Внеклассное мероприятие по информатике «Информационный лабиринт»

Игра по информатике для учащихся 8 класса

Мазунина Наталья Михайловна.
Должность и место работы: учитель информатики и ИКТ, МБОУ «Гайнская СОШ» п. Гайны Пермского края.
Описание материала: Внеклассное занятие, представленное в моей работе, предназначено, прежде всего, для школьников 7-8 класса, учителей информатики средней школы, также будет интересно учителям начальной школы. Данное мероприятие можно провести как на уроке обобщения или контроля знаний после изучения тем «Информация», «Измерение информации», «Основные устройства компьютера», так и в рамках Предметной недели информатики. На мероприятии учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задание на сопоставление, расшифровывают высказывание, «узнают» пословицы, разгадывают ребусы и загадки.
Оборудование и материалы:
– Компьютер, проектор, демонстрационный экран;
– Ручки для участников команд и членов жюри;
– Карточки с заданиями конкурсов для команд;
– Бланк оценивания и лист с ответами для жюри;
– Бланки грамот для вручения командам за 1 и 2 место.
Цель: Развитие познавательного интереса учащихся к информатике.
Задачи:
Обучающие: повторить теорию ранее изученного материала и практически его применить, использовать различные виды представления информации: текст, таблица, рисунок.
Развивающие: развивать творческую активность, мышление, сообразительность, смекалку, находчивость, быстроту реакции.
Воспитывающие: воспитывать культуру общения между учащимися, умение работать в группе, сплотить участников команды, уважать соперника, стремиться к победе.
Организация мероприятия: две команды по 4-6 человек в каждой.
Форма проведения: игра.

Ход мероприятия:

Здравствуйте! Мы собрались сегодня в этом классе для участия в игре «Информационный лабиринт».

Рада приветствовать участников, болельщиков и членов жюри!
Название предмета «Информатика» не зря произошло от слова «информация», в чем мы сегодня и убедимся.
Убеждена, что вы покажете не только свои знания по предмету, но и смекалку, находчивость, сообразительность. На слайде – девиз нашей игры.


Желаю каждой команде успеха! Надеюсь, что обе команда покажут слаженную, сплоченную работу.
Итак, «Информационный лабиринт» предполагает прохождение определенных этапов. Как и в любой игре, начнем с формулировки правил игры :
1. За каждый верный ответ команда получает один балл. Засчитываются только те ответы, которые произнесли после того, как участник поднял руку, выкрики с места не засчитываются. Скорость также важна – команде, справившейся с заданием первой, дополнительно добавляется один балл.
2. Если ответ неверный – может ответить другая команда. В случае правильного ответа она также получает балл.
3. За нарушение правил игры и дисциплины команды теряют баллы.
Хочу представить уважаемое жюри (назвать состав жюри) , которое будет следить за выполнением всех этапов нашей игры и подводить итоги. (отдать жюри бланк оценивания и лист с ответами)
Первый поворот лабиринта «Представление» . «Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт», - сказал капитан Врунгель в известном мультфильме. Придумайте, пожалуйста, названия вашим командам и выберите командира. Командир будет ответственным в случае, если у команды появятся несколько версий ответов.
Итак, первая команда – какое название вы придумали? (ответ команды) Вторая команда? (ответ команды) Поприветствуем друг друга!
Второй поворот «Перестановки» . Задание: вам будут даны слова, в каждом нужно переставить буквы таким образом, чтобы получились понятия, связанные с информатикой. Слова – на карточках. Приступаем к работе.


Закончили – сдаем ответы жюри. Давайте себя проверим. Правильные ответы – компьютер, файл, сканер, монитор, драйвер. Надеюсь, никто из вас не попал в тупик информационного лабиринта? Идем дальше.
Третий поворот «Великие мудрецы» .
Каждой команде предстоит ответить на вопросы. Приготовились? Начинаем, будьте внимательны.
Вопросы для первой команды.
1. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации. (информатика)
2. Устройство ввода звуковой информации в компьютер. (микрофон)
3. Организованная последовательность действий. (алгоритм или план)
4. Основное устройство ввода информации. (клавиатура)
5. Сколько байт в одном килобайте? (1024)
6. Огнестрельное название жесткого диска. (винчестер)
7. Сколько органов чувств у человека? (5)
8. Вредоносная программа, которая сама себя приписывает к другим программам. (вирус)
9. Минимальная единица измерения количества информации. (бит)
10. Что в глубокой древности использовали в качестве инструмента для счета? (рука)
11. Взаимодействие пользователя и компьютера. (интерфейс)
Вопросы для второй команды.
1. "Мозг" компьютера. (микропроцессор)
2. Сколько бит в одном байте? (8)
3. Устройство вывода звуковой информации из компьютера. (колонки или наушники)
4. Именованная область данных на носителе информации. (файл)
5. При каком напряжении в сети работает компьютер? (220 вол ьт)
6. Устройство ввода информации с бумажного листа. (сканер)
7. Максимальная единица измерения количества информации. (терабайт)
8. Программа для подключения дополнительных устройств, например, принтера или сканера. (драйвер)
9. Специальный указатель, показывающий место на экране, где появится следующий символ. (курсор)
10. Знания, сведения из окружающего мира. (информация)
11. Устройство, позволяющее распечатывать информацию из компьютера. (принтер)
Переходим к четвертому повороту «Сопоставление» .
Каждая команда получает карточку, на которой перечисляются различные действия с информацией. Нужно отнести каждое действие к какому-нибудь информационному процессу. Давайте-ка вспомним, какие информационные процессы существуют? (ответы учеников)
К основным информационным процессам относятся обработка, хранение, прием и передача информации. Последние два действия, прием и передача, в карточке объединено одним – передачей информации. Начинаем работу.


Сдаем ответы. Пока жюри выполняет проверку, я думаю, вам тоже интересно, какие же информационные процессы были задействованы. Ответы: А-1,3,6; В-2,7,9,12; С-4,5,8,10,11.
Пятый поворот «Ребусы» .
Вы умеете разгадывать ребусы? Какую роль в ребусах играют запятые? (ответы учеников)
Если перед рисунком нарисованы запятые, значит надо убрать столько букв, сколько запятых. Если запятые перевернуты, то убираем буквы из конца слова. Перед вами – карточки с ребусами. Давайте их разгадаем!


В ребусе зашифровано название профессии - программист.


Ответ к ребусу - название жесткого магнитного диска - винчестер.


На слайде - вид указателя мыши - курсор.


Ответ на этот ребус - дисковод.


В ребусе зашифровано одно из устройств ввода информации - клавиатура.


Последний ребус разгадывается как другое устройство ввода информации - сканер.
Закончили. Жюри посчитало количество правильных ответов каждой команды.
Переходим к следующему повороту информационного лабиринта.
Шестой поворот «Узнай пословицу» .
В качестве задания каждая команда получает карточку с таблицей, заполненную пословицами и поговорками, измененными на компьютерный лад. Вам надо догадаться и записать – какая пословица или поговорка была взята за основу. Все они общеизвестны. Задание понятно? Штурмуем поворот!


И последний, седьмой поворот «Шифровка» .
Каждая команда получает карточку с зашифрованной фразой и ключом к шифру. Фраза представлена в таблице, каждая ячейка которой имеет своё имя. Имя ячейки начинается с буквы – это заголовок столбца, число – это номер строки. Приступайте к работе.


Выполнили? Очень хорошо. Сдаем свои ответы жюри. Давайте проверим. Должно было получиться высказывание «Кто владеет информацией – тот владеет миром!». Так когда-то сказал Уинстон Черчилль, чье фото вы сейчас видите на слайде.


Это британский политический деятель, военный, журналист, писатель, почётный член Британской академии, лауреат Нобелевской премии по литературе. Это высказывание может охарактеризовать и наш век информатизации, в котором преобладают стремительно развивающиеся информационные технологии.
Итак, пройдены все повороты информационного лабиринта. Пока жюри подводит итоги, я предлагаю задание для болельщиков : разгадать загадки.
Он быстрее человека перемножит два числа,
В нем сто раз библиотека поместиться бы смогла,
Только там открыть возможно сто окошек за минуту.
Угадать совсем несложно, что загадка про... (компьютер)
***
На столе он перед нами, на него направлен взор,
Подчиняется программе, носит имя... (монитор)
***
Под дисплеем - главный блок: там бежит электроток
К самым важным микросхемам. Этот блок зовут... (системный)
***
Вставишь диск в него, и вот -
Заработал... (дисковод)
***
Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть!
Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть.
Очень тонкая натура. Имя ей... (клавиатура)
***
На компьютерном столе помогает она мне.
Колесиком и кнопкой я управляю ловко (мышь)
***
Если я в игру играю, то на кнопки нажимаю.
Кнопки, рычаги и хвостик. Догадались? Это... (джойстик)
***
Компьютер будет молчалив, коль нет с ним рядом дев таких.
А если есть - он говорит, поет, играет и пищит.
Стоят над ним в сторонке близняшки две – ... (колонки)
***
Бывает струйный, лазерный бывает. Его всегда печатать заставляют.
Он на бумагу распечатает, что нужно. Печатник этот всем нам очень нужен (принтер)
***
С помощью такого устройства скопировать книгу можно.
Тексты, картинки любые станут с ним цифровыми (сканер)
***
Указатель на экране буквам всем укажет место.
С ним работать легче станет, он – экранная пометка.
На экране видит взор, как мигает мне... (курсор)

Молодцы! Предоставим слово жюри. (жюри подводит итоги)
Поздравляем победителей! (вручаются грамоты) Спасибо всем за участие в игре, желаю дальнейших успехов в изучении информатики. Спасибо нашим гостям за помощь в организации мероприятия. Всем удачного дня. До свидания!

С введением в школы нового стало большое внимание уделяться внеурочной деятельности ребенка с целью воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому сейчас тематическое планирование по составляет не только классный руководитель, но и учитель-предметник. Исключением не является даже информатика. Мероприятия, запланированные учителем, обязательно должны быть утверждены на педагогическом совете.

В связи со стремительным развитием компьютерной техники школьный предмет информатика становится все более актуальным. Ведь для того, чтобы стать успешным человеком в будущем, необходимо знать компьютер. Учителю информатики следует постоянно держать руку на пульсе, потому что часто появляется новая для школьников информация, которая еще не нашла отражения в учебниках. Причем учитель должен сам хорошо разбираться, стоит ли доверять источнику, учить ли нововведениям детей.

Основные правила подготовки по информатике

Внеклассное мероприятие по информатике - это специфическое занятие. И при его подготовке независимо от возраста учащихся необходимо учитывать следующие правила:

  • постановка конкретной цели проведения;
  • наличие технического оснащения в достаточном количестве (компьютер, клавиатура, компьютерные программы, мышь);
  • построение вопросов с учетом использования основных понятий информатики;
  • задания, предлагаемые учащимся, должны быть направлены на отработку навыков обращения с компьютером и способствовать развитию кругозора обучаемых;
  • учащиеся должны быть ознакомлены с правилами проводимого мероприятия.

Планировать мероприятие придется заранее. Педагогу стоит предупредить ребят о том, что запланировано нестандартное занятие. Можно заранее раздать задание школьникам. Особенно это актуально, если мероприятие будет открытым. Тщательная подготовка - залог успеха.

Внеурочная деятельность по информатике в начальной школе

Информатикой дети в начальной школе занимаются в форме кружковой работы, программа которой рассчитана на все 4 года обучения. Основная цель - познакомить учащихся с основными понятиями, выработать первичные навыки обращения с компьютером, объяснить детям понятие компьютерной грамотности.

Внеклассные мероприятия по информатике (1-4 кл.) чаще всего бывают нескольких видов:

  • заседание предметного кружка;
  • организация школьных праздников и вечеров;
  • проведение мероприятий в форме известных интеллектуальных игр.

Какой бы вид обучения не был выбран, он должен иметь конкретно поставленную цель и задачи. Например, внеклассное мероприятие по информатике в начальной школе всегда должно быть направлено на отработку языковой культуры по предмету, а также на воспитание эстетических чувств.

Для начальной школы могут подойти следующие мероприятия: «Путешествие в страну информатики», «Безопасность в интернете», «Логика для малышей» и другие. Разработки данных конкретных мероприятий без труда можно найти в специальной литературе и, основываясь на представленных разработках, провести свое внеклассное занятие.

Внеклассные мероприятия для 5-7 классов по информатике

Безусловно, построение урока всегда идет от простого к сложному. И для внеклассных мероприятий в данной возрастной категории подойдут следующие варианты: «Лабиринт», «Веселая информатика», «Морской бой», «Большой мир маленького человека» и т. д.

Внеклассное мероприятие по информатике «Морской бой» считается беспроигрышным вариантом для детей в возрасте от 11 до 14 лет. Правила игры просты, они не требуют лишних передвижений учеников по классу. Занятие отличается от классической игры «Морской бой» тем, что корабли все однопалубные, и команда, которая делала выстрел, если не попадает в цель, должна ответить на вопрос. Независимо от правильности ответа ход передается команде соперников.

Внеклассное мероприятие по информатике «Большой мир маленького человека» лучше всего проводить в конце седьмого класса, так как оно предусматривает обобщение знаний за учебный период с 5 по 7 класс. Это позволяет учащимся продемонстрировать все свои знания, умения и навыки, полученные во время образовательного процесса.

Внеклассные мероприятия для 8-9 классов

Внеклассное мероприятие по информатике для 8-9 классов должно быть построено с учетом психологического развития школьников (личностные интересы). Ведь дети подростки очень требовательны не только к себе, но и к окружающим. Они стараются показать свое «Я» и утвердиться в коллективе согласно социальному статусу. Поэтому здесь подойдут следующего рода внеклассные мероприятия: «Умники и умницы», «Кто хочет стать отличником?», «Самый умный», «Сто к одному».

При проведении внеклассного мероприятия по информатике нужно не только обучать детей предметным знаниям (для этого есть уроки), но и способствовать формированию личностных качеств, таких как умение:

  • выражать свои мысли;
  • выслушать товарища;
  • находить решение задачи в коллективе;
  • брать на себя ответственность;
  • адекватно относиться к критике и замечаниям.

Внеклассные мероприятия по информатике для старшеклассников

На учащихся лежит колоссальная ответственность - это подготовка к ЕГЭ. Внеклассное мероприятие по информатике для 9-10 классов должно способствовать повышению коэффициента знаний. Оно должно научить ребят правильному использованию интернет-ресурсов с целью подготовки к ЕГЭ.

Кроме этого, внеклассное мероприятие по информатике должно отражать межпредметные связи, которые демонстрировали бы учащимся, что успех в одном школьном предмете не может обеспечить успешность в целом. Здесь имеет смысл провести следующие мероприятия: КВН, «Виртуальный батл», «И в шутку, и всерьез», «Что? Где? Когда?».

Как правильно разработать мероприятие по информатике

Разработка внеклассного мероприятия по информатике - дело непростое, но вместе с тем увлекательное. Чтобы правильно подготовить занятие, необходимо помнить следующее:

  • определиться с видом внеклассного мероприятия согласно возрастной категории детей;
  • поставить цель и задачи проводимого урока;
  • если мероприятие по сценарию, то необходимо продумать последовательность действий;
  • наполнить содержимое мероприятия конкурсами и заданиями, выполнение которых будет стимулировать интерес к предмету;
  • тщательно продумать состав жюри, если это предусмотрено сценарием;
  • в мероприятии обязательно должен быть задействован зрительный зал;
  • техническое оснащение должно быть тщательно продумано (не нужно загромождать мероприятие лишним оборудованием).

Игра «Турнир знатоков информатики»

Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков информатики» подходит для любой возрастной группы детей. Данное занятие рассчитано на командную игру и состоит из нескольких этапов. Это могут быть:

  • разгадывание детьми кроссворда;
  • эстафета «Веришь, не веришь»;
  • игра-конкурс «Перевертыши»;
  • конкурс капитанов;
  • игра «Ты мне, я тебе».

Команды могут быть сформированы из параллельных классов или из представителей нескольких коллективов в зависимости от масштабности мероприятия. В данной игре необходимо предусмотреть наличие судейского состава и болельщиков, а также продумать все задания с учетом образовательной программы по предмету и возможностей учеников. Несмотря на все образовательные и воспитательные цели, внеклассное мероприятие должно создавать у ребенка чувство радости и успешности.

Анализ действий

После того как занятие проведено, необходимо сделать по информатике. Учитель должен провести его дважды. Первый раз это делается совместно с детьми для выявления всех плюсов и минусов, а затем уже самостоятельно, чтобы оценить достижение поставленных целей. После того как оба анализа сделаны, их результат учитель-предметник должен довести до педагогического коллектива, потому что именно им было утверждено проведение внеклассного мероприятия. Учащиеся обязательно должны знать об эффективности проведения такого занятия.

Значение мероприятий по информатике

Немаловажную роль в воспитании личности играет внеклассное мероприятие по информатике. Ведь именно здесь можно научиться:

  • правильно пользоваться дополнительной информацией;
  • самостоятельно добывать знания по интересующим предметам;
  • работать в коллективе и самостоятельно;
  • получать и передавать знания, используя тот или иной интернет-ресурс;
  • правильно пользоваться компьютером и ухаживать за ним с целью поддержания его в исправном, рабочем состоянии.

Педагогам не стоит бояться проводить внеклассные мероприятия. Ведь на них удастся не только передать свои знания ребятам, но и узнать новое о своих подопечных. Такие занятия способствуют личностному развитию школьников.

Поговорим о том, как можно провести внеклассное мероприятие по информатике. 5-6 классы - это период, когда ребята начинают глубокое знакомство с данным предметом. Внеурочная работа является важным средством формирования личности ребенка. Именно поэтому она является составной частью воспитательной работы в любом образовательном учреждении.

Предназначение

С какой целью проводится внеклассное мероприятие по информатике? 5 класс - это время, когда ребятам нравятся викторины, конкурсы. Педагог, вовлекая ребят во внеурочную работу, достигает главную цель воспитания и обучения - подготовку личности с активной гражданской позицией. Ребята повышают самооценку, обогащают личный опыт, совершенствуют практические навыки и умения.

Проект «Семейный клуб»

Как провести внеклассное мероприятие по информатике? 6 класс - отличное время для организации творческих викторин. Педагог организует «Семейный клуб». За 2-3 недели до проведения праздника ребята получают задание - сделать необычную компьютерную презентацию о своей семье.

В рамках самого мероприятия дети представляют свои творческие материалы. Жюри, в состав которого входят учителя, оценивают не только сам материал, но и оригинальность его подачи.

Сценарий внеклассного мероприятия по информатике составляет сам учитель. Это способствует повышению его профессиональности, творческому поиску, саморазвитию.

Профессиональный поиск

Учитель информатики - специальность, предполагающая постоянную работу педагога над собой, так как уровень компьютерной грамотности школьников меняется достаточно быстро. Для активизации внеурочной деятельности педагог обязан постоянно следить за новыми методическими материалами, публикуемыми в журналах «Компьютер в школе», «Информатика и образование», «Информатика».

Сущность внеклассной деятельности по информатике

Она подразумевает разнообразные по методике проведения, назначению, содержанию, способам и формам занятия. К примеру, можно организовать внеклассное мероприятие по информатике и математике «Цифры в нашей жизни». Ребята путешествуют с помощью интерактивной презентации, подготовленной учителем информатики, по стране «Цифрографии», решают несложные математические примеры, зарабатывают баллы. В конце мероприятия они могут обменять их на сладкие призы.

Внеурочная работа - это внеклассные занятия, проводимые в ученическом коллективе на базе самоуправления, самодеятельности учащихся при направляющей роли педагога.

Внеклассная работа по информатике носит межпредметный характер, так как она связана с многочисленными средствами и возможностями, предоставляемыми информационными технологиями и компьютером.

Цель и задачи внеурочной работы по информатике

Внеклассное мероприятие по информатике «7 класс в поисках сокровищ» предназначено для формирования у школьников познавательного интереса к данной учебной дисциплине. Что делает педагог? Он предлагает своим воспитанникам викторину, касающуюся информационных технологий. Каждый правильный ответ приближает ребят к сокровищам. После того как «клад» будет найден, ребят ожидает сюрприз - чаепитие с вкусным тортом.

Это внеклассное мероприятие по информатике позволяет решать следующие задачи:

  • Формирует у детей уверенность в своих силах, толерантность по отношению к другим людям.
  • Убеждает в необходимости получения информационных знаний.

Любое внеклассное мероприятие по информатике способствует обогащению опыта коллективного взаимодействия. В совокупности это дает отличный учебно-воспитательный результат. Многие ребята не занимаются в кружках, клубах, секциях, поэтому внеклассное мероприятие по информатике - это способ предупредить детскую безнадзорность, дать слабоуспевающим детям шанс на интеллектуальное развитие.

При правильном сочетании учебной и внеклассной работы можно создать гибкую систему учебно-воспитательной деятельности.

Любое внеклассное мероприятие по информатике является эффективным способом дифференциации воспитания и обучения при сохранении обязательного и единого учебного плана. Благодаря развивающей функции, педагог выявляет и развивает способности каждого ребенка посредством вовлечения его в школьные праздники, КВН, олимпиады по информатике.

Для чего проводится внеклассное мероприятие по информатике? 8 класс предполагает не только организацию творческих конкурсов, но и участие в школьных, региональных олимпиадах. Специфика внеурочной деятельности по информатике связана со следующими факторами:

  • обращение к чувствам детей для максимального эмоционального воздействия;
  • практическое совершенствование навыков и умений.

Внеклассное мероприятие по информатике «7 класс в поисках сокровищ», упомянутое ранее, является продолжением учебной деятельности. Оно подходит для углубления УУН школьников в сфере программного материала, развития исследовательских и логических навыков, усвоения информационного языка.

Работа с подростками

Как организовать внеклассное мероприятие по информатике? 9 класс - время, когда дети стоят перед выбором будущей профессии. Учитель обязан учитывать психологические и возрастные особенности подростков, продумывая план внеурочной деятельности. Например, посредством информационных технологий педагог знакомит ребят с миром профессий, их отличительными чертами, популярностью на современном рынке труда.

Предлагаем внеклассное мероприятие по информатике: «8 класс - компьютерная юморина». Класс делится на две группы, одна выступает в качестве зрителей, вторая - актеров. Ребята, пользуясь информационными технологиями, придумывают смешные конкурсы, загадки, вовлекают в праздник «зрителей».

Педагог выступает в качестве наблюдателя и технического инженера. В случае необходимости он включает (выключает) компьютер, проектор, переключает слайды презентации.

Часто учителя объединяют во внеурочной деятельности два аспекта: развлекательный и познавательный. К примеру, внеклассное мероприятие по информатике (10 класс) можно провести по сценарию программы «Поле чудес». Игрокам предлагаются вопросы, касающиеся информатики. Победитель выбирает сладкий приз, получает оценку «отлично» по предмету.

Мероприятие «Инфознайка»

Предлагаем внеклассное мероприятие по информатике, 11 класс может провести его (под руководством педагога) для учеников 5-6 классов.

Оборудование: конкурсные задания, плакаты, музыкальные записи.

В игре участвуют команды из 6 игроков. Учитель информатики, классные руководители выполняют функцию жюри на мероприятии.

Цель - повышение познавательного интереса к информатике.

  • повторение основных понятий и терминов в игровой форме;
  • развитие умения использовать теоретические сведения в нестандартных ситуациях;
  • совершенствование коммуникативных навыков и культуры поведения школьников;
  • создание условий для интеллектуального, активного, эмоционального отдыха после учебных занятий;
  • способствование развитию творческих, интеллектуальных, физических способностей школьников.

Ход мероприятия прост.

Старшеклассники приветствуют учителей, ребят, гостей праздника. Внеклассное мероприятие «Инфознайка» можно начать словами:

«Надо срочно вам, ребята,

Информатику познать.

Ведь успеха и удачи

Без компьютера не ждать!»

Информатизация для современного человека - это знания, оценивать которые будут наши уважаемые педагоги.

Затем следует знакомство с каждой командой. Ребята озвучивают свое название, девиз, представляют капитана.

Первый конкурс: каждая группа игроков получает листочек с ребусом. За правильный ответ команда получает 5 баллов.

Пока игроки работают над заданием первого конкурса, старшеклассники предлагают болельщикам отгадать несколько загадок.

  1. Точно смелый капитан! Есть на нем крутой экран. Яркой радугой он дышит, и на нем планшет наш пишет, и рисует без запинок он нам множество картинок. (Монитор).
  2. Около дисплея - главный блок: там идет электроток к самым главным микросхемам. Этот блок мы назовем... (Процессор).
  3. Скромный серый колобок. Тонкий, длинный проводок. Ну а на коробке - две либо три кнопки. В зоопарке наш зайчишка. У компьютера есть... (Мышка).
  4. Раз-два и готово - отстучали слово! Вот где пальчикам физкультура. Это красивая... (Клавиатура).
  5. Для чего же данный ящик? Он к себе бумагу тащит. Ну и сразу же буквы, точки, очень ровно в каждой строчке. Напечатай нам картинку, ловкий мастер - струйный... (Принтер).

Следующий конкурс называется «Носитель информации». Старшеклассник читает небольшой отрывок из мультипликационного фильма или из сказки, а игроки должны отгадать носитель информации, применяемый героями.

  • Скачет как-то Илья Муромец на своем боевом коне и видит: лежит на развилке путей-дорог Вещий камень, на котором написано: «Направо пойдешь - своего коня потеряешь, зато себя спасешь; коли налево пойдешь - коня спасешь, а себя потеряешь; если прямо пойдешь - все потеряешь. (Камень).
  • Однажды дядя Федор, Кот и Шарик отправились в лес собирать грибы. Дома, помимо Галчонка, никого не было. И вдруг пришел почтальон Печкин, он постучал в дверь и услышал: "Кто там?" - "Это я, почтальон Печкин, принес журнал «Мурзилка»". (Бумага).

Последним в викторине будет конкурс «Инфобой». Команды получают тест, который они должны выполнить за минимальное время.

1. Выберите лишний термин:

а) береста;

б) папирус;

в) желудь;

г) пергамент.

2. Что не является главной деталью компьютера:

а) монитор;

в) клавиатура;

3. Какой информации не бывает:

а) зрительная;

б) слуховая;

в) вкусовая;

г) беговая.

4. Что является электронным носителем:

а) бумага;

б) лазерный диск;

в) камень;

г) береста.

5. Что может рассказать о человеке:

б) возраст;

Пока жюри считает баллы и подводит итоги, старшеклассники предлагают болельщикам какую-то интересную логическую задачку.

Полезная информация

Внеурочная работа является очень важным аспектом профессиональной деятельности учителя информатики общеобразовательной школы. Педагог предлагает своим воспитанникам изготовить наглядные пособия для других ребят, связанные с информационными технологиями.

В настоящее время в российских школах происходят серьезные преобразования. Они предполагают введение в образовательный и воспитательный процесс личностно-ориентированного подхода. В рамках внеурочной деятельности учитель информатики выявляет и развивает талантливых детей, вовлекает их во всевозможные олимпиады, творческие конкурсы, проектную и исследовательскую деятельность.

Заключение

В рамках внеурочной деятельности по информатике можно организовывать занятия по музыке и анимации, компьютерной графике, созданию гипертекстовых и мультимедийных проектов художественного, эстетического направления.

Ребята с огромным интересом посещают внеурочные занятия по дизайну и Web-графике. Перспективным вариантом творческой деятельности школьников в рамках ФГОС нового поколения будет ученический журнал либо школьная газета, которые разрабатываются с помощью информационных технологий.

Среди самых модных тенденций последнего времени стоит отметить функционирование школьных видеостудий. Педагоги информатики получают возможность создавать вместе со школьниками посредством компьютерных технологий не только различные документальные ленты, но и учебные, художественные материалы, мультипликационные фильмы, способствующие нравственному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

Очень интересным элементом внеурочной работы по информатике является смотр разных вариантов компьютерного творчества. Благодаря многочисленным проектам по ИКТ у ребят формируются представления о практической значимости информационных технологий.

В каждом образовательном учреждении формируется свой план воспитательной деятельности. На него влияют некоторые факторы:

  • традиции и специфика ОУ;
  • техническое оснащение школы;
  • индивидуальные и возрастные особенности школьников

Если в школе есть профильное обучение, в таком случае во внеурочной деятельности выделяется определенный познавательный элемент.

Отдельное внимание следует уделить и особенностям самого педагога, его склонностям, интересам, жизненной позиции.

Если учитель информатики настроен на получение высоких результатов от своих воспитанников, для внеурочной деятельности он будет отбирать содержание, способствующее достижению поставленной цели.

Стремительный темп развития компьютерных технологий и информатики делает мобильным содержание внеурочной деятельности по информатике, предполагая гибкость педагога в его работе.

Целенаправленная внеклассная работа по информатике нужна для того, чтобы у каждого ребенка была возможность раскрыть и выразить собственную индивидуальность.

Для этого педагог должен владеть полной информацией об интересах школьников, проводя с такой целью периодические диагностики. Среди форм работы, подходящих для учителя информатики, отметим фронтальную и индивидуальную.

Первый вариант предполагает одновременное воздействие педагога на каждого ребенка. Это позволяет учителю определять уровень подготовки класса к внеурочному мероприятию. При индивидуальной деятельности педагог подбирает специальные вопросы и задания каждому воспитаннику. Такой подход предполагает самостоятельное достижение поставленной цели, что способствует продвижению школьника по индивидуальной образовательной траектории.

1. Конкурс умников «Слова с компьютерной начинкой»

1. Определите какой компьютерный термин скрывается во всех представленных словах!

РОСТЬ (прилив сил, энергии)

ИБИЛДИНГ («строительство тела» спортивными упражнениями)

О _ _ _ (наружная часть колеса)

СВО _ _ _ А (отсутствие стеснений, ограничений, запретов)

СЛО _ _ _ А (торговый или ремесленный поселок на Руси)

2. Определите какой компьютерный термин скрывается во всех представленных словах!

ПЕ _ _ _ Ь (знак, делающий бумагу документом)

ПО _ _ _ ОК (соцветие у кукурузы)

ПЕР _ _ _ КИ (одежда для рук)

ОПЕ _ _ _ КА (непреднамеренная ошибка в книге)

КАМ _ _ _ КА (полуостров в РФ и задние парты в классе)

3. Определите какой компьютерный термин скрывается во всех представленных словах!

ЕРАН (столица Ирана)

УСИГАЛЬПА (столица Гондураса)

СТРА _ _ _ ИЯ (наука о ведении войны)

Ответы: А) БОД Б) ЧАТ В)ТЕГ

4. Пользуясь подсказкой в скобках, отгадайте сами слова, а также те компьютерные термины, которыми они начинены.

1. ЗАР_____ (вознаграждение за труд).

2. _____СЫ (популярный продукт из картофеля).

3.______ОБОЛ (спортсмен, занимающийся метанием).

4. ВЕР______(точка пересечения двух лучей, образующих угол).

5. ______ЬЕРА (плотная занавеска).

6. _______АДА (изоляция города противника).

7. О______ЕЛЬ (монастырь).

8. ОПЕ____КА (непреднамеренная ошибка в книге).

Ответы: 1. Зарплата 2. Чипсы 3. Дискобол 4. Вершина 5. Портьера 6. Блокада 7. Обитель 8.Опечатка

2. Конкурс мудрецов «Компьютерные анаграммы»

1. НАКАЛ → К_ _ _ _ (линия связи)

2. РЕВЕРС → С_ _ _ _ _ (мощный компьютер сети)

3. ОПЛОТ+РОК → П_ _ _ _ _ _ _ (правила пересылки данных между различными компьютерными сетями)

4. ПИ+ГРЕК+ТЕСТ → Г_ _ _ _ _ _ _ _ _ (паутинный документ)

5. КАДКА+ЗАЛ → З_ _ _ _ _ _ _ (школьная принадлежность в Паутине)

Ответы: 1) КАНАЛ 2) СЕРВЕР 3) ПРОТОКОЛ 4) ГИПЕРТЕКСТ 5) ЗАКЛАДКА

3. Крылатые слова

Выберите одно понятие соответствующее каждому предложенному «крылатому слову».

1 «Возмутитель спокойствия»:

Звуковой сигнал на ПК;

Антивирусная программа;

Сетевой вирус

2 «На деревню дедушке»:

Использование в программе оператора перехода;

Неправильный адрес почтового ящика;

Неправильное имя файла.

3 «Доверяй, но проверяй»:

Проверка наличия в программе вспомогательных процедур и функций;

Общение в чате;

Форматирование дискеты.

Ответы: 1) сетевой вирус. 2) . неправильный адрес почтового ящика 3) общение в чате

4. Конкурс «Опознай пословицу»

В этом конкурсе названы программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Необходимо вспомнить, как звучат они в оригинале.

2) Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.

3) Язык до провайдера доведет.

4) На то и хакеры в Интернете, чтоб Microsoft не дремал.

5) На хакере и шапка горит.

6) Вирусов бояться – в Интернет не ходить.

2) Всяк кулик свое болото хвалит.

3) Язык до Киева доведет.

4) На то и щука в озере, чтоб карась не дремал.

5) На воре и шапка горит.

6) Волков бояться – в лес не ходить.

5. «Кто больше?»

Из букв данного слова составьте как можно больше других слов:

1. КОДИРОВКА

код, кар, корова, ковка, корка, кивок, кадр, кирка, кора, кок, кров, ода, око, окрик, орда, дока, дрова, диво, дар, двор, ива, Икар, икра, ров, род, рак, вор, вар, вода, вид, вика, ад, ар, аккорд

2. ИНФОРМАЦИЯ

норма, нора, нация, нимфа, форма, фирма, фора, формация, ром, рация, роман, риф, рифма, мина, мор, мафия, мир, миф, омар, яр, яма, ярмо

6. «В одной связке»

Перед вами две колонки, в которых приведены части словосочетаний, относящихся к информатике или к устройству и работе компьютера. Необходимо назвать эти словосочетания.

Администратор

сеть

База

дискета

Виртуальная

технологии

Глобальная

информации

Графический

данных

Двоичный

диск

Двухмерный

модель

Алгоритм

каталог

Жесткий

файл

Загрузочная

алгоритм

Звуковая

редактор

Информационные

массив

Искусственный

программа

Кодирование

Евклида

Корневой

сети

Линейный

интеллект

Лицензионная

память

Математическая

колонка

Правильные ответы к заданию №4: 1. Администратор сети. 2. База данных. 3. Виртуальная память. 4. Глобальная сеть. 5. Графический редактор. 6. Двоичный файл. 7. Двухмерный массив. 8. Алгоритм Евклида. 9. Жесткий диск. 10. Загрузочная дискета. 11. Звуковая колонка. 12. Информационные технологии. 13. Искусственный интеллект.

14. Кодирование информации. 15. Корневой каталог. 16. Линейный алгоритм.

17. Лицензионная программа. 18. Математическая модель

7. Словесный ребус, или Разрезаем и склеиваем слова

Каждое из перечисленных слов необходимо представить в виде "Суммы", где "слагаемыми" служат другие слова, а также последние или первые части, других слов. Хотя бы одно из слов, использованных для составления заданного, должно быть связано с компьютерами или информатикой

1. АЛГОРИТМ

2. ДИСТРИБУТИВ

3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

4. ИНФОРМАТИКА

5. КОДИРОВКА

Возможные решения:

1. АЛГОл + РИТМ.

2. ДИСкета + ТРИ + БУТ + массИВ.

4. ИНТЕРнет + ПРЕрывание + комплекТАЦИЯ.

5. КОД + сортИРОВКА.

8. Третий - лишний

Для каждого из выделенных курсивом терминов приведены три определения, одно из которых термину не соответствует. Необходимо указать это определение.

1. Адрес - это:

1. Порядковый номер байта оперативной памяти.

2. Порядковый номер элемента массива.

3. Часть письма в электронной почте.

2. Диск - это:

1. Носитель информации.

2. Геометрическая фигура.

3. Спортивный снаряд.

1. Часть почтового адреса.

2. Значение переменной величины.

3. Номер элемента массива.

4. Меню - это:

1. Перечень величин, используемых в программе.

2. Перечень блюд в ресторане.

3. Изображаемый на экране список вариантов, из которых пользователь выбирает необходимый вариант.

5. Винчестер - это:

1. Устройство внешней памяти.

2. Город в Великобритании.

3. Место хранения информации в процессоре.

6. Команда - это:

1 . Действие, выполняемое исполнителем.

2. Приказ на выполнение.

3. Спортивный коллектив.

9. "Крылатые слова" и информатика

Для каждого из этих "крылатых слов" предложены три понятия, связанных с компьютером и информатикой. Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует "крылатому слову".

1. "На ошибках учатся"

1. Написание программы.

2. Резервное копирование программы на дискету.

3. Отладка программы.

1. Резервное копирование программы на дискету.

2. Размещение файла в папке, которая вложена в другую папку, а эта папка, в свою очередь, вложена в третью папку.

3. Использование операторов программы во вложенных циклах.

3. "Как белка в колесе"

1. Зацикливание программы.

2. Использование в программе рекурсии.

3. "Зависание" компьютера.

10. Назови слова

Первые две буквы этих слов совпадают. Укажите эти слова.

Вариант 1.

1. Механическое вычислительное устройство.

2. Место хранения резервных копий.

3. Программа для записи файлов в сжатом виде,

4. Внутренняя организация ЭВМ .

Вариант 2.

1. Разновидность носителя информации.

2. Гибкий магнитный диск.

3. Деталь системного блока персонального компьютера, устройство для установки диска, записи и считывания с него информации.

4. Устройство вывода информации в персональном компьютере.

5. Программное изделие, полученное у изготовителя .

Правильные ответы:

Вариант 1 . арифмометр, архив, архиватор, архитектура.

Вариант 2. диск, дискета, дисковод, дисплей, дистрибутив.

11. Конкурс «Отгадайте слова, содержащие известную аббревиатуру ПК».

1. __ ПК_ (часть печи).

2. __ ПК _ (холм, курган, вулкан).

3. __ ПК _ (орудие труда огородника).

4. __ ПК _ (головной убор с козырьком).

5. __ ПК _ (канцелярская принадлежность для бумаги).

6. __ ПК _ (лоскут ткани для хозяйственных нужд).

7. __ ПК _ (лодка с прочным широким корпусом).

8. __ ПК_ (зажим для бумаг).

9. __ ПК _ (положительный результат похода в магазин).

10. __ ПК _ (птица, бегающая по дну водоема).

Ответы: 1. Топка 2. Сопка 3. Тяпка 4. Кепка 5. Папка 6. Тряпка 7. Шлюпка 8. Скрепка 9. Покупка 10. Оляпка

12. Конкурс «Пословицы с компьютерной начинкой».

Вставьте компьютерные термины, включая и жаргонные слова, в известные русские пословицы.

1. Нападение - лучшая....

2. Кукушка своего... не вьет

3. Спящему коту... в рот не прибежит.

4. Менять шило на... .

5. Где паук, там и....

6. И... помнит, кто ее кормит

Ответы: 1. Защита 2. Гнезда 3. Мышь 4. Мыло 5. Паутина 6. Собака

13. Конкурс «Кроссворд».

По горизонтали

1.Текстовый... .

2.Устройство для выхода в Интернет.

3.«Мозг» компьютера.

4.Базовая система ввода-вывода.

5.Программное обеспечение

для просмотра веб - сайтов.

6.Механическое счетное устройство.

По вертикали

1. Группа файлов.

2.Системный... (место нахождения материнской платы).

3.Любые сведения.

4.Мигающая метка на экране монитора.

5.Устройство вывода информации.

6.Устройство ввода информации.

7.Французский ученый Блез....

14. Конкурс «Ребусы».

Ответы:1. Дисковод. 2. Каталог. 3. Модем. 4. Массив. 5. Программа. 6. Файл.