В вагонах для заключённых вместо обычных купе - камеры с решётками. © / Пресс-служба Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области

Людей, приговорённых к лишению свободы, часто перевозят к месту отбытия наказания в специальных вагонах .
О том, каковы условия в «тюрьмах на колёсах», рассказали представители Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области.

Без подушек

«Столыпинский» вагон или тюрьма на колесах представляет собой обычный купейный вагон, только вместо дверей там решетки, а окна есть только со стороны коридора. Там круглосуточно ходит часовой.
Стена в камере глухая.
В вагоне два вида камер - малая и большая. В первой всего три посадочных места, а во второй семь. Между «шконками» второго уровня опускается перегородка, тем самым создавая еще одно спальное место.


Вместо дверей купе в вагонзаке - решётки. Фото: Пресс-служба Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области

Теоретически, в камеру можно «заселить» семь заключенных, но бывает и так, что едут в такой камере 12 человек. Двое спят на самых верхних полках, плюс на втором ярусе три человека, и внизу семь человек сидят на двух полках. Потом меняются - сон по очереди. По лимиту в таком вагоне может ехать 70 заключенных под стражу.

И конечно, никаких матрасов, подушек и постельного белья. Голые деревянные полки. И так на протяжении всего пути следования по этапу. Никаких разносолов и раздачи пищи. Осужденные и подследственные питаются тем, что выдадут им в пункте отправки - галеты, растворимые супы, каши и чай.

Конвой раздает лишь кипяток, которым можно развести еду. В дороге никто для зеков не готовит пищу, так как нет в столыпинском вагоне ни поваров, ни раздатчиков пищи.

Как говорит начальник управления конвоирования по Челябинской области Вячеслав Першин, в его ведомстве сейчас числится шесть вагонов, два из которых нового поколения и резко отличаются от «столыпинских». Хотя и четыре других тоже ничем не напоминают те «теплушки», в которых возили заключенных под стражу еще в советские времена.

«Конечно, к нам постоянно поступают жалобы на то, что нет матрасов, белья и прочих благ цивилизации, но все это по закону. Люди едут не на курорт к морю, а в места лишения свободы, и все они в свое время нарушили закон», - говорит Вячеслав Першин .

Благами цивилизации могут пользоваться только проводники и личный состав караула. Кстати, проводников в спецвагоны набирают из сотрудников РЖД, которые прошли специальную проверку в соответствующих органах. У них на рабочих местах есть всё - плита, на которой можно приготовить еду, холодильник, микроволновая печь, спальное место с бельем и душевая кабина. Нет в вагонзаке только телевизора. По инструкции не положено.



На рабочем месте конвориров и проводников есть всё необходимое. Фото: Пресс-служба Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области

«Зато разрешается караулу слушать радио. Личный состав должен быть в курсе всех событий, которые происходят в стране и в мире» , - отмечает Вячеслав Першин.

Курить в спецвагоне строго запрещено, хотя многие умудряются это делать. Не заметил конвойный - пронесло. А вот читать книги и играть в шахматы не возбраняется. Правда, в вагоне художественной литературы нет, также как и шахмат. Достают книги и игры заключенные из своих баулов.

По ночам свет в камерах отключают, дают людям выспаться, но в коридоре он горит круглосуточно. Конвойный в сопровождении помощника начальника караула может в любое время зайти в камеру и простучать стены - не готовят ли зеки побег? Не заходят лишь в камеру к женщинам.

«Смотреть под ноги!»

Погрузка заключенных происходит на территории управления конвоирования, которая примыкает к железнодорожному вокзалу. Процесс приемки прост.

«Я начальник конвоя и довожу до сведения правила. При выкрике фамилии отвечаете «Я», по команде выходите с вещами и сразу приседаете на корточки. Вещи впереди себя, руки на затылок, - предупреждает начальник караула. - Смотреть только вниз! Называете свое имя-отчество, год рождения, статью. При передвижении смотреть только под ноги! В случае попытки к бегству конвой стреляет без предупреждения!» .

Даже если сопровождающий заключенного будет старше по званию и должности, все равно главный на всем пути следования - начальник караула. С него весь спрос.

Во время погрузки в вагон заключенные мелкими перебежками передвигаются до тюрьмы на колесах.
С двух сторон конвой с овчарками, которые надрываются от лая. Перед вагоном зеки вновь садятся на корточки. Сумку с вещами, а увезти с собой можно до 50-ти килограммов, ставят впереди. Руки за головой, глаза в землю. Затем начинается самое главное - приемка заключенных.

«Как правило, за один раз можно принять в вагон до 12 человек и всех в две первых камеры, - рассказывает Вячеслав Першин. - Затем всех сортируют в соответствии с режимом отбывания наказания и полом. Женщина, даже если она одна, едет в отдельной камере. Несовершеннолетние тоже» .

Сортировка идет уже во время движения состава. Преступники, осужденные на особый режим, едут отдельно от тех, кому назначили сидеть в колониях строгого режима, а общий режим отделяется от приговоренных к колонии-поселению.
Для заключенных, больных туберкулезом, предназначены отдельные камеры.

Два года в пути

Заключённые в пути часто не знают, куда они едут. Некоторым удаётся узнать направление заранее в администрации СИЗО или колонии, другие пытаются угадывать.

«Спрашивают у конвойного, в каком направлении едут, а конвойному запрещено разговаривать со спецконтингентом, - говорит Вячеслав Першин. - Вот и приходится им вычислять путь следования по голосу диктора в динамике на промежуточных станциях» .

Был такой заключенный в Челябинской области, который два года заключения провел именно в «столыпинских» вагонах. Во время ареста у него не оказалось с собой документов, а может и выкинул при задержании. После следствия и суда его отправили на «севера». Однако в колониях отказывались брать человека без имени. Так и катался он по России этапом, лишь изредка отдыхая в камерах изоляторов, пока его не приняли в колонии возле Северного Ледовитого океана.

Прошли проверку

Есть в управлении конвоирования вагон, которому исполнилось 37 лет. Этот вариант как раз из тех, «столыпинских».
Туалет, тамбур и даже печка напоминают далекие советские годы.
Периодически их ремонтируют, но «сыплются» они, по признанию начальника, на глазах.
Зато вагонзаки нового поколения отвечают всем европейским требованиям содержания заключенных.


В новых вагонзаках есть всё, что требуется для перевозки заключённых. Фото: Пресс-служба Общественной наблюдательной комиссии по Челябинской области

В ходе проверки члены Общественной наблюдательной комиссии не нашли нарушений в помещениях спецвагонов. Чистота и порядок, который наводят прикрепленные к вагону проводницы, удивляет и успокаивает. Нет замечаний, значит, их не будет и у заключенных.

«В следующий раз нас пообещали пригласить, когда будет погрузка спецконтингента, Увидим всё своими глазами: и погрузку, и приемку, и «шмон», - отметил председатель ОНК Василий Катанэ.

Справка:
Вагонза́к («столыпинский» вагон, вагон для перевозки спецконтингента) - специальный вагон для перевозки подследственных и осуждённых.
В 1908 году обычные товарные вагоны были приспособлены для перевозки переселенцев из Европейской России в Сибирь. По имени инициатора этого массового переселения, министра царской России Столыпина, такие вагоны стали называться «столыпинскими». Когда переселенческая кампания пошла на спад, «столыпинские вагоны» начали использовать для перевозки осуждённых.

Благодарим пресс-службу ОНК по Челябинской области за предоставленный материал.

Вагонза́к (вагон для перевозки спецконтингента ) - специальный вагон для перевозки подследственных и осуждённых.

История появления

Внутри вагона для спецконтингента.

Перевозка заключённых в вагонзаках во времена правления Сталина подробно описана в художественном произведении Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ » и мемуарах Евгении Гинзбург «Крутой маршрут » . О перевозке в наше время рассказано в мемуарах В. Переверзина - Заложник: История менеджера ЮКОСа :119-121 .

В советское время произошла подмена понятий и вагоны для перевозки заключенных стали называть "Столыпинскими". Хотя настоящие Столыпинские вагоны не имели никакого отношения к перевозке заключенных. Александр Солженицин в романе "Архипелаг Гулаг" писал о столыпинском вагоне: "История вагона такова. Он, действительно, пошел, по рельсам впервые при Столыпине: он был сконструирован в 1908 году, но - для переселенцев в восточные части страны, когда развилось сильное переселенческое движение и не хватало подвижного состава. Этот тип вагонов был ниже обычного пассажирского, но много выше товарного, он имел подсобные помещения для утвари или птицы (нынешние «половинные» купе, карцеры) - но он, разумеется, не имел никаких решеток, ни внутри, ни на окнах. Решетки поставила изобретательная мысль, и я склоняюсь, что большевистская. А называться досталось вагону - столыпинским..."

Современный вагонзак

Вагонзак, вид с другой стороны. Там, где нет окон, находятся камеры.

Современный вагон для перевозки осуждённых является модификацией стандартного пассажирского вагона .

Внешний вид всех специальных вагонов – типовой, характерный для цельнометаллических пассажирских вагонов. Кузов сварной конструкции, защищён теплоизоляцией, опирается на две тележки и соединён с ними замковыми шкворнями, оборудован переходными площадками и буферами.

Вагон специальный модели ЦМВ 61-4500 постройки 2004 года обеспечивает размещение 75 человек спецконтингента в 3 малых и 5 больших камер. Предусмотрено 10 служебных мест: 8 – для караула, 2 – для проводников.

Купе караула оборудовано двумя нижними диванами с рундуками, двумя подъёмными полками второго яруса, двумя полками третьего яруса, столом и двумя откидными лестницами.

Купе начальника караула оборудовано нижним диваном с рундуком, подъёмной полкой второго яруса, столом с тумбочкой, в которую вмонтирован сейф для оружия и спецсредств, настенным шкафом для личных дел спецконтигента, откидным сидением, шкафчиком для медикаментов, настенным бра, часами, нумератором вызывной и специальной сигнализации.

Современный вагон модели ЦМВ 61-4500 отличается от прежних модификаций большей комфортностью: улучшенной вентиляцией воздуха, наличием кондиционеров, газовой плиты, холодильника, микроволновой печи, душевой кабины для личного состава караула. Осуждённые имеют возможность пользоваться горячей водой для гидратации индивидуального рациона питания.

Номер вагона для перевозки спецконтингента всегда начинается с числа 76 (число 76 означает, что вагон прицепляется в последнюю очередь в «хвост» состава и изолируется от других вагонов поезда). Сверху над номером изображён трёхзначный код, начинающийся с нуля - это код приписки вагона к определённой железной дороге. К примеру, такая нумерация вагона - 028 76857 - обозначает, что это вагон для перевозки спецконтингента с порядковым номером 857, приписанный к

Как нынче модно срать в головы людям словами: "Прости нас, Государь, не уберегли! Прости нас за измену, трусость и обман!" -

Романтично, правда?

Вот, для таких нужд переселений двухэтажный вагон и построили: первый этаж - для скота и скарба, второй - для людей. Всего один построили. Хотя, возможно ошибаюсь, может построили целых три или четыре таких вагона.

Некоторые елейно мироточат по убиенному "великому" реформатору Столыпину. Любят его цитировать. Один такой мироточащий как-то изрёк такую цитату: "Дайте мне точку опоры, и я переверну Россию!" Чуть не упал. Помню, что кофе был горячий и я его пролил от услышанного.

Так вот, реформатор очень обрадовал верноподданных, ещё не отошедших от похода с Гапоном в Кровавое воскресенье, удивительными мерами по наведению порядка: военно-полевыми судами.

Справка: "За 1906 - 1907 годы они были введены в 82 губерниях из 87, переведенных на военное положение или положение чрезвычайной охраны. Предварительное следствие не проводилось, вместо него использовались материалы охранного отделения или жандармского управления. Обвинительный акт заменялся приказом о предании суду. Судебное заседание проводилось без участия в нем прокурора, защитника (обвиняемый должен был защищать себя сам) и без свидетелей защиты при закрытых дверях, при этом допускались допросы свидетелей со стороны обвинения (чаще всего в их роли выступали чины полиции). Приговор должен был выноситься не позже чем через 48 часов и в течение 24 часов приводиться в исполнение по распоряжению начальника гарнизона..."

Адвокатов не было, свидетелей тоже, но попов хватало! -

От таких судов не то что в Сибирь поедешь на телеге, или в товарном вагоне. Пешком (вприпрыжку) побежишь!

Ещё упрекают советскую власть в том, что в её молодые горды храмы взрывали. Я так понимаю, что почти при полной народной поддержке взрывали. Толстопузы в рясах у рабочих и крестьян ни с чем иным, как с царским произволом, уже и не ассоциировались.

Цитата про "чудесные" экономические показатели: "О каком «промышленном прорыве» и «освоении Востока» при Столыпине можно говорить, если Россия стремительно сокращала железнодорожное строительство? Если в 1896-1901 годах в России строилось в среднем за год по 3100 вёрст железнодорожного полотна, то в 1902-1903 годах - уже по 1902 версты, а в 1908-1913 годах (как раз время правления Столыпина и сразу после него) - всего по 719 вёрст. Причина - катастрофическая нехватка денег, которую никакой Столыпин не мог преодолеть..."

Кто из вас пробовал ездить без нормальной еды, без лекарств, без доступа к врачу, за тысячи километров в товарном столыпинском вагоне? Взяв с собой всю свою семью, включая грудных детей. Не ездили, часом?

Конечно, были поезда и из пассажирских вагонов. Очень хорошо подходили для отчётных постановочных снимков -

И в Париж они не выехали. Они все остались в СССР. Как прощальный привет от никчёмного Николашки.

Так вот, прежде чем оплакивать "невинно" репрессированных в двадцатые и тридцатые годы, нужно подумать головой на счёт того, из какой они среды взялись.

Не одно десятилетие, при царях, в Российской империи творилась полнейшая антисоциальная херня, которая и принесла свои ужасные плоды. Плоды приходилось ловить и отправлять в тюрьмы и колонии. Отсюда и несколько повышенный процент сидельцев в молодые годы СССР.

Опишите среду обитания в России (1900 - 1922) любому участковому или следователю, они вам сходу и расскажут про то какая это была прекрасная среда для преступного мира.

Сейчас поймай на Украине обычного убийцу, который соседям во двор гранату кинул, что он скажет? Скажет что он политический активист и боролся за свои убеждения. Ещё и какие-то партийные побратимы найдутся, придут в зал суда переживать за своего подельника. Его осудят, сошлют на отсидку, а спустя годы оно будет всем рассказывать, что пострадал из-за убеждений! Был притеснён антинародным режимом!

Как сейчас потомки "невинных" и рассказывают о сталинском СССР. Они не дети убийц, воров, провокаторов, шпионов и предателей - все они дети "невинных" жертв.

Если бы не Великая Октябрьская социалистическая революция, и не приведение большевиками страны в чувство, не было бы России уже давно.

"Во что превратился добрый русский народ? Почему он преобразился в жадного зверя, жаждущего крови? " - пишет мне одна дама на надушенном листке бумаги. "Христа забыли, его идеи растоптали",- пишет мне граф П. "Ну что, вы довольны? Во что превратилась великая доктрина любви к ближнему? Что сделали со святостью церкви и религии? " - спрашивает К. Бруйтам из Тамбова.
Все повержены, убиты, исполнены трепета при мысли об этой великой и трагической эпохе. Не имея возможности ответить каждому на его письмо отдельно, я постараюсь ответить всем сразу:
Милостивые государи и милостивые государыни, день расплаты за ваше преступное безразличие к жизни русского народа настал. Все что вы сейчас испытываете, все что вас терзает - вами всецело заслужено. И в ответ на ваши послания я могу сказать вам только одно:
Я желаю, чтобы все ужасы жизни, которые созданы вами самими, приняли более глубокие и чувствительные размеры, чтобы ваши сердца страдали все более и более. Чтобы слезы прогнали сон от ваших глаз. Чтобы вихрь сумасшествия и ненависти опустошил нашу страну и истребил бы вас. Вы этого заслуживаете. Не удивляйтесь, если в ваших душах все, что остается доброжелательного и честного, будет стерто грязью и низостью, которая там находится и на которую вы обращаете к сожалению так мало внимания. Ваши души полны мерзостью, ложью, жаждой к власти и всеми низкими инстинктами..."

М.Горький Письмо к русским монархистам, Берлин, 1920.

П.С. И кто все эти смешные люди, которые от имени всех граждан позволяют себе просить прощения у какого-то предателя-неудачника?

Хотя, если учесть уровень надвинувшегося образования, то это и не удивительно -

За последнее время депутаты Госдумы наплодили столько карательных законов и драконовских поправок в Уголовный кодекс, что пора уже начинать ликбез граждан в отношении тюремно-лагерной жизни под единой рубрикой «Теперь это должен знать каждый». И как мы недавно убедились, что и сама депутатская неприкосновенность тоже не вечна. А там, глядишь, СИЗО и суд, этап и зона. Теперь это у нас легко.

И в качестве первого урока на тему «Теперь это должен знать каждый», мы поговорим о, так называемых, этапных столыпинских вагонах. Конечно, только в общеобразовательных и познавательных целях, а никак ни иначе.

Итак, «столыпинский вагон» - это стандартный вагонзак для перевозки спецконтингента или, говоря проще, осужденных. В первую очередь он используется для доставки зеков этапом из СИЗО в исправительные колонии.


Сам «столыпин» представляет из себя почти обычный купейный вагон, только вместо дверей там решетки, а окна есть только со стороны коридора, где ходит конвойный. Другая стена глухая. Три спальных яруса, а между «шконками» второго уровня опускается перегородка, оставляя небольшой «лючок» и тем самым создавая еще одно спальное место. В итоге, по официальным подсчетам, в купе «столыпина» имеется семь спальных мест, но это количество соблюдается лишь на бумаге. Мне доводилось «путешествовать» в купешке набитой 12 зеками, да еще и у каждого баул с вещами и продуктами. Ведь срока ехали мотать немалые. Как уместились? Просто. Двое спят на самых верхних полках, плюс на втором ярусе три человека, и внизу семь человек сидят на двух полках. Потом меняются - сон по очереди. Разумеется, никаких матрасов – голые полки.

Кстати, если прибывший из СИЗО автозак не может подъехать прямо к вагону, то конвой принимает «в поле» и ведет пешочком до перрона. Процесс приемки прост. Начальник конвоя предупреждает: «Я начальник конвоя. Довожу до сведения правила. При выкрике фамилии отвечаете «Я», по команде выпрыгиваете с вещами и сразу приседаете на корточки. Вещи впереди себя, руки на затылок. Смотреть только вниз! Называете свое имя-отчество, год рождения, статью. При передвижении смотреть только под ноги! В случае попытки к бегству конвой стреляет без предупреждения!». И пошли легкими перебежками до «столыпина», овчарки с двух сторон надрываются от лая, автоматчики торопят «Быстрее. Быстрее». У вагона снова все садятся на корточки, баул впереди себя, руки за голову, глаза вниз. И начинается приемка. По одному взлетаем в «столыпин» под крики «первый пошел» - «первого принял», «второй пошел» - «второго принял» и так далее.

Сначала весь этап набивают в два первых купе. И когда «столыпин» цепляют к пассажирскому составу и поезд трогается, начинается шмон и рассадка. По одному переводят в соседнее купе, где все вещи раскладываются на шконке и внимательно изучаются конвойными, а после осужденный переводится в купе в соответствии с «режимом отбывания наказания». То есть особый режим («полосатики») едут отдельно от строгого («строгачей»), а общий режим также отделяется от приговоренных к колонии-поселению («поселенцев»). Женщины, разумеется, путешествуют в своем отдельном купе, как и больные туберкулезом («тубики»).

Редкое видео. Любительская съемка пустого «столыпина»

В пути не кормят, дают только кипяток. Обычно, в СИЗО перед этапом выдают сухой паек на несколько суток – галеты, растворимые каши и супы. Но еду и питье во время всего пути надо свести до минимума, так как в туалет выводят крайне редко и неохотно.

Теперь по времени. «Столыпин» всю дорогу перецепляют от поезда к поезду, по многу часов держат в «отстойниках». И действительно, не показывать же вагон с решетками добропорядочным гражданам, едущим на отдых или в командировки. Поэтому привычное в нашем понимании время передвижения состава из одного города и другой никакого отношения к этапированию в «столыпине» не имеет. Так из Москвы в Питер наш вагонзак ехал двое суток, а из Питера до Мурманска мы ползли больше трех дней.

И еще одно своеобразное дополнение к наказанию - это неизвестность на протяжении всего этапа. Большинство осужденных не знают, куда их везут до момента прибытия в колонию. Из окон напротив практически ничего не видно, а конвойные молчат, как партизаны. Вот и приходится прислушиваться к дальним радиообъявлениям, пытаясь понять названия городов и потом уже вычислить примерное направление. Иногда бывает, что на второй день пути конвойный на очередную просьбу «Начальник, ты хоть направление скажи», сжалившись, тихо бросит «На Мурманск идете».

Процесс посадки в «столыпинский вагон». Запись сделана скрытой камерой с очень большого расстояния.


Раньше этап в «столыпине» сопровождался еще и избиениями осужденных, разбрасыванием вещей при шмоне, ударами прикладов во время посадки-высадки. Особенно лютовал, так называемый, «вологодский конвой», о котором ходили легенды по всем тюрьмам и зонам. Но сейчас, когда в каждом «столыпине» стоят видеокамеры, конвой достаточно спокоен, насколько это возможно в «тюрьме на колесах». Мне довелось ехать из Мурманска в Вологду в сопровождении «вологодского конвоя» - молчаливые, угрюмые и здоровые мужики. Смотрят мрачными взглядами, чеканят слова, но не бьют. До определенного момента, разумеется.

PS. Девушек из «Pussy Riot» Толоконникову и Алехину доставили в мордовскую и пензенскую колонии, так называемым, спецэтапом, то есть, тем же «столыпиным», но без «отстойников» и пересылок (промежуточных тюрем, где осужденных держат по нескольку дней в ожидании дальнейшего этапирования). Так сказать, без транзитов и задержек. Напрямую.

Такие ВИП-этапы существуют для известных персонажей, но «столыпин» присутствует всегда. Без него никак.


Оригинал:


"Столыпинские галстуки". Газета «Правда» разоблачает мифы о «реформаторе»-вешателе.

Олег Черковец, доктор экономических наук

2012-04-13
Этот деятель вошёл в историю не только «столыпинским галстуком», но ещё и провалившейся экономической «реформой». Минувшая неделя была отмечена безудержным восхвалением царского премьера-вешателя Петра Столыпина, юбилей со дня рождения которого приходится как раз на эти дни.

Особенно усердствовал главный государственный телеканал «Россия 1», посвятивший этому деятелю несколько сюжетов, где наибольшую активность развивали самые ярые сторонники нынешнего режима во главе с Н. Михалковым. И если по поводу происхождения выражения «столыпинский галстук», о чём прямо напомнил телезрителям на телеканале «Россия 1» лидер КПРФ Г. Зюганов, «певцам Столыпина» слишком сильно возражать, видимо, было не очень-то удобно, то уж «экономические достижения» этого деятеля превозносились вовсю.

ПРИ ЭТОМ в ход шли отдельные, явно выдернутые из контекста, тенденциозно подобранные высказывания современников, из которых следовало, что Российская империя благодаря Столыпину при его премьерстве становилась чуть ли не самой мощной экономической державой мира! Тут тебе и «запредельный» промышленный рост, и муссируемые из передачи в передачу данные о том, что вследствие переселенческой политики Столыпина Сибирь окрепла настолько, что стала экспортировать сливочное масло по стоимости большей, чем золото… Словом, фантастика, да и только! Давайте-ка раз и навсегда прекратим надувание очередного «пузыря» и посмотрим на эти фантастические выводы с реальными цифрами и фактами в руках.


Итак, то, что в истории называют столыпинской аграрной реформой, началось в конце 1906 года и, хотя формально вроде бы продолжалось после гибели самого автора «реформы» в 1911 году вплоть до самой Февральской революции 1917 года, фактически, конечно, прекратилось с началом Первой мировой войны. Поэтому мы будем считать 1913 год одновременно и пиком указанной «реформы». Не будем останавливаться на деталях самих предпринятых царским правительством во главе с П. Столыпиным мер - они хорошо известны со школьной скамьи. Здесь и содействие выделению зажиточных крестьян из сельской общины со своими земельными долями в отдельные хутора, и стимулирование переселения разорившихся крестьян в Сибирь для освоения тамошних земель, и т.п. Нас сейчас интересует главное: а каким оказался результат всех этих мер в условиях царской России?


Вначале - одна общая цифра. Из более чем двух с половиной миллионов переселившихся из центральных губерний России в Сибирь крестьян до 1917 года почти 20 процентов вернулись обратно: бедноте - даже при наличии некоторой государственной помощи - нечем было поднимать новые земли. И это, кстати, ещё один хороший урок современным «реформаторам» - духовным единомышленникам Гайдара и Чубайса, вот уже 20 лет твердящим, как заклинание, о «магической силе» частной собственности на землю. Голыми руками или даже с помощью одной лошадки сотни гектаров земли не поднимешь, и никакое «чувство хозяина» передовую технику и агрономию не заменит!


Ну а те, кто всё-таки прижился в Сибири, неужели действительно совершили какую-то «революцию» в сельском хозяйстве России? Посмотрим, какие данные предоставляет нам официальная статистика Российской империи за 1913 год - тот самый «благополучный» предвоенный год, показатели которого можно с полным основанием считать лучшими в истории царской России


Так вот, средняя по стране урожайность десятины пахотной земли в пересчёте на пуды - основную меру веса тогдашнего времени - составляла по ржи: в России - 56 пудов, в Австро-Венгрии - 92 пуда, в Германии - 127 пудов, в Бельгии - 147 пудов. Аналогичная урожайность по пшенице составила: в России - 55 пудов, в Австро-Венгрии - 89 пудов, в Германии - 157 пудов, в Бельгии - 167 пудов с десятины.
Выходит, не таким уж и весомым оказался «сибирский» вклад в дело подъёма урожайности в царской России…

Если же урожайность, несмотря на все усилия царских «реформаторов», выглядела, мягко говоря, весьма посредственно, то вполне естественными будут и следующие показатели, характеризующие продуктивность (в пересчёте на российские рубли) дойной коровы в том же 1913 году. Итак, в России она составляла 28 рублей с головы, в то время как в США - 94 рубля (то есть в 3,36 раза выше, чем в России), а в Швейцарии - так вообще 150 рублей с коровьей головы (то есть в 5,46 раза выше, чем в России). Так о каком же «превосходстве» сельского хозяйства России при Столыпине (или благодаря Столыпину) можно говорить?! Так сколько того же масла можно было произвести по сравнению с передовыми государствами при такой продуктивности?

Тут может возникнуть правомерный вопрос: а как же тогда быть с пресловутым экспортом масла из Сибири, чем так любят козырять защитники Столыпина? Ну, во-первых, вывезти из страны можно сколько угодно - было бы желание. Разве, к примеру, сегодня высшие руководители России не хвастают на каждом углу о росте экспорта зерна? Не об этом ли мы в очередной раз слышали на днях в Государственной думе? Это при том, что зерна всё больше не хватает для корма собственному скоту, и поэтому мясо приходится завозить со всего света: хорошо, если из Белоруссии, но ведь и из Австралии и Южной Африки тоже…

О каком «промышленном прорыве» и «освоении Востока» при Столыпине можно говорить, если Россия стремительно сокращала железнодорожное строительство? Если в 1896-1901 годах (время завершения строительства Транссиба) в России строилось в среднем за год по 3100 вёрст железнодорожного полотна, то в 1902-1903 годах - уже по 1902 версты, а в 1908-1913 годах (как раз время правления Столыпина и сразу после него) - всего по 719 вёрст. Причина - катастрофическая нехватка денег, которую никакой Столыпин не мог преодолеть, а иностранные займы на такое строительство давали лишь под правительственные гарантии. Кстати, они-то во многом и способствовали втягиванию России в преступную Первую мировую войну, стоившую нашей стране 4 миллионов жизней. Ведь гарантированные правительством займы парижским и лондонским финансовым воротилам надо было возвращать, причём с процентами, а возвращать-то было нечем! Кроме как, понятное дело, солдатскими жизнями… И грянула война...

А это нововведения Столыпина: «Столыпинские вагоны»... Да, да, это те же самые вагоны, которые Сталин использовал по назначению для этих горре реформистов, о которых они так слезно рассказывают до сих пор. А как суки вы народ простой гнали на убой в Сибирь в этих же вагонах с 1906 года до 1917 - включительно - значит это нормалек? Этого вы, епта, не помните?! А, Михалков? Шибко ты воняешь в последнее время не по делу. Надо тебе прокатиться в таком вагончике аж до Сусумана (недалеко от Магадана).






Зато широкой публике стали более известны «Столыпинский вагон» и «Столыпинский галстук», а в последнее время – ещё и то, что он был великий горе-реформатор, епта!


18 сентября (по новому стилю) 1911 года скончался премьер Столыпин, раненый студентом Богровым в Киевском театре четырьмя днями раньше – как ни странно, за день до смерти ему, вроде бы, стало лучше… (По некоторым источникам причиной смерти стала не собственно вторая пуля (первая попала в руку), а орден – именно он, деформированный выстрелом, разорвал печень премьера).


Вот и получается, что не «прорыв» обеспечил «реформатор»-вешатель своей стране, а нечто прямо противоположное… И неудивительно, что уже на втором году «столыпинской реформы» страну постиг общероссийский голод, во время которого голодали свыше 20 губерний, а в 1911-1912 годах на Россию буквально обрушился следующий, ещё более сильный голод, охвативший уже 60 губерний. Тогда на грани голодной смерти находились 30 миллионов человек. Об этих, как, впрочем, и многих других подобных фактах ой как не любят вспоминать г-н Михалков и Ко! Но именно в них - приговор истории автору «столыпинского галстука».
И вот кирдык настал реформатору Столыпину, жаль что не было там Чубайса и Гайдара рядом, жаль, что родились поздно так. Ещё и Явлинский просится на ствол, гинеколог шоковой терапии. Гад. Ползучий. Сучий потрох.