минимальный.

Основные свойства Остеогена:

  • регуляция обмена кальция и фосфора;
  • стимуляция остеобластов – предшественников костной ткани;
  • угнетение активности остеокластов, таким образом, в кости преобладают процессы образования новых клеток;
  • коллаген и неколагеновые пептиды ускоряют процесс регенерации;
  • остеогенон способствует образованию минерального каркаса кости: кальций накапливается в поврежденном участке, делает ткань более плотной.

Для достижения результата препарат необходимо принимать длительно, в среднем – 3-5 месяцев. Суточную дозу и кратность приема определяет врач. Таблетки при переломе костей рекомендовано принимать 2 раза в день.

Остеогенон хорошо переносится пациентами, он противопоказан в следующих случаях:

  • при непереносимости одного из компонентов препарата;
  • в детском возрасте;
  • при повышенном уровне кальция в организме.

Препараты для быстрого срастания костей при переломе должны назначаться врачом. Даже перед покупкой витаминов или хондропротекторов необходима консультация специалиста.

Хондроитин предотвращает дальнейшее разрушение хрящевой ткани, особенно эффективен при внутрисуставных переломах. Активные компоненты способствуют образованию коллагена, гиалурона. Регулярное применение средства позволяет восстановить обмен кальция и фосфора, ускорить процесс заживления кости.

Препарат имеет несколько форм выпуска:

  • капсулы. Принимать лекарство нужно длительно, эффект наступает через 2-3 месяца после начала приема. Рекомендованная доза для взрослых – 1 капсула 2 раза в день (интенсивная фаза длится 1 месяц), далее переходят на поддерживающую дозу – 1 капсула в сутки. Хондроитин принимается за 20 минут до еды;
  • при необходимости врач может назначить внутримышечные инъекции. Уколы делаются через день, курс лечения в среднем составляет 2 месяца;
  • гель. Небольшое количество препарата необходимо нанести на кожу в месте перелома, немного втереть. Процедуру рекомендовано повторять ежедневно на протяжении 2-3 месяцев.

Терафлекс

Данный препарат является аналогом Хондроитина, относится к группе хондропротекторов. Терафлекс – эффективное лекарство при переломах, способствует восстановлению соединительной ткани, предотвращает ее дальнейшее разрушение. Также активные компоненты препарата уменьшают болевой синдром и воспалительную реакцию в месте повреждения.

Противопоказания:

  • беременность, лактация;
  • фенилкетонурия;
  • аллергия на любой из компонентов препарата.

Восстановление целостности костей – сложная задача. Реабилитация в большинстве случаев занимает несколько месяцев. Чтобы ускорить этот процесс, врачи предпочитают комплексное лечение: кальцийсодержащие таблетки после перелома костей, хондропротекторы, нестероидные противовоспалительные средства, занятия лечебной физкультурой и правильное питание. Также в период реабилитации широко используются мумие и физиопроцедуры.

Тема урока «Значение опорно­ двигательной системы. Состав и строение костей.»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и
заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: Организовать индивидуальную и групповую познавательную деятельность учащихся на уроке для
изучения сущности скелета, строения, состава костей.
Развивающие: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся,
развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Учить устанавливать взаимосвязь между
строением и функциями костей; развивать наблюдательность и речь учащихся.
Воспитывающие: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения,
интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Расширять кругозор
учащихся; воспитывать культуру поведения на уроке.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, микроскоп,микропрепараты карточки­задания, презентация к уроку,
учебник, тетрадь,
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в парах,
Личностные УУД
повторение материала и оценка знаний по теме;
1.
2. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3. развитие познавательного интереса:
Познавательные УУД

1. формирование умений выявлять межпредметные взаимосвязи костной и мышечной систем органов и анатомии с
другими предметами школьного цикла;
2. формирование умения проводить логические действия (синтез, анализ);
3. формирование умения творчески мыслить:
Регулятивные УУД
1. формирование умения осуществлять личностную рефлексию
2. формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности:
Коммуникативные УУД
1. формирование умения работать в парах;
2. формирование умения четко формулировать свою мысль;
Педагогические технологии:
­ личностно – ориентированного обучения;
­ объяснительно – иллюстративного обучения;
­ словесной продуктивной и творческой деятельности;
­ проблемное обучение
Межпредметные связи: связь с химией, медициной.
Ожидаемые результаты:
­усвоение материала в полном объёме на уроке;
­ применение полученных знаний при выполнении практических заданий;
­умение «оперировать» биологическими терминами.
1
2
Этапы урока
Организационный
момент
Деятельность учителя
Приветствие учеников. Организовать контроль начала
работы, обеспечить интеллектуальный и
эмоциональный настрой учеников на урок.
Деятельность учащихся
Стоя приветствовать учителя. Настроиться
на восприятие материала урока.
Актуализация
знаний
Учитель задаёт вопросы.
Предложить учащимся вспомнить все системы
Отвечают на вопросы учителя.

органов.
Виды тканей.
Что относится с соединительной ткани
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Слайд1
Чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслажденье.
Залогом жизни нашей
Является движение!
­ Как вы понимаете эти слова?
Ребята отвечают на вопросы
(Чем больше в жизни двигаемся, тем дольше
живем).

­ Благодаря чему мы перемещаемся в пространстве.
бегаем, прыгаем, совершаем каждый день многие
тысячи разнообразных движений?
­Движение тела происходит за счёт какой системы?

­А что составляет опорно­двигательную систему,
Что же относится к этой системе.
О чем же будем говорить?
Слайд2
Запишем тему урока
Записывают тему урока
Постановка цели
и задач урока.
В 17 веке на острове Окинава были разработаны

приемы японского карате. Завоевав остров, японцы
отобрали у местных жителей все в иды оружия,
запретили его производство и импорт. Чтобы защитить
себя, окинавцы разработали систему приемов борьбы с
помощью пустой (кара) руки (те). Методы карате
значительно отличаются от приемов других видов
самообороны без оружия. Каратист концентрирует
свой удар на очень малом участке, не делая при этом
длинных махов руками. Каратист может в течение
нескольких миллисекунд передавать в ударе мощность
в несколько киловатт и легко разбивать такие прочные
предметы, как дубовые или бетонные бруски.
­ Как может голая рука производить столь
разрушительные действия, оставаясь при этом
невредимой?
Пытаются ответить на вопрос
Выявление места
и причины
затруднения
Что для этого нужно знать Какую цель поставим?
Определяют цель урока.
Слайд3 Цель урока
Слайд4
1.Схема опорно­двигательная система: скелет­210
костей, мышцы­600, связочный аппарат
­Сколько у человека костей? Врачеватели Тибета
насчитывали 360. Викинги­219 Точное количество
считают 208­210.Это зависит от индивидуальных
особенностей. У некоторых отсутствуют мелкие кости,
у других срастаются.
Отвечают на вопросы

Слайд5
2.Функции опорно­двигательной системы.
Работа по учебнику стр.64 Записать кластер
(Работа в парах) записывают кластер
Строение костей читают и записывают
кластер
Отвечают на вопросы.
Слайд6
3.Химический состав костей
Старославянское слово «кощь» («кошть») означает
«сухой». От него произошло слово «кость» и название
персонажа русских сказок ­ Кощей Бессмертный.
Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго
сохраняется в земле тысячелетиями, почти не
изменяясь.
Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной
ткани «как строительного материала» скелета человека
Материал
Сталь
552
Фарфор
250
170
КОСТЬ
Гранит
145
Дуб
59
Бетон
21
Вывод: кость по прочности уступает только твёрдым
сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших
образцами прочности, гранита и бетона.
Реализация
построенного
проекта.
Прочность на сжатие Прочность на растяжение
Работают в парах
Сравнивают таблицу и делают выводы
­Теперь попробуйте ответить на вопрос:Как может
голая рука производить столь разрушительные
Причиной высокой прочности костей

действия, оставаясь при этом невредимой
является её химический состав.
Какие вещества входят в состав кости?
Демонстрация опыта кость в соляной кислоте
Вывод: органические вещества придают эластичностьи
упругость.

Демонстрация жженая кости
Вывод: . Неорганические (нерастворимые соли кальция
и магния) придают кости твердость
Ситуация: В травмпункт местной больницы доставили
двух пострадавших: это родственники, причём один из
них отводил второго в детский сад. Оба
поскользнувшись, упали и получили – один перелом
предплечья, другой трещину голени. Как вы думаете,
кто эти пострадавшие и как вы аргументируете своё
решение?
Меняется ли состав кости с возрастом? Приведите
примеры
. Почему у детей часто встречаются искривления
костей, а у пожилых людей переломы? Почему в
вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?
Физкультминутка
Теперь проведем профилактику опорно­ двигательной
Дем опыта
Отвечают на вопросы
Обсуждают ситуацию.
Физкультминутка

системе
Слайд 7
3.Строение кости
Сопоставьте следующие факты:
1.Бедро выдерживает вертикально груз1500кг.
2Большая берцовая кость­1650кг.
3.Плечевая­850кг, коленная чашечка­ 600кг.
4.Предел прочности ребер на излом у молодых
колеблется от 85до 110 кг.
5.Кость тверже кирпича в 30 раз. Гранита­в 2,5
раза.Она прочнее дуба и почти также прочна.как
чугун.
Средняя масса скелета человека массой 70 кг.равна8­
9кг.
­ Чем объяснить высокую прочность скелета при
относительной его легкости?
Слайд8,9
Ребята, перед вами препарат распила натуральной
кости. Внимательно рассмотрите препарат, а затем
текст учебника
стр.67 прочитайте и заполните
рисунок
За счет чего кости растут?
Кости растут в длину и толщину (хрящ и надкостница)
Значение костного мозга.­ кровотворный орган
Ребята сопоставляют факты.
Отвечают на вопрос.
Работают с распилами костей, сравнивают с
рисунком.(Работа в парах)
Кости растут в длину и толщину (хрящ и
надкостница)
Показывают по таблице Наружное строение
костей.

Слайд10
Объяснение строение микроскопическое строение
кости

Слайд11
Остеобласты, остеокласты­ препятствуют росту
Лабораторная работа Микроскопическое строение
кости
Стр.69 инструктивная карта.
Из каждой колонны выберите по одному
соответствующему ответу, начиная с первого
Закрепление
урока.
1.Нормальная кость
2.Декальцинированная
кость
3.Прокаленная кость
Д/З
1ВD, 2БS, 3АC
А.Без
минеральных
веществ
Б.Без
органических
веществ
В.Органические
+ минеральные
вещества
С.Хрупка
D.Твердая
, прочная,
упругая
S.Мягкая,
упругая
Работа с текстом стр.67­68
Выполняют лабораторную работу
Работают по таблице Оценивают работу

Урок по теме:

«Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»

Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей.

Задачи урока:

  • образовательная: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы.
  • развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения);
  • воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).

Оборудование : распилы трубчатых костей, микроскоп, готовый микропрепарат «Костная ткань», прокаленная и декальцинированная кости, презентация к уроку, технологические карты учащихся

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся, мотивация.

3. Объяснение нового материала.

3.1.1. Состав и функции опорно-двигательной системы.

3. 2. Химический состав кости. Демонстрация опыта.

3.3. Строение кости.

3. 3.1. Макроскопическое строение кости.

Работа со спилами.

3. 3.2. Микроскопическое строение кости. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».

4. Закрепление и обобщение пройденного материала.

5. Домашнее задание.

1. СОСТАВ И ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Учитель. «Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Мы совершаем множество различных движений, перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов. Обеспечивает все это опорно-двигательная система.

8 Показ фильма (1 минута)

Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. Почему? Потому, что в состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, туловища и конечностей образуют скелет (от греч. «скелетон» - «высохший»).

Кости скелета составляют пассивную

?Учитель . Ребята, что значит «пассивность»?

Предполагаемый ответ . Отсутствие собственных действий

Учитель. Правильно, кости приводятся в движение не сами по себе, а сокращением, прикрепленным к ним, мышц.

Мышцы составляют активную часть опорно-двигательной системы.

Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определят форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции.

1.Механические функции.

Опорная функция

? Учитель . Ребята, что такое опора?

П. О. Поддержка

Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?

П. О. Тело человека

Учитель. Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов. Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Двигательная функция осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.

Защитная функция.

Кости скелета защищают органы от травм. Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» - головной мозг защищен черепом, - спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод и крупные кровеносные сосуды. Органы брюшной полости сзади защищены позвоночником, снизу – тазовыми костями, спереди – мышцами брюшного пресса.

2.Биологические функции.

Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОСТИ

Учитель. О существовании костей в нашем теле знает каждый. Скрещенные кости и череп – знак, отпугивающий излишне любознательных, использовали пираты. В художественной литературе много черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферу таинственности. Действует скелет и в сказках. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека

Материал

Прочность на сжатие

Прочность на растяжение

Сталь

Фарфор

КОСТЬ

Гранит

Бетон

Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших образцами прочности, гранита и бетона.

Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям такие уникальные свойства.

Учитель. Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.

? Учитель . Вспомните, какие минеральные элементы входят в состав кости?

П. О. Кальций, фосфор, магний

Учитель. Правильно, состав кости в основном входят соли кальция и фосфора.

Учитель. Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

П. О. Белки, жиры, углеводы.

Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.

3. СТРОЕНИЕ КОСТИ

3.1. МАКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

Учитель. Ребята, перед вами препарат распила натуральной кости. Внимательно рассмотрите препарат, а затем рисунок 18, А и Б (стр. 46). Сравните его с препаратом распила натуральной кости. На препарате найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей .

В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

Кости могут расти в длину и толщину.

В длину они растут за счет деления клеток хряща , расположенных на ее концах

За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы , кости растут
в толщину и зарастают при переломах.

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

В течение жизни человека соотношение плотного и губчатого вещества кости меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, который ведет человек, от его питания, состояния здоровья. Количество плотного вещества у спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни.

3.2. МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

? Учитель . Ребята, какие группы тканей вы знаете?

П.О. Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.

Учитель . К какой группе относится костная ткань?

П. О. К соединительной

Учитель . Каковы характерные особенности соединительной ткани

П. О. Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани.

Кости скелета человека образованы костной тканью - разновидностью соединительной ткани. Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость проходят многочисленные кровеносные сосуды и нервы.

Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Это межклеточное вещество кости. Наличие межклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.

Ребята, сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу «Микроскопическое строение кости»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«Микроскопическое строение кости»

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы:

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4.Результаты наблюдений оформите в технологической карте, подписав части рисунка.

Ответьте на вопросы:

1. Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, ко­торые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости? 2. Почему корпус самолета делают из дюралюминиевых трубок, а не из листо­вого проката?

Итак, мы с вами убедились, что кости – прочные и одновременно легкие. Что и позволяет им выполнять в составе скелета опорную, защитную и двигательную функции. Это достигается:

1. За счет химического состава.

2. За счет макростроения.

3. За счет микростроения.