Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.

Стихотворение “С добрым утром!” , написанное в 1914 году, позволяет в полной мере судить о поэтическом таланте Есенина и его трепетному отношению к родине. Небольшая поэтическая зарисовка,

В которой рассказывается о том, как пробуждается мир под первыми лучами ласкового летнего солнышка, наполнена лиризмом и удивительными по красоте метафорами.

Так, в каждой строфе стихотворения присутствует свойственная Есенину образность. Поэт осознано наделяет неодушевленные предметы качествами и способностями, которые присущи живым людям. Утро начинается с того, что “задремали звезды золотые”, уступив место дневному светилу. После этого “задрожало зеркало затона”, на поверхность которого опустились первые солнечные лучи. Дневной свет у Есенина ассоциируется с природным источником

Жизни, который дарит тепло и “румянит” небосклон. Восход солнца автор описывает так, словно бы это привычное природное явление представляет собой некое чудо, под воздействием которого весь окружающий мир преображается до неузнаваемости.

Особое место в творчестве Сергея Есенина занимает образ русской березы, которая выступает в различных ипостасях. Однако чаще всего поэт приписывает ей черты юной хрупкой девушки. В стихотворении “С добрым утром!” именно березы являются одним из ключевых персонажей, “оживших” по воле автора. Под воздействием теплых солнечных лучей они “улыбнулись” и “растрепали шелковые косы”. То есть, поэт умышленно формирует у читателей привлекательный женский образ, дополняя его “зелеными сережками” и каплями росы, сверкающими, словно бриллианты.

Обладая ярким поэтическим талантом, Сергей Есенин без особого труда совмещает в своих произведениях волшебство русской природы и вполне обыденные, повседневные вещи. К примеру, в стихотворении “С добрым утром!” на фоне ожившей заводи и девушки-березки автор описывает обычный деревенский плетень с зарослями крапивы. Однако даже это колючее растение, которое у Есенина также ассоциируется с барышней, поэт наделяет первозданной красотой, отмечая, что крапива “обрядилась ярким перламутром”. И этот необыкновенный наряд словно бы преобразил жгучую красавицу, превратив ее из злобной и сварливой фурии и светскую кокетку, которая желает случайным прохожим доброго утра.

В итоге данное произведение, состоящее всего из трех коротких четверосиший, очень точно и полно воспроизводит картину пробуждения природы и создает удивительную атмосферу радости и умиротворения. Словно романтичный художник, Есенин наделяет каждую строчку богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и запах, вкус, чувства. Автор умышленно оставил “за кадром” многие нюансы и не рассказал о том, каким будет предстоящий день, и что именно он принесет. Потому как подобное повествование наверняка разрушило бы тонкое очарование того мгновения, которое отделяет ночь ото дня и именуется утром. Но при всем этом стихотворение выглядит вполне полноценным произведением, логическим завершением которого является пожелание “С добрым утром!”, адресованное всем тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет в деревне, и может по достоинству оценить момент пробуждения природы, волнующий и великолепный.

(No Ratings Yet)



  1. Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего...
  2. Стихотворение “Памяти Сергея Есенина” было написано Ахматовой в 1925 году, а опубликовано лишь в 1968 год уже после ее смерти. Это скорбящее стихотворение о трагической судьбе поэта. “Бездумно и безбольно...
  3. В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где...
  4. Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени...
  5. Стихотворение “Весна на радость не похожа…” , датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в благотворительном сборнике “Пряник осиротевшим детям”, редактированием которого занимался писатель...
  6. Ранние Произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с...
  7. Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине – селу Константиново. Есенину...
  8. Ранний период творчества Сергея Есенина связан с пейзажной лирикой, которая впоследствии принесла поэту популярность. Однако мало кто знает о том, что этот автор любил наблюдать не только за природой, но...
  9. Что значит быть добрым Мы часто употребляем слово “добрый” по отношению к людям и их поступкам. Но что значит быть добрым человеком? Я серьезно задумывался над этим и пришел к...
  10. Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был...
  11. Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием “Поет зима – аукает…” , было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его...
  12. Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале “Мирок” были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся...
  13. С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село...
  14. У многих русских поэтов Октябрьская революция вызывала весьма противоречивые чувства. Но одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой жизни и найти в ней положительные моменты, а другие поспешили...
  15. В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное...
  16. Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно...
  17. Стихотворение “Собаке Качалова” , написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные...
  18. В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока...
  19. Пейзажная Лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение “Клен ты мой опавший, клен заледенелый…” , созданное в...
  20. Сергей Есенин очень болезненно переживал период своего становления и взросления, считая зрелость синонимом приближающейся старости. Его беспокоило не столько физическое состояние, хотя постоянные запои далеко не самым лучшим образом сказались...
  21. У Сергея Есенина достаточно много любовных стихов, которые он посвящал различным женщинам. Однако не секрет, что в личной жизни поэт не был счастлив. Все три его брака закончились полным крахом...
  22. Сергей Есенин, как и многие поэты начала 20 века, с воодушевлением воспринял октябрьскую революцию. В отличие от Маяковского Он не высмеивал недостатки советского общества и не ужасался, как Блок, той...
  23. Не секрет, что поэт Сергей Есенин был человеком влюбчивым и достаточно импульсивным. До сих пор ходят споры о том, скольким женщинам за свою недолгую жизнь он успел вскружить голову, и...
  24. С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение “Упоенье... “Письмо матери” очень хорошее и трогательное стихотворение. На мой взгляд, оно является практически пророческим. Сейчас я поясню, почему я так думаю. Стихотворение написано в 1924 году, лишь за год до...
  25. Сергей Есенин был трижды официально женат, и каждый его брак, по признанию поэта, оказался неудачным. Тем не менее, своим любимым женщинам он посвятил множество восхитительных, нежных и страстных стихов. Среди...
Анализ стихотворения Есенина “С добрым утром!

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "С добрым утром"

Пейзажная лирика в творчестве Есенина передана автором с большой трепетностью и чувственностью. Вместе со стихотворением «С добрым утром», где бы мы не находились, какая бы погода не была за окном, мысленно обязательно перемещаемся в уголок природы, окруженный березами и крапивником, которые только отошли от сна.

После прочтения стихотворения душа чувствует летний рассвет, когда вместе с природой просыпается все живое. А лето - это, пожалуй, самая яркая и самая увлекательная пора. Такое чувство, что радость крепчающих с каждым днем березок, чувствуется в каждом листочке, в каждом прутике. Тем более, что в лирике Есенина, каждое природное создание, каждое существо - живое. Читая строки поэта, будто видишь, как улыбается береза, открывает глаза после сна крапива, как каждый росточек будто вытягивается под лучами летнего солнца.

«Звезды золотые» сменились ласковым солнышком. Настала его пора. Его первые лучи, появляясь на восходе, окрасили небо в румяный цвет. Это предвестие ясного летнего дня, который принесет теплую погоду, благодатные лучи, так необходимые всем растениям.

Образу березы в творчестве Есенина вообще, надо сказать, уделено множество внимания. Ведь именно эти деревья ассоциируются у поэта с Родиной. В любом стихотворении береза - это своеобразная девчушка-веселушка, с сережками и длинными кудрявыми косами. Капельки росы дополняют этот озорной образ, как жемчужные и изумрудные украшения.

Представляешь сразу деревенский «плетень», около которого растет крапива. Самым интересным и необычным в этом стихотворении можно отметить превращение крапивы из, так привычной для нас неприятной, жалящей травы, в кокетливую красавицу, которая «обрядилась ярким перламутром». Кажется, что все вокруг наполнено добродушием, улыбками и радостным ожиданием предстоящего дня.

Стихотворение С. А. Есенина «С добрым утром!» написано предположительно в 1914 году и относится к ранней лирике поэта. По своему настроению оно оптимистичное, жизнеутверждающее, и с этой точки зрения созвучно с общим эмоциональным тоном поэзии Есенина начала 10-х гг. Свою первую книгу, вышедшую в эти годы, поэт назвал «Радуницей». Само ее название отражает радость восприятия, полноту ощущения жизни, характерную для дореволюционных стихотворений молодого автора.

При «до-анализовом» прочтении произведения его, как правило, относят к пейзажной лирике поэта, считая, что основной целью Есенина было изображение утренней пробуждающейся природы и выражение чувства восхищения ее красотой. Однако практика показывает, что достаточно провести анализ хотя бы некоторых языковых уровней текста, чтобы прийти к более глубокому его пониманию, к определению мировоззренческих основ есенинской поэзии.

С первых строк бросается в глаза, что все первые слова начинаются с буквы «з». Последующий фонетический анализ текста позволяет установить, что он богато инструментован. Его ритмомелодика выстроена на двух рядах звуков: с одной стороны, звонкие согласные з, д, б и сонорные р, л, м, н, поддерживаемые ассонансами а, э, о ; с другой – глухие и шипящие с, т, п, ж, ш . Глухие, как нам кажется, призваны передать некоторую «затушеванность», «пастельность» картины утра, ее «туманность», когда природа еще не до конца «проснулась», жизнь в природе проявилась не в полную меру. Но с каждой секундой она все более заявляет о себе, в природе звучат все новые и новые голоса, что и выражено с помощью звонких, сонорных и гласных звуков. Следует подчеркнуть, что два, казалось бы взаимоисключающих, звуковых ряда не диссонируют, а наоборот – создают особую мелодику стихотворения, позволяющую автору выразить мысль о гармонии происходящего в природе. Оба звуковых ряда смыкаются в стержневой строке стихотворения – «С добрым утром!».

В произведении очень много тропов: олицетворений (задремали звезды, улыбнулись березки, растрепали косы, крапива обрядилась, шепчет) ; эпитетов (звезды золотые, сонные березки, шелковые косы, серебряные росы, ярким перламутром, шепчет шаловливо) ; метафор (зеркало затона, сетку небосклона, горят росы, перламутром (жемчуг = капли росы)). Даже слово сережки воспринимается не в значении березовых семян, а как женское украшение, предмет бижутерии и таким образом включается в общий пласт слов с переносным значением. Тропы призваны создать красочность, пластичность картины, передать полноту «живой жизни» в природе. Все явления природы Есениным оживлены, очеловечены, одухотворены.

Полнота жизни в пробуждающейся природе выражена и с помощью стилистических фигур. В стихотворении есть инверсии (звезды золотые, брезжит свет и др.), отражающие необычность, новизну, свежесть происходящего. Много бессоюзных конструкций (Задремали… // Задрожало… // Брезжит…; Улыбнулись… // Растрепали… // Шелестят…). «Сквозным» приемом оказывается синтаксический параллелизм. На протяжении всего стихотворения главенствующее первое место занимает глагол, несущий мысль о движении как жизни (жизнь – форма существования материи).

Однотипно выстроена первая строфа: сказуемое (глагол) – подлежащее (существительное) – второстепенный член. Однотипна с точки зрения ее синтаксиса и вторая строфа. Правда, акценты здесь несколько смещаются. Если первое место в первой строфе было отведено глаголу-сказуемому, второе – существительному-подлежащему, а третье – определению, выраженному прилагательным или существительным, обстоятельству места или дополнению, то во второй строфе центральное место в трехчленной структуре стихотворных строк начинает занимать определение-прилагательное. Возможно, это связано с тем, что во второй строфе жизнь более проявлена, ясно обозначена. Природа проснулась, и каждое явление в ней, каждый предмет предстает в своем истинном облике, в своем своеобразии, отличительных признаках.

С точки зрения строения, самой «отличительной» является последняя строфа. Здесь всего один образ (одно подлежащее) – крапива. Но это самое «действенное» существо, самое «живое», поэтому оно сопровождается четырьмя словами, выражающими действие: глаголами обрядилась, шепчет , причастием заросшая , деепричастием качаясь . И даже наречие шаловливо содержит в себе действие (шалит). Наверное, благодаря своей «живости» (и живучести) крапива и получила право выразить ключевую мысль стихотворения, выраженную в его заглавии и в последней строке.

Строка «С добрым утром!» выбивается из общего ритмико-интонационного строя стихотворения. В отличие от других стихов, она написана не пятистопным хореем (кстати, самым «жизненным», оптимистичным метром), а двустопным. «Усечение» строки наполняет ее бо льшей энергетикой за счет того, что сила усеченных стоп передается оставшимся. Так, интонационно выделяя последний стих из ряда других, Есенин актуализирует его, придает ему особое звучание. И это неслучайно. Мысль о доброте как силе, благости жизни – ключевая и в этом стихотворении, и во всей поэтической системе автора. Она составляет зерно мироощущения и миропонимания Сергея Есенина.

Стихотворение имеет кольцевую композицию, цель которой – отразить целостность жизни, ее гармонию, ее «вечность». Гимн жизни, пропетый поэтом в стихотворении «С добрым утром!» – в произведении, написанном в самом начале XX века, был как предостережение от предощущаемых национальным гением трагических, кровавых событий наступившего столетия и как глубинная вера русского человека в «неуничтожимость жизненной материи»

Пейзажная лирика в творчестве Есенина передана автором с большой трепетностью и чувственностью. Вместе со стихотворением «С добрым утром», где бы мы не находились, какая бы погода не была за окном, мысленно обязательно перемещаемся в уголок природы, окруженный березами и крапивником, которые только отошли от сна.

После прочтения стихотворения душа чувствует летний рассвет, когда вместе с природой просыпается все живое. А лето – это, пожалуй, самая яркая и самая увлекательная пора. Такое чувство, что радость крепчающих с каждым днем березок,

Чувствуется в каждом листочке, в каждом прутике. Тем более, что в лирике Есенина, каждое природное создание, каждое существо – живое. Читая строки поэта, будто видишь, как улыбается береза, открывает глаза после сна крапива, как каждый росточек будто вытягивается под лучами летнего солнца.

«Звезды золотые» сменились ласковым солнышком. Настала его пора. Его первые лучи, появляясь на восходе, окрасили небо в румяный цвет. Это предвестие ясного летнего дня, который принесет теплую погоду, благодатные лучи, так необходимые всем растениям.

Образу березы в творчестве Есенина вообще, надо сказать, уделено множество

Внимания. Ведь именно эти деревья ассоциируются у поэта с Родиной. В любом стихотворении береза – это своеобразная девчушка-веселушка, с сережками и длинными кудрявыми косами. Капельки росы дополняют этот озорной образ, как жемчужные и изумрудные украшения.

Представляешь сразу деревенский «плетень», около которого растет крапива. Самым интересным и необычным в этом стихотворении можно отметить превращение крапивы из, так привычной для нас неприятной, жалящей травы, в кокетливую красавицу, которая «обрядилась ярким перламутром». Кажется, что все вокруг наполнено добродушием, улыбками и радостным ожиданием предстоящего дня.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех...
  2. Феномен творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями...
  3. С чем чаще всего ассоциируется Россия в восприятии большинства людей? Можно называть разные символы. Иностранцы обязательно припомнят водку, матрешку и...

Анализ стихотворения Есенина С добрым утром 3, 4, 5, 6 класс

План

1.История создания стихотворения

2. Жанр и идея

3.Композиция

4. Поэтические средства

Стихотворение С добрым утром написал в начале своего творческого пути, в 1914г. Какие чувства и переживания испытывает молодой автор, совсем недавно покинувший родное село и приехавший покорять Москву? Конечно, он вспоминает природу родных мест, которая долгие годы была неотъемлемой частью его жизни.

Жанр и идея

«С добрым утром» - это лирическое стихотворение. Оно описывает то, с чего начинается каждый день сельского жителя - рассвет. Есенину очень тонко и живо удается передать пробуждение «сонных березок» и ничем не приметной заросшей крапивы, которая с рассветом «обрядилась ярким перламутром».

Идея произведения заключается в описании всей красоты и неповторимости начала нового дня.

Композиция

Произведение состоит из трех коротких четверостиший. Используя множество художественных образов поэт придает своему творению особую красочность и живость. Кажется, что вот вот взойдет солнце, оно уже виднеется на горизонте, хотя само слово «солнце» или «восход» автором не употребляется.

Поэтические средства

  • Вся природа тут словно живое существо. Это ощущение рождается благодаря использованию тропов, особых поэтических средств. Рассмотрим их подробнее:
  • Анафора - повторение одинаковых звуков или слов в начале нескольких фраз или строф. В этом стихотворении повторяется согласная «з» в первых двух строчках: Задремали звезды золотые, /Задрожало зеркало затон... Первое четверостишье - вступительная часть. Эти строки отчетливо рисуют водоем, уходящие ночные сумерки, приближающийся рассвет.
  • Аллитерация, выраженная повторениями гласных «з», «д» в сочетании с буквой «ж» привлекает внимание. Создается яркий образ жужжащих над водой стрекоз или пчел.
  • С помощью авторских эпитетов звезды на небе стали золотыми, а у русской березы появились шелковые косы.
  • Метафоры Есенина рисуют красочный пейзаж: «сетка небосклона», «зеркало затона», «горят росы». Во второй строфе природа выступает в роли основного действующего лица. Она как-будто стала живой. Березы - это словно только что проснувшиеся молодые девушки с растрепанными косами, сонно улыбаются встречая новый день. В третьей строфе происходит кульминация сюжета. Есенину удается придать крапиве образ красавицы. Ведь неприметный сорняк обрядился …ярким перламутром и …качаясь шепчет финальную фразу стихотворения …с добрым утром! «С добрым утром» раскрывает мысли и чувства автора. Поэт словно художник рисует читателю рассвет. Безмятежное, тихое и родное начало дня в селе.